Материал на проверке

Урок истории в 6 классе на тему «История ярославского края»

6
0
Материал опубликован 7 October 2015

 

 Урок по истории для 6 класса с использованием потенциала школьного музея.

Музей- это великая сокровищница, хранящая в себе экспонаты и материалы об истории и культуре родного края. Поэтому в основе данного сценария положено представление музея как машины времени, где экскурсия проходит как путешествие в прошлом с целью знакомства с важными элементами истории и культуры Ярославля, а также закрепления уже имеющихся знаний.

Задачи экскурсии:

-       Создать праздничное, непринужденное настроение, передать атмосферу прошлых лет;

-       Осуществить практическое применение знаний, полученных прежде;

-       Помочь учащимся запомнить основные факты истории и культуры Ярославля;

-       Воспитать интерес к изучению истории и культуры Ярославля.

Сущность сценария заключается в том, что учащиеся старших классов (актив музея) заранее тщательно готовят экспозиции, выставки; сами подбирают материал, прорабатывают каждый момент сценария. И только после этого в сказочной и веселой форме пытаются донести до учащихся младших классов то, что смогли наработать сами. Таким образом здесь обучаются как экскурсанты, так и организаторы экскурсии.

Следует подготовить следующие экспозиции:

1.     «Ярославль Мудрый – основатель г. Ярославля»

2.     «Предметы быта нашего города»

3.     «Ярославль в фотографиях» (фото, иллюстрации исторических мест Ярославля)

4.     «Ярославль церковный»(иллюстрации и фотографии церквей г.Ярославля)

5.     «Когда Ярославль был столицей России?» (фото и материалы о втором ополчении в период Смутного времени)

6.     «Знаменитые личности нашего города» (фото и материалы о знаменитых людях нашего города)

7.     «Хобби Ярославны» (выставка рукоделия, выполненного руками наших Ярославн)

8.     «Наш любимый город» (фото современного Ярославля)

 

Сценарий представляет собой путешествие по различным этапам жизни города Ярославля. Каждая выставка, экспозиция это станции, где экскурсоводы должны ознакомить учеников с экспонатами, исторической справкой.

     Здесь соединены и история, и история, и культура, и выдающиеся личности, и быт, и нравы-все это должен знать каждый Ярославец. Для того, чтобы сделать экскурсию более доступной, в приложении представлена презентация «Машина времени» .В ней в соответствии со сценарием собраны экспонаты, выставки школьного музея МОУ СОШ№19, что делает материал более доступным и предоставляет возможность проведения экскурсии за пределами музея, и вместе с нерадивым учеником Петей экскурсанты получают задания, отвечают на вопросы, -все это делает экскурсию более интересной и запоминающейся.

Участники сценария:

1.     совет школьного музея

2.     совет учащихся

3.     МО учителей истории, географии, краеведения

ИЗО

Праздник рассчитан на :

1.     учащихся младшего возраста

2.     гостей школы и музея

Время проведения: 45 минут

Сценарий

Действующие лица: Клио –муза истории;

Матрена и Марфа- ведущие в народных костюмах;

Петя –фантазер и проказник, мечтающий очутиться в доисторическом мире;

Янус- двуликий бог времени(в двух масках);

Ваня- ученик;

Ярослав Мудрый;

Минин и Пожарский;

В школьном коридоре у входа в музей собираются ученики и затем отправляются в интересное путешествие.

Перед нами разыгрывается действие:

 

За столом сидит Петя, он читает и постепенно засыпает. Появляется Янус. Петя просыпается. В изумлении смотрит на Януса.

Янус: Ты испугался? Не ожидал меня увидеть? Не узнал?

Петя: Почему не узнал? Узнал. Пап, а уроки все равно учить не буду.

Янус: (ошарашено)ю Я не пап. Я-Янус,Бог времени.

Петя: Да нет, маски я твои вижу. Но мне интересно пап, зачем ты их надел?

Янус:Да не папа я,не папа.

Петя: А кто?

Янус:Я Янус, древнеримский Бог, Бог Времени.

Петя: Значит, ты из компьютерной игры.

Янус:Какая игра? Ну подожди, я тебе сейчас покажу «игра»

(Разворачивается, дает Пете подзатыльник. Петя падает на пол).

Петя: Ого, похоже не игра. А мой папа, кажется, не дерется.

Янус. Я же говорил, а ты мне не верил.

Петя: Значит ты и вправду Янус?

Янус:И вправду.

Петя: Вот здорово! И ты можешь меня во времени покатать?

Янус:Могу.

Петя: А как мы поедем?

Янус:Как захочешь.

Петя: На машине времени?

Янус:Давай на машине.

Петя: А на волчке можешь?

Янус:Можно и на волчке.

Петя: А если в шкафу?

Янус:Как захочешь.

Петя: А куда мы отправимся? Давай полетим назад в прошлое.

Янус:Это понятно. А куда именно?

