Конкурсно-познавательная программа «Я люблю тебя, Россия!» для учащихся 3-х классов
Сценарий конкурсно – познавательной программы «Я люблю тебя, Россия!»
для учащихся 3-х классов
Семыкина О.В., педагог – организатор,
педагог дополнительного образования
Цель. Формирование у учащихся активной гражданской позиции, высокого патриотического сознания.
Задачи.
1. Прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.
2. Развивать познавательную активность учащихся, творческие способности, расширять кругозор.
3. Воспитывать уважение к истории страны и национальным традициям русского народа.
Оборудование: планшеты, ручки, стулья с табличками: 1,2,3; листы с заданиями, мультимедийные презентации: «Официальные символы России» (https://yadi.sk/d/fGOaBmwknXsk5), «Неофициальные символы России» (https://yadi.sk/i/E95Iq5M9nXsxh), «Русская старина» (https://yadi.sk/i/4qB6niZHnXt3Z), видеоролик «Россия» (https://yadi.sk/i/80RR2RUjnXvMB), оценочный лист для членов жюри (Приложение 1).
Техническое обеспечение: мультимедийная аппаратура, экран.
Ход мероприятия.
На экране демонстрируется видеоролик «Россия».
Звучат фанфары. Выход ведущей.
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую вас, юные горожане, на нашем празднике, который посвящен самому дорогому – нашей Родине, России. Много разных народов проживает на территории государства. Все они имеют свои традиции и обычаи. Но всех нас объединяет одно - любовь к Родине и забота о ее процветании. А чтобы любить и заботиться, нужно хорошо знать свою страну и все, что связано с ней. А вот насколько хорошо вы знаете свою страну, мы сегодня узнаем на нашей конкурсно - познавательной программе «Я люблю тебя, Россия!».
Как в любом конкурсе не обойтись нам без объективного и очень справедливого жюри. Разрешите мне представить: … (представляет членов жюри).
Ведущая: Как у любого государства, у нашей страны есть свои национальные символы. Это конечно же флаг.
Демонстрируется слайд «Триколор»
Ведущая: Российский триколор представляет собой трехцветное полотенце с белой, голубой и красной полосами. Белый цвет символизирует благородство, чистоту, синий – верность, твердость духа, неизменность, красный – героизм, стойкость, отвагу.
Следующим символом России является герб.
Демонстрируется слайд «Герб России»
Герб – это эмблема государства, отличительный знак. Государственный герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами красный геральдический щит, с золотым двухглавым орлом, поднявшим вверх крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами, над ними одной большой. В правой лапе орла скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона. Орел символ солнца, небесной силы и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад. А кто знает где герб изображается? Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Третий символ нашего государства - Гимн Российской Федерации. Это торжественная песня, которая слушается стоя. Предлагаю всем встать.
Звучит гимн России
Ведущая: Ребята, скажите, какая Россия? (ответы детей). Конечно, она сильная, могучая, непобедимая, родная. И не зря нашей родине посвящены множество пословиц и поговорок. И я предлагаю перейти к первому конкурсу нашей программы. В нем участвует вся команда. Вам раздаются листы с первой частью пословиц, в течении 3 - х минут необходимо закончить пословицу и дописать ее на листах. За правильное продолжение пословицы вы получаете один балл. Не забудьте подписать № школы на листах.
Пословицы:
- Родина любимая – что мать родимая
- Жить – Родине служить
- Всякому мила своя сторона
- Кто за Родину горой, тот истинный герой
- На чужой сторонушке рад своей воронушке
- Родина – мать, чужая сторона – мачеха
- Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет
- Человек без Родины, что соловей без песни
- За морем теплее, а у нас светлее
- Родной куст и зайцу дорог
- На чужой стороне Родина милей вдвойне
- Родная земля и в горсти мила
- Одна у человека мать, одна и Родина
- Мала птица, а и та свое гнездо бережет
Конкурс пословиц «И это все о тебе, Россия!»
