12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Егорова Ирина Александровна199
МБОУ "Школа №152" г.Нижний Новгород Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас.
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Тема: «День родного языка»

5-6 класс

Цель мероприятия: воспитание у школьников любви к родному языку

Задачи мероприятия:

- формирование интереса к истории родного языка

- воспитание потребности в расширении знаний о языке

- развитие творческих способностей школьников.

Формы организации деятельности детей: игра-конкурс

Оборудование: компьютер, проектор; презентация (слайды и задания – по щелчку); распечатки древнерусской азбуки без названий букв; карточки с пословицами; карточки с поговорками; карточки с цифрами 1,2,3; на столах команд карточки-сигналы «!», выставка словарей.

Два Ведущих,

Две команды участников- «Знатоки»

Жюри – 3 человека.

Ход мероприятия:

I ведущий:

- Сегодня у нас с вами замечательный праздник – День родного языка. Мы окунемся в историю нашего языка, узнаем много интересного. (слайд 1)

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ (слово учителя)

- Когда мы впервые приходим в школу, нам вручают замечательную книгу – азбуку. Знает ли кто из участников, как произошло это название? (слайд 2)

( если кто-то из членов команд отвечает, жюри дает команде 1 дополнительный балл)

- Действительно, слово «азбука» произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита «аз» и «буки». В старину грамоте учили по церковным книгам. В церковно-славянской азбуке буквы назывались не так как теперь. И их было 49! (слайд 3)

II ведущий:

- Итак, внимание! 1-е задание: «Аз и буки – начало всей науки».

- Сейчас на слайде вы увидите древнерусскую азбуку. Ваша задача в течение 1 минуты запомнить как можно больше названий букв и воспроизвести их (листы с азбукой на столах команд) .

Открывается слайд (слайд 4), ведущие по очереди читают названия букв в течение 30 секунд, затем командам дается еще 30 секунд для запоминания (для упрощения задания берется часть азбуки). После этого слайд закрывается , и команды на листах записывают названия букв в течение 1 минуты. Ответы передаются жюри, подсчитываются, выставляются баллы.

I Ведущий:

- 2-е задание «Переведи с древнерусского на русский»

На слайдах показываются слова в древнерусском варианте. Задача – «перевести» их на современный русский язык (слайд 5)

Близъко (близко), къдъ (где), сьдъсь (здесь) , бъчела (пчела), сватьба (свадьба), съдоровъ (здоров), двашьды (дважды), тришьды (трижды), истьба (изба), цьсарь (царь), дъстоканъ (стакан).

II Ведущий:

- Кажется, сейчас вы догадываетесь, как нелегко было учиться детям в старину. Недаром сложились в народе пословицы: «Азбуку учат, во всю избу кричат», «Аз, буки – бери указку в руки; фита, ижица – плетка близится», «Аз, буки и веди страшат, как медведи». (слайд 6)

- Помимо трудных названий букв, сложность учебы была еще в том, что при обучении чтению требовалось сначала называть буквы первого слога, затем – второго и т.д., потом слоги складывались в слово. Например, слово КНИГА читалось так: како, наш, иже –КНИ, глаголь, аз –ГА – книга. (слайд 7)

Вот как об этом рассказывается в шуточном стихотворении Н.Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей» учитель читает

II Академик:

В старину учились дети – 
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.

I Ведущий : Задание 3-е «Не для муки, а для науки»

- Сейчас на слайде вы увидите названия древнерусских букв. Нужно сложить их в слова. Кто быстрее прочтет, поднимает сигнал «!». За каждый правильный ответ – 1 балл.

На слайдах ( 8,9) появляются слова, сменяющиеся по мере прочтения:

ша, како, он, люди, аз ( ШКОЛА)

буки, ук, како, веди, аз ( БУКВА)

реци, он, добро, иже, наш, аз (РОДИНА)

ук, червь, есть, наш, иже, како ( УЧЕНИК )

червь, есмь, люди, он,веди, есмь, како ( ЧЕЛОВЕК)

Глагол, реци, аз, мыслите, он, твердо, аз (ГРАМОТА)

Жюри подводит итоги, выставляет баллы.

1-й Академик:

- В одной из древнейших книг на Земле –Библии- так сказано о сотворении мира : «Вначале было слово». В определенном смысле эта фраза удивительно точна: возможность общаться, т.е. осмысленная речь, язык, сделала человека человеком. За тысячелетия существования человечества в каждом языке накопилось огромное множество слов. И разобраться в этом море всегда помогает наш помощник и наставник – словарь.

II Ведущий:

- А какие словари знаете вы? (звучат ответы участников)

- Когда же родился словарь? Точного ответа у ученых нет. А первый, известный ученым русский словарь относится к 1282 году. В нем содержалось 174 иностранных слова, и назывался он «Азбуковник». Первый русский печатный словарь был составлен в 1596 году. В этом словаре было уже 1061 слово, расположенное по алфавиту. (слайд 10, 11)

1-й ведущий:

- За это время создано огромное количество словарей разных направлений, на разных языках, для широкого пользования и узких специалистов.

