12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зуева Ирина Петровна532
Россия, Тамбовская обл., С.Полетаево

Педагогический проект «Формирование ключевых компетенций в ходе применения метода проектов на уроках математики»

Педагогический проект: «Формирование ключевых компетенций в ходе применения метода проектов на уроках математики» Автор проекта: учитель математики Зуева Ирина Петровна 2015год Филиал МБОУ Токарёвской сош№1 в с.Полетаево

Актуальность проекта Модернизация системы образования в России нацелена на приведение результатов её деятельности в соответствии с запросами государства, общества и личности. Современный социальный заказ школе заключается в требовании формировать личность, способную адаптироваться к быстро меняющимся условиям, занимающую активную жизненную позицию. Поэтому современное образование направлено, прежде всего, на формирование у ученика ключевых компетенций. Применение метода проектов позволяет ученику продуктивно усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, делать практико-ориентированными.

Цель проекта: Выявить влияние применения метода проектов в урочной и внеурочной деятельности на формирование ключевых компетенций и как следствие на повышение качества образования.

Задачи проекта: Сформировать представление о ключевых компетенциях и их структуре на основе изучения научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной теме; Опробовать применение метода проектов на уроке математики и во внеурочной деятельности; Отследить влияние применения метода проектов на формирование ключевых компетенций учащихся.

Объект исследования – процесс обучения математике в основной школе. Предмет исследования – формирование ключевых компетенций.

Гипотеза: Разработанная система организации применения метода проектов будет способствовать формированию ключевых компетенций и развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Новизна работы состоит в разработке системы организации применения метода проекта на уроке, способной формировать ключевые компетенции.

Тип проекта: По доминирующей деятельности – практико-ориентированный. По форме – групповой. По продолжительности – долгосрочный. Срок реализации - 2012-2014уч.годы. Проект рассчитан на учащихся 8-9 классов.

Методы исследования Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование. Отслеживание достижений.

Проблема У учащихся не сформирована математическая компетентность, так как традиционное изучение математики самоцелью видит освоение ЗУН и не предполагает выход «за его пределы» - качественного развития интеллектуально-творческого мышления, являющегося составной частью математической компетентности.

Пути решения проблем использование информационно-коммуникационных и других современных образовательных технологий; применение проектно-исследовательской деятельности учащихся; чередование различных видов мероприятий, развивающих ключевые компетенции учащихся в процессе обучения математике.

Определение компетенций и структура ключевых компетенций, предложенная А.В.Хуторским: Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний. умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Ученик считается компетентным, если он способен применять усвоенное на практике. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.

Ключевые компетенции, формируемые на уроках математики Учебно-познавательная Социальная Коммуникативная Исследовательская Информационная Технологическая Здоровьесберегающая Ценностно-смысловая

Метод проектов Предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижения того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса этого результата. Этот процесс должен быть достаточно технологически проработанным, с тем, чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулировала бы их к совместной поисково-познавательной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Целью познавательных действий учащихся при применении метода проектов должно быть активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решать проблему.

Этапы реализации проекта Проблемно-поисковый Теоретико- методологический Опытно-практический Обобщающий

Ожидаемые результаты обучающие создание условий для обеспечения высокой активности обучающихся на уроке; включение учащихся в коллективную деятельность в парах, группах; осуществление разнообразных форм контроля ЗУН учащихся; формирование потребности находить необходимую информацию и передавать ее содержание адекватно поставленной цели; прочное усвоение обучающимися учебного материала, повышение качества знаний. развивающие развитие творческого, аналитического мышления учащихся посредством методик эффективного обучения; развитие исследовательских, коммуникативных навыков воспитывающие воспитание устойчивого интереса к предметам и учебным занятиям.

Метод проектов во внеурочной деятельности 2014 г участие в областном открытом форуме исследователей «Грани творчества» с работой «Нестандартные приемы устного счета». Результат 2-е место 2013г участие в областной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» с работой «Различные способы решения квадратных уравнений» 2014 г участие в 4 областном конкурсе учебно– исследовательских работ ДИВО с работой «Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни

Метод проектов во внеурочной деятельности 2006-2007 уч.г. проект «Сколько крахмала в картошке и насколько она вкусна»

На основе собственных наблюдений положительным в использовании метода проектов считаю Активизируется познавательная деятельность учащихся Повышается интерес учащихся к учению Открываются новые возможности для учащихся, например, для проявления их личностных качеств. И как следствие возникла идея – применять данный метод на уроке

Этапы реализации Проект реализовывался в течение 2-х лет в 4 этапа I этап сентябрь – декабрь 2012 г II этап январь – декабрь 2013 г III этап январь – февраль 2014 г IV этап март – июнь 2014 г

I этап сентябрь – декабрь 2012 г Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, нормативных документов, опыта применения метода проектов. Выдвижение гипотезы, определение последующих задач. Диагностика учащихся.

II этап январь – декабрь 2013 г Обучение детей поиску информации в различных источниках. Составление дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся. Формирование умения работать самостоятельно, выполнять творческие задания. Отработка навыков работы в парах, группе.

III этап январь – февраль 2014 г Работа учащихся над проектами: Формирование проблемы (выбор темы проекта) Провожу «мозговой штурм», используя метод наводящих вопросов Выдвижение гипотез решения проблем Определение творческого названия проекта Обсуждение плана работы учащихся Обсуждение возможных источников информации

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе Самостоятельная работа групп Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе Защита проекта Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

IV этап март – июнь 2014 г Подведение итогов Формирование выводов Оформление результатов

Были подготовлены проекты

Анкетирование учащихся Я умею: самостоятельно планировать свою учебную деятельность осуществлять самоконтроль проводить исследования оформлять результаты (в том числе и с помощью компьютера) самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию готовить презентацию выступать с результатами исследования перед аудиторией работать в группе, помогать товарищам

Анализ результатов

Сведения о качестве знаний и уровне обученности учащихся

  Результаты ГИА по математике

Влияние применения метода проектов на формирование ключевых компетенций учебно-познавательная Информационная Коммуникативная Личностного самосовершенствования

Выводы Сформировано представление о ключевых компетенциях и их структуре Апробировано применение метода проекта Отслежено влияние метода проектов на формирование ключевых компетенций Гипотеза о том, что метод проектов способствует формированию ключевых компетенций подтвердилась Следовательно необходимо продолжить применение данного метода на уроке и во внеурочной деятельности, совершенствую пути его применения.