Ведущая: Пока наши команды выполняют задания, у болельщиков есть возможность принести дополнительный балл команде. Мы уже говорили, что есть официальные символы России, давайте их вспомним (герб, флаг, гимн). А есть еще и неофициальные символы. На экране сейчас будут появляться слайды, я буду озвучивать для болельщиков какой школы он предназначен, после этого вы отвечаете.
Показ слайдов «Неофициальные символы России».
Ведущая: Время для команд вышло, сдаем листы жюри. Давайте проверим. (зачитываю начало пословицы, команды продолжают).
Ведущая: Молодцы! Отлично справились с заданием! Дорогие друзья, я думаю, что все согласятся, что мы живем в стране, историей которой мы по праву можем гордиться. Как прекрасно, что сегодня мы можем говорить о том, что все больше и больше людей начинает интересоваться прошлым своей страны, интересоваться не только для того, чтобы знать его, а для того, чтобы сохранить и передать ту славу былых поколений, которые сумели создать сегодняшнюю Россию. И мы плавно переходим к следующему конкурсу. Ребята, вам необходимо будет по описанию назвать предметы, которые использовались в быту, ремеслах, национальных костюмах на Руси. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Я по очереди вам буду зачитывать описание, если вы не знаете, то право ответа предоставляется другому участнику, раньше всех поднявшему сигнальную карточку. И так, первое определение звучит для команды школы № …
Мужская рубаха – одна из составляющих элементов мужского костюма на Руси. Традиционно украшалась вышивкой на воротнике, груди, рукавах, подоле, тем самым оберегая уязвимые места. (Длина рубахи отмерялась по социальному статусу: молодым – по середине бедра, мужчинам – отцам – по колено, старейшинам – еще длиннее).
Коромысло - деревянная дуга с зарубками или крючками на концах для ношения на плечах ведер или каких – либо тяжестей.
Зубила – орудия производства кузнецов на Руси, с помощью которых изготовлялись простые кованные изделия.
Русская печь – сооружение из камня, кирпича в русской избе, главным предназначением которого было отопление помещения и приготовление горячей пищи. (какую роль еще выполняла печь? На ней спали)
Шлем – защитное наголовье воина в Древней Руси, представляющее собой низкую металлическую шапку с наушниками и наносником.
Кокошник - головной убор замужних женщин из шелка, атласа, бархата, парчи, позумента, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. (Предназначался для больших праздников. Считалось, что женщина не надев кокошник может накликать беду в дом, неурожай).
Амулет – предмет, считающийся магическим средством против против несчастья, который носили суеверные люди. (Чаще всего амулетами были камни или изделия из металла).
Сундук – ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком. (Существовали сундуки для одежды, инструментов, оружия, денег, Сундук мог исполнять роль кровати, стола, стула).
Веретено – ручное прядильное орудие в виде длинной тонкой деревянной палочки с заостренными концами и утолщением посередине (Веретено – злая баба).
Самовар – металлический прибор с топкой внутри, наполняемый углями, который кипятит воду. (Считалось, что чай из самовара особенный, более ароматный и вкусный).
Утюг – тяжелый древнерусский предмет, в который накладывались угли. Предназначался он для придания одежде более красивого вида.
Сарафан – русская народная женская одежда, обычно безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. (По сарафану можно было определить статус женщины).
Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. (Прялка служила оберегом для девушки, поэтому идя в поле на работу она брала с собой прялку и когда ей на пути попадалось много народу, она пряла, тем самым защищая себя).
Горшок – округлый глиняный сосуд различного вида, с широким горлом, выжженный на огне. (Обычно на них не было украшений, росписи, т.к. они постоянно находились в печи, со всех сторон охваченные огнем).
Люлька (колыбель) – подвесная кроватка на Руси, в которой качали младенца. (Люди верили, что в такой кроватке ребенок находится под защитой небесных сил).
Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи, представляющее собой толстый железный прут с загнутым концом.
Конкурс «Русская старина». На экране демонстрируются слайды.
