СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Грибанова Ирина Эдуардовна4945
Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория.
Россия, Ставропольский край, с.Камбулат

Трудные случаи пунктуации-1

Подготовка к ЕГЭ по теме «Пунктуация». Выполнение заданий 15-19. Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края

Задание 15 Пунктуация в простом и сложном предложениях. Умение проводить пунктуационный разбор предложения. Алгоритм действия: чтение предложения – определение количества грамматических основ в предложении – выбор правильного ответа.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Мне приходилось ждать поезда ( ) и от нечего делать я наблюдал железнодорожную публику. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая. 2) Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 4) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Задание 15 Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения). Умение проводить пунктуационный разбор предложения. Алгоритм выполнения : чтение предложений – определение характера соединения однородных членов предложения (определение характера сочинительных союзов) – выбор правильного ответа.

Совет Уместно будет вспомнить сами сочинительные союзы и правила постановки знаков препинания при однородных членах, соединённых этими союзами: И, да, ни–ни, тоже, также – соединительные; а, но, да, однако, зато – противительные; или, либо, ли–ли, то–то, не то–не то – разделительные; то есть, или – пояснительные; не только…, но и…; как…, так и…; хотя и…, но… и др. – составные.

При однородных членах предложения запятая ставится: При однородных членах предложения запятая ставится: между однородными членами перед противительными союзами: …, но … (Я услышал странную, но приятную музыку); перед второй частью составных союзов: не столько…, сколько… (Гром был не столько оглушительным, сколько внезапным, неожиданным); при повторяющихся союзах после каждого однородного члена: и…, и…, и… (Необходимо и знать, и любить, и беречь свой язык). Необходимо помнить, что при повторе союз и приобретает свойства частицы. Это немаловажно, если вспомнить задания, связанные с морфологией или определением частеречной принадлежности слов.

При однородных членах предложения запятая При однородных членах предложения запятая не ставится: перед одиночным соединительным или разделительным союзом: …или… (Ты сиди или иди отсюда); перед союзом, который объединяет однородные члены в пары: …и… …и… (В 20 веке в Европе и Америке наука и производство развивались бурными темпами) или …и…,…и… (Среди сибирских рек есть большие и малые, спокойные и бурные, быстрые и медленные); если два однородных члена предложения (обычно антонимы), соединённые повторяющимися союзами образуют устойчивое сочетание: и…и… (и смех и грех), ни…ни…(ни рыба ни мясо).

Задание 16 Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства). Умение проводить пунктуационный разбор предложения. Алгоритм выполнения: чтение предложения – определение характера обособлений (второстепенных обособленных членов предложения: определение или обстоятельство) – выбор правильного ответа.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Человек на длительном историческом пути создал такие удивительные виды искусства, как музыка, поэзия, живопись, зодчество, ваяние (1) повествующие своим языком (2) о многообразии (3) окружающего нас (4) мира. 1) 1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3, 4

Задание 17 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Умение проводить пунктуационный разбор предложения. Так как вводные слова и конструкции не являются членами предложения, определение основы и членов предложения необходимо при решении этого задания. Алгоритм решения: чтение предложений – определение характера обособлений (основы и членов предложения) – выбор правильного ответа.

На месте каких цифр должны быть запятые? А) Это (1) может быть (2) правда. Б) Это (3) может быть (4) правдой. а) 1,2,3,4 б) 1,2 в) 3,4 г) 1,3 Верный ответ б). В первом предложении ограниченное цифрами сочетание является вводным со значением неполной уверенности говорящего в том, что он говорит: Это, может быть, правда. Сочетание может быть здесь легко заменяется синонимичными вводными словами: наверное, вероятно и т.д. Ответы а), в), г) неверны. Во втором предложении то же сочетание слов является вспомогательной частью составного именного сказуемого может быть правдой. Нельзя произвести замену на слова вероятно, возможно и т.п