Показ слайдов с изображениями разных словарей. (слайд 12,13)

2-й ведущий:

- Как вы видите, словари есть и обычные, привычные нам, и необычные, уникальные. А есть словари – знаменитые! В России такой славы заслуживает «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х томах, изданный в Санкт-Петербурге в 1863-1866 годах и актуальный до сегодняшнего дня. Его создатель Владимир Иванович Даль, знаменитый русский ученый, врач, писатель и знаток языка. Он всю жизнь собирал фольклор – русские сказки, песни, пословицы и поговорки. Сам он знал не меньше 12 языков, а его «Словарь» считается настоящей энциклопедией русской жизни. ( слайд 14)

1-й ведущий

- Работе над словарем В.И. Даль посвятил около 50 лет! Словарь содержит около 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, прибауток и загадок, которые поясняют нам значение приводимых слов. А еще этот словарь делает то, что словари, в обще-то, делать не обязаны: он учит! Например, объясняя, что такое «лапоть», Даль не только описывает лапти, но и подсказывает способы их изготовления.

II Ведущий: Задание 3-е «Старая пословица век не сломится»

- На ваших столах карточки с разделенными на две части пословицами из словаря В.И. Даля. Ваша задача собрать разделенные пословицы. Кто быстрее и правильнее это сделает. Время пошло!

В глаза выхваляют, а в очи ругают.

С медведем дружись, а за топор держись.

Не с ветру говориться, что лгать не годится.

Что ни делай, а на свой хвост оглядывайся.

На Бога уповай, а от добрых людей не отставай.

Лесом шел, а дров не видал.

За малым погнался – большое потерял.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Не ставь врага овцою, ставь волком.

Заварили кашу, что и в рот не лезет.

Игроки на скорость собирают разрозненные пословицы. По окончании жюри проверяют правильность выполнения. Задание оценивается max 5 баллов + 1 балл команде, первой собравшей пословицы без ошибок. (проверка слайд 14-15)

I Ведущий: Задание 4 «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»

- Вы уже, наверно, знаете, что поговорка – это, зачастую, часть пословицы. Например: «чудеса в решете» - это поговорка. Но у нее есть продолжение: «Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда».

- Мы предлагаем участникам вспомнить такие «продолжения» поговорок.

- Правда что шило ( в мешке не утаишь)

- Хорошо ружьецо бьет ( с печи упало – семь горшков разбило)

- У страха глаза велики (да ничего не видят)

- Пьяному море по колено (а лужа по уши)

- Ума палата (да ключ потерян)

- Голод не тетка ( пирожка не поднесет)

- Первый парень на деревне ( а в деревне два двора)

Раздаются карточки с поговорками. Команды совещаются в течение 3-х минут, предлагают свои варианты продолжений. За каждый правильный ответ – 1 балл. (проверка слайд 17)

1-й Академик :

- Мы с вами окунулись в старину. А теперь вернемся в наш век – время, когда с огромной скоростью наш язык пополняется неологизмами и заимствованными словами, может быть, и не всегда оправданно.

II Ведущий : Задание 5. «Кто как знает, так и тачает».

- Сейчас знатоки нам продемонстрируют, насколько хорошо они ориентируются в современной лексике. Определите правильное значение заимствованного слова.

На слайде (18-20) - иноязычное слово и варианты значений. Участники (по одному из каждой команды) одновременно поднимают карточку с номером ответа. Участие, по возможности, принимают все члены команд по очереди.

Адекватный - 1. спокойный

2. соответствующий

3. современный

Дайвер - 1. ныряльщик

2. стрелок

3. попрошайка


Доминировать -  1.уничтожать мины

2.господствовать, преобладать

3. играть в домино

Легитимный - 1. законный

2. отрицательный

3. равный

Паркинг - 1. большой парк

2. жилье Кин-Конга

3. стоянка


Полемика - 1. блюдо из теста
2. спор

3. выражение лица

Симпозиум - 1. коллекция сим-карт

2. конференция на научную тему

3. тараканьи бега


Стагнация - 1. застой

2. лечебная процедура у стоматолога

3. денежная купюра

Шопинг - 1. услуги при покупках

2. вид легкой атлетики

3. строевая подготовка


Эксклюзивный - 1. волшебный, необычный

2. не прошедший отбор

3. исключительный


I Ведущий:

- Как говорится, «Добрый конец –всему делу венец» (слайд 21). Подведем итоги.

Слово предоставляется Жюри. Объявляются результаты конкурса.




Использованная литература:

В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха, Ф.П. Сергеев «Тайны слова». Нижне-Волжское издательство; Волгоград-1966

Л.Т. Григорян «Язык мой – друг мой». Москва «Просвещение» - 1988

«1000 пословиц, загадок, поговорок» Составитель В. Дмитриева. ООО «Издательство АСТ» - 2011

Журнал «Детская энциклопедия» № 5 -2014г.

Красноречие Древней Руси. Москва «Советская Россия» - 1987

Ресурсы сети Интернет

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.