Петя: Не знаю. Куда-нибудь.

Янус: Хорошо! Чтобы полететь, ты должен вставить в дверь (дверь школьного музея) ключ, повернуть два раза и сказать: « В глубь готов назад. Вперед! Машина времени, полных ход» Все запомнил?

Петя: Да.

Янус:Еще не передумал лететь?

Петя: Нет.(берет ключ, говорит слова, открывает дверь музея).

Звучит таинственная музыка. Петя вместе со зрителями входит в школьный музей. Их встречают две девочки(Марфа и Матрена) в русских народных костюмах и муза истории Клио.

Клио: Здравствуй Петя! Здравствуйте гости!

Петя: З-з-здравствуй! Ты кто?

Клио: (сердито) Как нестыдно, ты не знаешь меня, музу истории! За это я тебя накажу, ты не выйдешь из этого пространства времени, пока не ответишь на все вопросы моих помощников. Пусть тебе подскажут зрители. (Неожиданно перед ними предстает князь Ярослав Мудрый со свитой)

Ярослав Мудрый: Други мои! здесь будет заложен великий град, названный именем моим!

Так, а ты кто? (удивленно)

Петя: Я, это, ну забыл, вроде Петя?!

Ярослав Мудрый: Откуда ты, и что здесь делаешь?

Петя: Я заблудился.

Ярослав Мудрый: А ты знаешь кто перед тобой?

Петя: Ну, вроде, князь!

Ярослав Мудрый: Отвечай несчастный, а иначе я казню тебя! Я заложил город Ярославль, а ты даже имени моего не помнишь! (грозно)

Петя: Помню-помню, Ярослав Мудрый.

Ярослав Мудрый: Очень рад, что вспомнил. А теперь расскажи легенду, как появился град Ярославль.

Петя: (поворачивается к Клио, которая все это время следила за всей ситуацией) Помоги, не помню!

Клио: (обращается к экскурсантам) Ребята, помогите этому двоечнику!

Подскажите ему!

(Петя вместе с Клио и экскурсантами рассказывает легенду основания города Ярославля)

Ярослав Мудрый: (довольно) Порадовал ты меня! Хорошо, дарую жизнь тебе!

(Ярослав Мудрый со свитой уходит. Петя облегченно вздыхает. Вдруг появляются две девочки в народных костюмах: Марфа и Матрена. Звучит народная музыка)

Марфа: Кто это к нам пожаловал?

Матрена: Да это наш «Всезнайка»

Марфа: Ну тогда наверно он знает все предметы быта, которыми раньше пользовались жители Ярославля.

Матрена: Точно знает! Давай проверим!

Петя: (со страхом) Может не надо?

Матрена: Да ты не бойся, мы просто покажем тебе предмет, а ты его назовешь. Все очень просто!

Марфа: С ним гостя встречали дорогого

  И молвили приветственное слово!

Петя: Знаю, рушник. (вместе со всеми объясняет что это такое)

Матрена: Посмотри в него скорей,

     Положи туда углей.

     Он погладит все легко:

     И полотенце, и белье!

Петя: Знаю, знаю: утюг.

Марфа:   Этим вес проверяли

    Килограммы точно знали!

Петя: Ой, что же это такое?

Клио: (обращаются к экскурсантам) Ребята, попробуйте помочь ему!

(С  помощью детей и участников сценки разбирается понятие «безмен» )

Матрена: Ну ладно, справился с заданием. Можешь идти дальше.

(Проходят к стенду (выставке) с фотографиями Ярославля)

Клио: Ну что же, а теперь посмотрим, хорошо ли ты знаешь свой город?

Матрена: Когда был основан город Ярославль?

Петя: В 1010году

Марфа: Назови, где находились первые церкви нашего города?

Петя: Не помню.

Клио: Это территория Рубленого города - самая древняя часть Ярославля.

Матрена: Там было много церквей, многие заложены самим Ярославом Мудрым (в этот момент экскурсоводы показывают иллюстрации, слайды, фотографии с видами церквей Рубленого города, при этом характеризуют архитектурные особенности храмов, звучит звон колоколов)

Петя: Стойте, а я знаю один храм: Успенский собор. Он в этом году будет восстановлен и предстанет перед нами в своем великолепии.

Клио: Правильно, это самый знаменитый собор Ярославля. На его долю выпало много испытаний, и много он бед перенес.

Матрена: А сколько на остальной территории Ярославля хромовых построек. Сколько сохранилось, а сколько было утрачено. ( в этот момент показываются иллюстрации, фотографии, слайды с церквями нашего города)

 Петя: Да, славится наш город церквями. Ой, кто это?

(появляются князь Пожарский, Кузьма Минин)

Пожарский: Встань народ, соберись! Скинь с земли твоей иноверцев проклятых.

Минин: Посмотри, князь, в нашем полку прибыло! Кто ты, с какой стороны?

