Воспоминания Ивановой (Аксентьевой) Анны Петровны о годах Великой Отечественной Войны: период эвакуации в Карелии 1941 г.

3
0
Материал опубликован 16 May 2023

Автор публикации: Д. Цепек, ученик 6В класса

















Доклад на тему



Воспоминания Ивановой (Аксентьевой) Анны Петровны о годах Великой Отечественной Войны: период эвакуации в Карелии в 1941 г.























Ученик 6 «В» класса

МОУ «Академический лицей»

Даниил Цепек

Апрель, 2023 г.

Я, к сожалению, не застал при жизни своих прабабушек и прадедушек. Но моя мама по случаю (спонтанные воспоминания рассказов прабабушки про войну, воспоминания в дни памяти, воспоминания на парадах победы) рассказывает некоторые интересные факты от своей бабушки Ани, которые мы собрали в небольшой рассказ.

Моя прабабушка Аня, родилась в 1920 г. и, когда началась Великая Отечественная Война, ей был 21 год. Она в это время жила в городе Кондопога, и 22 июня 1941 г. планировала посетить своих родителей (маму и отчима) и сестёр, которые жили в местечке Лососинное. Воскресенье 22 июня выдалось тёплым, солнечным деньком и по пути к родителям она решила зайти в Петрозаводске в парикмахерскую на ул. Карла Маркса. Вдруг по радио прекратили трансляцию, прозвучал сигнал – необычный, тревожный гудок. Все, кто был рядом – застыли в ожидании. Равно в 12:00 Молотов объявил правительственное сообщение, что сегодня 22 июня 1941 года в 4 утра, без объявления войны, немецкие войска нарушили государственную границу и вероломно напали на СССР. Далее последовала информация о том кому и куда следует явиться для призыва на защиту Родины, а так как территория Карелии является приграничной, то гражданским лицам было рекомендовано эвакуироваться. Люди были в глубоком шоке. Встреча бабушки с родителями так и не состоялась.

Мамы и сёстры в ближайшие дни были эвакуированы баржей по Онеге в Вологодскую область, а оттуда поездами в тыловые районы страны, отчима же мобилизовали и призвали в Армию в первый день войны.

Прабабушка осталась в Карелии, работала в бухгалтерии торгового предприятия, на работе началась активная кадровая подготовка — начали рассчитывать призываемых и эвакуировавшихся сотрудников, оформляли документы, расчёты, пособия, эвакопайки...

Прабабушка вспоминала: «нас тогда осталось четверо девушек-комсомолок, жили мы на казарменном положении, ночевали на работе, спали на столах, питались на пунктах питания, получая пайки хлеба - всё кушали всухомятку, дежурили круглосуточно, если была необходимость срочного расформирования тех или иных торговых предприятий. Враг стремительно приближался к городу, торговые точки закрывались по мере обстоятельств.»

«13 октября 1941 года, спустя почти 5 месяцев, завершив всю свою работу по расформированию торговых точек, мы получили с эвакопунктов Кондопожского Райсовета КФССР удостоверения об эвакуации в Вологду. В это время войска Красной Армии продолжали отступать в связи с агрессивным наступлением врага. На станции Кивач стоял военный эшелон, к которому были присоединены два вагона с гражданскими беженцами (люди, которые до последнего скрывались в лесах, до последнего не хотели уезжать со своей малой Родины), в число таких беженцев попали и мы, Нас по двое рассадили в эти вагоны. Было тесно, холодно, вагон отапливался маленькой буржуйкой, люди сидели на самодельных деревянных нарах. С собой у нас были рюкзаки, где находилось сменное белье 1 шт. и разовый паёк хлеба. Состав тронулся в сторону Медвежьегорска, не доезжая которого эшелон попал под бомбежку. Паровоз был оцеплен и быстро отправлен налегке для сохранности в безопасную зону, а вагоны остались беззащитно стоять на путях, рискуя вновь быть обстрелянными. Вечером паровоз вернулся и довез эшелон до станции Медгора, но снова был оцеплен и перенаправлен на эвакуацию другого обстрелянного эшелона. Наш поезд вновь остался в ожидании. Только глубокой ночью пришел паровоз, который должен был везти нас дальше. Только отъехали от станции, как четыре вагона сошли с рельсов, паровоз потащил состав так — несколько вагонов ехали по шпалам: трясло жутко, печка-буржуйка опрокинулась, нары разъезжались и люди получали ожоги и ушибы, чудом не случился большой пожар. Благодаря тому, что состав был военный, дежурные поспешили дать сигнальные выстрелы, что поспособствовало остановке всего эшелона и это было сделано вовремя, так как впереди всего в нескольких метрах был мост через реку. По счастливой случайности весь состав не упал в реку — сошедшие с рельс вагоны были в середине состава, и вне рельс на мосту упали бы в реку, потащив за собой весь состав. После этого вагоны «всем миром» подняли на рельсы и дальше состав доехал до Вологды.»

Вологдский транспортный узел был переполнен эвакуационными составами, поэтому без остановки прабабушка с другими людьми поехали до следующего узла - г.Киров, но и эта станция не приняла людей по той же причине, и вновь без остановки на «отдых» все поехали дальше вглубь страны. Путь следовал через г. Молотов (Пермь) в Верхне-Городковский район, а именно в Верхне-Чусовские городки, где все уже сошли с эшелона, эвакуированных встретили на конных подводах и поселили в местном клубе, в здании районного совета. Сюда прабабушка прибыла аж 12 ноября. Практически месяц мы добирались до относительно безопасного места. За этот месяц суровых условий люди болели, не могли помыться, у всех появлялись вши, все голодали. За все время дороги хлеб получали 7 раз. Хлеб не продавали ни за какие деньги, могли только обменять на какие-нибудь вещи, которых у многих не было.

Раздача хлеба в период с 13.10.1941 по 12.11.1941г:

16.10. - 400 грамм

26.10. - 400 грамм

03.11. - 400 грамм

09.11. - 400 грамм

10.11. - 400 грамм

11.11. - 500 грамм

12.11. - 500 грамм


«На второй день мы с подругами оформились на работу на склады. Я начала искать своих родных, отсылала запросы по всем известным эвакопунктам. В мае 1942 г. я получила адрес мамы и письмо от неё — она с сестрами была за Уралом, от неё же узнала, что отец-отчим на фронте. Встретились мы только в мае 1945 года. 11 мая 1942 г., меня и подруг вызвали в Военкомат, мы прошли комиссию, а следующим ранним утром уже были на станции железной дороги, откуда были отправлены на Кавказ, в ряды действующей армии.»

В рядах армии прабабушка служила ефрейтором, заведовала складом авиатехнического имущества. В последующие годы войны часть всегда находилась рядом с линией фронта, они перемещались со всем авиатехническим оборудованием вслед за линией фронта.



В обязанности входило обслуживание военных самолётов, обеспечение необходимыми запасными частями, могли даже при необходимости сделать маленький ремонт военного самолета, помощь раненым лётчикам, активная маскировка имущества (склады техники и другого военного оборудования всегда были «лакомым» кусочком для врага), т.к. всегда рядом была линия активного фронта.

«Наша семья воссоединилась, к сожалению, не полным составом только в мае 1945 г, Мама, сестры, я не дождались встречи с мужем-отцом-отчимом, вместо встречи пришла «похоронка» - он погиб 7 апреля 1945 г. в Литве...»



С Уважением к памяти об участниках ВОВ 1941-1945гг.

























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.