12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Белашевская Наталья Александровна52
Россия, Тюменская обл., Тюмень
0

Программа кружка: проектная деятельность в школе.

1. Пояснительная записка


Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

они направлены на достижение конкретных целей;

они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

все они в определенной степени неповторимы и уникальны.


Цель работы над проектами в начальной школе: реализация детьми своих способностей и потенциала личности.


Задачи:

Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

Формирование навыков диалогового общения и социального взаимодействия.

Развитие способности чуткого отношения к людям, сопереживания.

Формирование социально приемлемых форм поведения.

Воспитание целеустремленности и настойчивости.

Формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.

Формирование умения решения творческих задач.

Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.

Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).


Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которого детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников по теме. Предлагаемый порядок действий:

Знакомство класса с темой.

Выбор подтем (областей знания).

Сбор информации.

Выбор проектов.

Работа над проектами.

Презентация проектов.


Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт учителя с работой по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только самому предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как их можно сформулировать самим.

Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе и из школьной библиотеки. Кроме того – это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.


Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Занятия над проектами проводятся в форме кружковой работы, один час в неделю, достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, 33 час в год, регулярность, систематичность и целенаправленность.

Первый уровень результатов –  предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.












































2. Учебно – тематическое планирование



№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учеб. часов

Теория/ Практика

Формы контроля


1

Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность

4 ч



1.1.

Виды исследовательских работ.


1/1


1.2.

Основные понятия исследовательской работы


1/1


2.

Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования.

14 ч


Отчет о проведенном эксперименте.


2.1.

Выбор темы. Постановка цели и задач.


1/2


2.2.

Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам.


2/2


2.3.

Способы обработки полученной информации.


2/2


2.4.

Организация и методика исследования.


1/2


3

Раздел 3. Оформление работы.

6 ч


Учебно-исследовательская работа.

3.1.

Структура учебно – исследовательской работы


1/2


3.2.

Правила оформления учебно – исследовательской работы.


1/2


4

Раздел 4. Подготовка к защите учебно – исследовательской работы.

10 ч


Доклад по учебно-исследовательской работе.


4.1.

Требования к докладу.


1/1


4.2.

Составление текста доклада.


1/1


4.3.

Культура выступления.


1/1


4.4.

Упражнения. Развитие дикции.


1/1


4.5.

Зачетная работа.


1/1


Всего:

34 ч.

15/19





3. Содержание учебного материала.


Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)

Виды исследовательских работ.


Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа. Конкурсы школьников.


Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (14 часов)

Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования.

Практическая работа № 1.

Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди.

Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет.

Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования.

Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации.

Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.

Практическая работа № 4. Представление отчета.


Раздел 3. Оформление работы (5 часов)

Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение.

Правила оформления учебно-исследовательской работы.

Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.


Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (10 часов).

Подготовка к защите. Требование к докладу.

Практическая работа № 6. Составление текста доклада.

Культура выступления.

Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом.

Практическая работа № 8. Доклад по учебно-исследовательской работе. Зачетная работа.



















4. Программное обеспечение образовательного назначения


Методические рекомендации.

Программа « Школа 2100».

Презентации по проектам.

Методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся.

Рекомендации по написанию научно- исследовательских работ.


Плакаты, презентации, дидактический материал

Стенд «Наши исследовательские работы в картинках».

Комплект презентаций.

Компьютер, цветной телевизор, монитор, сканер, видеоплеер (учебное оборудование для учителя).






















5. Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
















6. Список литературы


Список используемой литературы для педагогов:

Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.

Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.

Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.

Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.


Список используемой литературы для родителей.

Поддьянов А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3. – С. 29-32.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.- 272с.

Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А. И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 61-66.

Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.



















































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.