Петя: Я из Ярославля, из 2010года

Пожарский: Ну, если ты из будущего, ты сможешь предсказать нам победим мы, или нет.

Петя: Что-то, припоминаю, нам по истории говорили: что ваше ополчение разместится в Ярославле. Этот город на 4 месяца станет столицей России. Затем вы пойдете в Москву и выгоните интервентов из страны. Сейчас в нашем городе стоит часовня в честь вашего ополчения, и каждый год 4 ноября мы отмечаем День народного единства. Так что вы не просто победите, но и войдете в историю нашего города!

Минин : Спасибо тебе за добрую весть! А теперь посмотри сюда и скажи, кто это такие и чем знамениты? (экспозиция «Знаменитые личности города Ярославля») Петя перечисляет, вместе с экскурсанатами вспоминает их истории. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский тем временем уходят)

Клио: Молодец, Петя! Оказывается ты много знаешь! А теперь подумай чем могли заниматься жители нашего города?

Петя: Торговля, земледелие, война и т.д.

Клио: А женщины?

Петя: Ну, детей растили!

Клио: А вот посмотри-ка сюда (Перед экскурсантами появляется следующая композиция: две девочки в народных костюмах вышивают и ведут между собой разговор)

1 девочка:   Давно это было, очень давно,

                   Тогда не смотрели часто кино,

                   И не было тогда дискотек,

                   Компьютеров, дисков и всяких утех..

 

2 девочка:   Проходит день, наступит вечер

                   В избе журчат тихонько речи,

То Ярославны собрались,

За рукоделье принялись!

 

1 девочка:   На полотно узор ложится четко

И девушки притом смеются звонко

Приют нашли для творчества и счастья,

Забыв заботы, беды и ненастья!

 

2 девочка:   Вот у одной рушник готов,

                   А у другой рубашки для сватов.

Все здесь найдешь: иголку, спицы и веретено

И женских рук надежное тепло.

 

Петя: Я понял, женщины еще занимались рукоделием!

Клио: Молодец. Любимое занятие женщин, как в прошлые века, так и в наше время является рукоделие. Посмотри сюда, это все сделали наши Ярославны. (появляются изделия, выполненные женскими руками, звучит народная музыка)

Петя: Как красиво!

Клио: Ну вот, и подходит к концу наше путешествие. Теперь, чтобы вернуться, скажи, что ты увидел, и что тебе понравилось!

 

Петя: Сейчас, я придумал!

         О, Ярослава чудный град,

Стоишь ты над рекой.

Хорош собой, красив и млад

Все мы любуемся тобой!

Через года, через века,

Прошел ты с гордой головой!

О том вещают купола

В твоих церквях наперебой!

Ты знаменит историей своей:

В ней имя светлое твое,

И то множество людей,

Что прославило его!

Примерил ты венец столицы,

Достойно проносил его!

В тебе слились культуры лица,

Оставив нам наследие свое!

Все это помнит твой народ.

Сквозь смех и слезы, и печаль

Тебе тихонько он поет:

«О, Славен будь, наш милый Ярославль!»

 

(в этот момент открываются двери музея и Петя вместе со всеми радостно выходит в коридор)

Петя: Ура! я свободен! Вот видите, ребята, что бывает когда не знаешь историю своего города. Не повторяйте моих ошибок. Изучайте и не забывайте историю города Ярославля, в ней столько интересного!


 

 

 

Комментарии

Коллеги, я одна вижу не те критерии оценивания?

26 November 2022

Здравствуйте, да, не те, оцениваем поделку почему-то!

26 November 2022

Добрый день! Коллеги, если предоставлено стихотворение современного поэта, а не классика, то работа не оценивается?

27 November 2022

Думаю, оценивается.

27 November 2022

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА: 1. Лилия Голомидова (4Б класс) КУРАТОР: Сидоркина Татьяна Юрьевна (пгт Суслонгер, Республика Марий Эл) 2. Полина Веселова (4Б класс) КУРАТОР: Сидоркина Татьяна Юрьевна (пгт Суслонгер, Республика Марий Эл) 3. Милана Барьянова (4В класс) КУРАТОР: Косокина Оксана Геннадьевна (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) 4. Арсений Брит (4В класс) КУРАТОР: Косокина Оксана Геннадьевна (г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) 5. Ксения Краснокутская (4В класс) КУРАТОР: Кондрашова Регина Викторовна ( г. Екатеринбург, Свердловская область) 6. Денис Стариков (4В класс) КУРАТОР: Кондрашова Регина Викторовна ( г. Екатеринбург, Свердловская область) 7. Таисия Кикнавелидзе (4В класс) КУРАТОР: Кондрашова Регина Викторовна ( г. Екатеринбург, Свердловская область) 8. Максим Гафыкин (4В класс) КУРАТОР: Симанова Екатерина Александровна (г. Брянск, Брянская область) В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно.

16 December 2022