12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кущ Марина84
Казахстан, город Лисаковск



Устный журнал

для младших школьников

Мир, в котором мы живем



Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Оформление:

а) на доске – эпиграф:«Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя!» Е.Евтушенко

б) Четыре закона экологии(записаны на доске)

1. Всё связано со всем.

2. Всё должно куда-то деваться.

3. Ничто не даётся даром.

4. Природа знает лучше.

в)книжная выставка «Береги природу»

1 страница . «Наш общий дом – земля»

1. Вступительное слово

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

А какая ребята у нас экологическая катастрофа?(заслушиваем ответы детей)

(Бизнесмены выкупили часть нашей речки, поставили дамбу, из-за этого речка на территории поселка пересохла, исчезла рыба, исчезла вода из колодцев.)

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

  3. Интерактивная беседа.

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

( ответы детей)

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

( ответы детей)

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

  4. Информационный блок «Законы экологии».

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

  5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

( ответы детей)

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

( ответы детей)

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

( ответы детей)

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

( ответы детей)

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

Презентация «Редкие и исчезающие животные»

2 страница «По страницам Красной книги Казахстана»

Проблема охраны животного мира вплотную встала перед человечеством в прошлом веке. Создавались комиссии по охране животных , составлялись списки редких и исчезающих видов. Затем были учреждены Красные книги.

Деятельность человека на планете не остается незамеченной и, так или иначе, влияет на окружающую среду и зачастую, к сожалению, негативно. В первую очередь от этого страдают живые организмы, которые наиболее уязвимы и не могут приспосабливаться к быстро меняющимся условиям жизни. Чтобы напомнить людям о возможном и скором исчезновении тех или иных животных и растений, в 1963 году была специально создана Красная книга Международного союза охраны природы.

Красная книга Казахстана была создана в 1978 году. Животные и растения, занесенные в Красную книгу, подлежат особой охране. Красная книга- это сигнал тревоги. Занесение видов на ее страницы, означает, что они нуждаются в особом внимании, так как без этого могут быстро исчезнуть.

Названа она так была не случайно. Как известно, красный цвет – это сигнал тревоги, предупреждение об опасности и возникающей угрозе.

Животные Красной книги Казахстана подлежат особой охране. Это редкие и уникальные виды, чье исчезновение будет губительным для всей фауны. В Книгу занесены: снежный барс, барханный кот, манул, красный волк, гепард, джейран, архар, тугайный олень, тянь-шаньский бурый медведь, сурок Мензбира и другие животные.

Так, тугайный олень – единственный из 8 подвидов, который способен выжить в пустынной местности, а из естественной среды обитания исчез в результате прямого истребления. В настоящее время охраняется в госохотхозяйстве Карачингиль.

Красный волк и вовсе единственный представитель этого рода в природе Казахстана и странах СНГ. Неизвестна и общая численность особей. В последние 40 лет не было зарегистрировано ни одного достоверного появления красного волка на территории республики. Остается лишь догадываться, что в глухих горных урочищах Казахстана еще возможно его пребывание.
По последним сведениям Книги, на грани исчезновения находится и гепард. О численности особей также нет никаких данных, и было сделано предположение, что гепарда уже невозможно встретить на территории нашей республики.

Главной причиной сокращения численности стало освоение пустынных земель, а также преследование гепарда браконьерами.

Перечисленные в Красной книге Казахстана растения также подвержены риску исчезновения. Это довольно редко встречающиеся в природе тополь беркаринский, арча, ясень реколюбивый, лесной орех, степной пион, пскемский лук, мыльный корень, родиола розовая, тюльпан Грейга, венерин волос.

Эти растения очень уязвимы, поэтому стоит с особым вниманием отнестись к их сохранению.

Например, тюльпан Грейга может размножаться только семенным способом. Его луковицы считаются съедобными, а лепестки часто используются в народной медицине как средство от головной боли и легочных заболеваний. Охраняется в заказниках Беркара и «Красная Горка».

Птицы Красной книги Казахстана находятся под угрозой исчезновения в основном из-за промысла браконьеров. Это реликтовая чайка, савка, черный аист, беркут, степной орел, стервятник, кречет, стерх, дрофа, фламинго и другие. Не всегда разведение этих птиц в неволе было удачным. К примеру, попытки увеличить численность особей беркута в зоопарке Алматы не увенчались успехом.

Основным фактором исчезновения беркутов стал отстрел птиц охотниками, а также специально расставленные капканы с отравленными приманками и разорение гнезд.

Просмотр презентации «По страницам Красной книги Казахстана»

3 страница. Викторина «Что вы знаете о природе»

1 конкурс - " Загадки".

 1. Мордочка усатая, шерстка полосатая, Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (собака)

3. По веткам скачет, а не птица, Рыжая, а не лисица. (белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной? Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?

Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая, Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица. Летит - кричит, сядет - молчит,

Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

8. Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (лошадь)

9. Он высокий, он огромный, Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф) 

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

- Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому наш следующий конкурс называется "Сказочный".

 - Подскажите, в кого превращались...

1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) - в комара, муху, шмеля;

2. великан - людоед ( сказка Ш. Перро) - в льва, в мышь;

3. одиннадцать братьев - принцев ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедей;

4. гадкий утёнок ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедя.

- Назовите недостающие имена животных - известных сказочных героев...

1. Муха...( Цокотуха)                                  4. Черепаха.. .(Тортилла)

2. Курочка...(Ряба)                                     5. Оленёнок...(Бемби)
З. Уточка...( Серая Шейка)                          6. Медведь... ( Балу).

 

3 конкурс называется " Пофантазируем"

Игра " Да - нет". На вопрос нужно отвечать хором "да" или " нет". (Вопросы по очереди предлагаются болельщикам то одной, то другой команды.)

1. Может ли сазан забраться в океан? (нет, это речная рыба)

2. Может ли дрозд отморозить хвост? (нет, он зимует на юге)

3. Может ли оса взлететь под небеса? (да)

4. Может ли кулик прикусить себе язык? (нет, у птиц нет зубов)

5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? (да)
6.Может ли синица под крышей поселиться? (да)

7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? (нет, раки живут на дне водоёмов)

8. Может ли медведь зимою потолстеть? (нет, зимой медведь спит и худеет)

 

4 конкурс называется " Изобрази животное".

 

Ведущий: - Каждое задание этого конкурса - это подражание повадкам какого-нибудь известного вам животного.

Без слов, с помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное. Зрители должны угадать, что это за животное.

1. кошка                            3. лягушка

2. заяц                              4. медведь

 

 

    Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читают).

О чём говорит здесь поэт?

Примерные ответы детей:

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

Примерные ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.



А сейчас посмотрите, пожалуйста книги на нашей выставке «Береги природу». Можете взять их домой и прочитать.



Конец





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.