Ведущая: Молодцы! Отлично справились! Необозримая ширь полей, развесистые белоствольные березы, разливы рек, степей необъятный простор -это все – Россия! А о России надо знать! И сейчас, я уверенна, ребята продемонстрируют нам эти знания. Под аплодисменты зала я приглашаю капитанов команд на сцену. Я буду задавать вам вопрос и предлагать 3 варианта ответов под номерами 1, 2 и 3. Вы должны встать напротив той цифры, под которой, по вашему мнению, находится правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы:
- Как назывался жилой дом у русского народа? (1 – хата, 2- изба, 3 – юрта);
- Как называется праздник проводов русской зимы? (1 – Рождество, 2 – Масленница, 3 – Крещение);
- Кто является основателем российского флота? (1 – царь Петр 1 Великий, 2 – Екатерина великая, 3 – Иван Грозный);
- Назовите 3 русских народных инструмента. (1 - гусли, балалайка, гармонь, 2 – гусли, балалайка, синтезатор, 3 – гусли, балалайка, гитара);
- В каком документе отражены все права и обязанности граждан? (1 – декларация, 2 – Кодекс, 3 – Конституция);
- Когда отмечается день России? (1- 1 июня, 2 – 10 июня, 3 – 12 июня);
- Столица России? (1 - Москва, 2 – Санкт – Петербург, 3 – Новгород);
- Что такое гимн? (1- веселая песня, 2- торжественная песня, 3 – грустная песня);
- Что такое герб? (1 - вымпел государства, 2 – эмблема государства, 3 – значок государства);
- Что изображено на гербе на груди орла? (1 - всадник, поражающий копьем красную змею, 2 – всадник, поражающий копьем черного дракона, 3 – всадник, в руках которого дракон).
Конкурс капитанов «Интеллектуальная викторина»
Ведущая: И с этим заданием вы отлично справились! А мы продолжаем нашу конкурсную программу. Россия – самая большая страна в мире. Она расположена сразу на двух материках – в Европе и в Азии. Только в ней есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и тропики. И каждый житель любит свой уголок России! А мы сейчас свою любовь можем выразить через отличное составление слов. Я приглашаю по два представителя от команды на сцену. В течении одной минуты вам необходимо составить как можно больше слов (имя существительное), каждое слово 1 балл. И это слово - «ГОСУДАРСТВО». Ребята, что такое государство? Как по-другому можно сказать? Правильно - страна, держава, земля.
Конкурс «Кто больше»
Ведущая: Давайте подарим нашим участникам аплодисменты! И это все конкурсы на сегодня. Пока наше жюри совещается, мы с вами поиграем
Музыкальная игра «Оркестр»
Ведущая: 2015 год в России объявлен годом литературы, продолжим эту тему и я предлагаю ответить на вопросы по сказкам.
1.Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар – птицей? (Берендей).
2.Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч).
3.Кот в русских народных сказках (Баюн).
4.Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса (Леший).
5.Самый одинокий представитель нечистой силы (Водяной).
6.Нечистая сила неизвестного пола: «не то баба, не то мужик» (Лихо Одноглазое).
7.Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка).
8.Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок).
9.Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава).
10.Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого (Несмеяна).
11.Сколько человек тянуло репку? (Три).
12.Герой какой сказки 5 раз рисковал своей жизнью, а на 6 раз погиб? (Колобок).
13.Какими словами можно вызвать Сивку-бурку? (Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой).
14.Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были ...).
15. Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Аленушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье).
16. Куда ездили Иван и его братья биться с чудом-юдом в сказке «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо!? (На реку Смородина).
Церемония награждения.
Ведущая: Ребята, мы должны с вами гордиться, что родом мы из огромной страны, имя которой - Россия! Россия - это Великая, могучая, красивая держава! Я желаю, чтобы вы все были счастливы в своей стране, чтобы наша страна заботилась о вас, а вы любили и заботились о ней! До новых встреч!
Приложение
Здесь будет изображение: /data/edu/files/q1453453483.jpg (1280x720)
Пермякова Ольга Анатольевна
Ирина Владимировна Казарцева