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Именно простой, близкий к природе народ (1) как правило (2) умеет говорить звучно и образно. Это (3) видно (4) по народным песням, сказкам, пословицам, поговоркам, частушкам. 1) 1,2 2) 1,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4 После прочтения предложений, мы определяемся с характером возможных обособлений. В первом предложении вместо цифр (1) и (2) необходимо ставить запятые, поскольку есть вводное сочетание слов – как правило (нельзя к словам задать вопросы; имеется значение уверенности). Во втором предложении слово видно (видно (что?) это; видно (по чему?) по песням и т.д.) – сказуемое в односоставном предложении. Значит, обособлять его от других членов предложения не стоит, да и нельзя. Запятые не ставим. Правильный ответ – 1.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Где-то поблизости ( ) видимо ( ) был водопад. По возгласу, вырвавшемуся у моих спутников, я понял, что впереди опасность ( ) может быть ( ) нешуточной. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 2, 4 В первом предложении слово видимо – вводное. На это указывает ряд фактов: слово не является членом предложения, к нему нельзя задать вопрос. Само слово имеет значение неуверенности и может быть заменено синонимичными конструкциями: по-видимому, кажется, вроде бы и т.п. Поэтому выделяем это слово с двух сторон запятыми. Во втором предложении слова может быть являются составной частью именного сказуемого: опасность может быть (какой?) нешуточной. Слова нельзя заменить или «выбросить» из предложения – изменится (вернее станет непонятным) смысл всего предложения. Запятые не ставим. Правильный ответ – 2.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Своеобразный сплав мыслей и чувств отличает как лирику так и прозу этого автора. 2) Лучшей проверкой достоинств того или иного литературного произведения является его исполнение перед читательской аудиторией. 3) Среди сложных и трагических судеб ровной и беспечальной казалась судьба А.Н.Островского. 4) На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой в мире научной литературы и технической документации.

Задание 18 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Умение проводить пунктуационный разбор предложения. Следующая модель решения: чтение предложения – определение основ и границ предложений (главного и придаточного) – выбор правильного ответа.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Извилистые дорожки (1) главные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным. 1) 1,3 2) 2 3) 1,4 4) 2,4

Задание 19 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Умение проводить пунктуационный разбор предложения. Алгоритм действия: чтение предложений – определение характера соединения частей бессоюзного предложения (отношений между частями) – выбор правильного ответа.

Повторение материала (схемы) БСП перечисл. […], (и) […]. [распр.]; [ослож.]. Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.

[…]:[причина]. […]:[причина]. (потому что) Печален я: со мною друга нет. […]:[пояснение]. (а именно) Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями. [=]:[дополнение, пояснение]. (что) Я понимаю: успеть к отходу поезда нельзя.

[ ] - [ ]. [ ] - [ ]. (а, но) Служить бы рад – прислуживаться тошно. [t, условие] - […]. (когда, если) Совесть потеряешь – другой не купишь.

[…] - [вывод]. (так что) Наша Родина – нам и беречь её. […] - […]. (быстрая смена событий) Сыр выпал – с ним была плутовка такова. противопоставление между частями: Дружбу помни – зло забывай.

Вариация Вариация двоеточие или тире допускается во всех случаях постановки двоеточия, где вместо него МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНО ТИРЕ. Такое "соперничество« тире с двоеточием характерно и для художественных, и для публицистических текстов. Ср., с одной стороны: Слышу – жаворонок опять поет (И.Шмелев); На этой земле никто не захотел селиться – она оказалась очень скудной (К.Паустовский), и вполне возможные предложения с двоеточием: Слышу: жаворонок опять поет. На этой земле никто не захотел селиться: она оказалась очень скудной. Вывод: там, где возможно двоеточие в БСП, возможно и тире. Но тире в бессоюзном предложении не всегда заменяется двоеточием.

Постановка тире в БСП 1. быстрота смены событий (неожиданный результат), 2.противопоставление, 3. следствие, вывод (объединены), 4. в 1 части – время или условие совершения действия, 5. сравнение, 6. пояснение, 7. 2 часть – присоединенное предложение (устранение неполноты) .

Постановка двоеточия в БСП 1. Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой, 2. если в первой части есть глаголы видеть, слышать, знать и т.п.(но прим.: если интонация предупреждения отсутствует, то может стоять запятая), 3. вторая часть - основание, причина того, о чём говорится в первой, 4. вторая часть - прямой вопрос.

Совет Чтобы избежать этого всего, я оговариваю противопоставление и неожиданный результат, а остальное даю так: переделываем БСП в СПП. Если первая часть главная, вторая придаточная, то ставим двоеточие, наоборот – тире. Это, конечно, опасно, но в большинстве случаев работает.

Задание 19 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи. Умение проводить пунктуационный разбор предложения. Алгоритм решения: использовать всё те же шаги – найти грамматические основы и определить границы простых предложений в составе сложного

Совет Подчеркнуть грамматические основы, чтобы увидеть, что соединяют союзы (особенно при наличии союза "и"). Выделить союзы и обратить внимание на стык 2 союзов (самое слабое место). Если дальше в предложении есть "то", запятая на стыке союзов не нужна (запоминаем фразу "то не нужно" = при наличии "то" запятой не нужно). При отсутствии "то" - на стыке 2 союзов (обычно цифра 2) запятую ставим»