12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Белашевская Наталья Александровна96 Россия, Тюменская обл., Тюмень |
1. Пояснительная записка
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
они направлены на достижение конкретных целей;
они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;
все они в определенной степени неповторимы и уникальны.
Цель работы над проектами в начальной школе: реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Задачи:
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование навыков диалогового общения и социального взаимодействия.
Развитие способности чуткого отношения к людям, сопереживания.
Формирование социально приемлемых форм поведения.
Воспитание целеустремленности и настойчивости.
Формирование умения самостоятельного и совместного принятия решений.
Формирование умения решения творческих задач.
Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
Формирование умения работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которого детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников по теме. Предлагаемый порядок действий:
Знакомство класса с темой.
Выбор подтем (областей знания).
Сбор информации.
Выбор проектов.
Работа над проектами.
Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт учителя с работой по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учителю следует не только самому предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как их можно сформулировать самим.
Классические источники информации – энциклопедии и другие книги, в том числе и из школьной библиотеки. Кроме того – это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Итог работы над темой – собранная и систематизированная картотека по теме. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Занятия над проектами проводятся в форме кружковой работы, один час в неделю, достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объем, 33 час в год, регулярность, систематичность и целенаправленность.
Первый уровень результатов – предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
2. Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во учеб. часов | Теория/ Практика | Формы контроля |
1 | Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность | 4 ч | | |
1.1. | Виды исследовательских работ. | | 1/1 | |
1.2. | Основные понятия исследовательской работы | | 1/1 | |
2. | Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования. | 14 ч | | Отчет о проведенном эксперименте. |
2.1. | Выбор темы. Постановка цели и задач. | | 1/2 | |
2.2. | Сбор информации по проблеме исследования по разным источникам. | | 2/2 | |
2.3. | Способы обработки полученной информации. | | 2/2 | |
2.4. | Организация и методика исследования. | | 1/2 | |
3 | Раздел 3. Оформление работы. | 6 ч | | Учебно-исследовательская работа. |
3.1. | Структура учебно – исследовательской работы | | 1/2 | |
3.2. | Правила оформления учебно – исследовательской работы. | | 1/2 | |
4 | Раздел 4. Подготовка к защите учебно – исследовательской работы. | 10 ч | | Доклад по учебно-исследовательской работе. |
4.1. | Требования к докладу. | | 1/1 | |
4.2. | Составление текста доклада. | | 1/1 | |
4.3. | Культура выступления. | | 1/1 | |
4.4. | Упражнения. Развитие дикции. | | 1/1 | |
4.5. | Зачетная работа. | | 1/1 | |
Всего: | 34 ч. | 15/19 | |
3. Содержание учебного материала.
Раздел 1. Введение в исследовательскую деятельность (4 часа)
Виды исследовательских работ.
Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно – исследовательская работа. Конкурсы школьников.
Раздел 2. Этапы работы в процессе исследования (14 часов)
Выбор темы. Постановка цели, задач. Определение объекта и предмета исследования.
Практическая работа № 1.
Виды информации: справочники, энциклопедии, периодические издания, кино,- аудио - и видеоматериалы, люди.
Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет.
Практическая работа № 2. Сбор информации по своей проблеме исследования.
Практическая работа № 3. Способы обработки полученной информации.
Методы и методика исследования. Эксперимент как ведущий метод познания. План эксперимента. Представление результатов в форме отчета.
Практическая работа № 4. Представление отчета.
Раздел 3. Оформление работы (5 часов)
Структура исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение.
Правила оформления учебно-исследовательской работы.
Практическая работа № 5.Оформление и демонстрация работы. Зачетная работа.
Раздел 4. Подготовка к защите учебно-исследовательской работы (10 часов).
Подготовка к защите. Требование к докладу.
Практическая работа № 6. Составление текста доклада.
Культура выступления.
Практическая работа № 7. Публичное выступление. Упражнения. Развитие дикции. Движение рук и тела. Игра голосом.
Практическая работа № 8. Доклад по учебно-исследовательской работе. Зачетная работа.
4. Программное обеспечение образовательного назначения
Методические рекомендации.
Программа « Школа 2100».
Презентации по проектам.
Методические сборники по развитию исследовательской деятельности учащихся.
Рекомендации по написанию научно- исследовательских работ.
Плакаты, презентации, дидактический материал
Стенд «Наши исследовательские работы в картинках».
Комплект презентаций.
Компьютер, цветной телевизор, монитор, сканер, видеоплеер (учебное оборудование для учителя).
5. Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
6. Список литературы
Список используемой литературы для педагогов:
Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
Список используемой литературы для родителей.
Поддьянов А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А. Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 3. – С. 29-32.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.- 272с.
Савенков А. И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А. И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 61-66.
Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.