12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Беласик Людмила Николаевна5744
Россия, Архангельская обл., Северодвинск

Проект «Образ северного оленя в народных промыслах»

Управление образования Администрация Северодвинска муниципальный конкурс «Экология глазами детей: Образ животных в народном искусстве Севера» Образ северного оленя в народных промыслах Работу выполнила Ученица 7Б класса МБОУ «СОШ №5» Хома Яна Руководитель Беласик Л.Н.

Цель: рассмотреть образ северного оленя в народном искусстве и выявить в каких народных промыслах встречается образ оленя. Задачи: - изучить литературу по выбранной теме; - обобщить изученный материал; - найти примеры образа оленя в северных народных промыслах; - сделать выводы по изученному материалу.

Олень — символ различных исторических традиций. Олень в мифологии славян. Человек всегда восторгался силой и красотой оленя, ощущал его превосходство над собой. Академик Б. А. Рыбаков, крупнейший знаток славянского язычества, утверждал, что на севере России существовала легенда, по которой Солнце днем проделывает свой путь на оленях по небу, а ночью плывет на утках по подземной реке.

Образ оленя играл в жизни славян особую роль, они относили его к царственным животным, и наделяли фантастическими чертами. Его называли «чудным» и «дивным зверем». По поверьям он умел творить разные чудеса и даже говорить человеческим голосом.

Олень - один из самых часто встречающихся героев глиняной Каргопольской игрушки Каргополь, Глина, роспись Ульяна Ивановна Бабкина Олень 1966г. Каргополь, Глина, роспись Из собрания автора Ульяны Ивановны Бабкиной - народного мастера Каргополья У. И.Бабкина. Вершник (всадник) на олене. 1960- гг.

Олень в пряничном искусстве

Изображение оленя в северной вышивке

Образ оленя в северных росписях Олень - северная модификация «конька». Фото М. Нащокиной. Село Кимжа, 2009 Мезенская роспись Село Палащелье Лешуконского района Архангельская область

Олень. Прялка. Фрагмент лопаски (лицо), Нижняя Тойма, Северная Двина, 19 в. Дерево, роспись. Мастер Шевелев Фрагмент росписи прялки. Северная Двина. Начало ХХ века

Современные изделия Мезенской росписью

Удивительно, но связь оленей с небесами сохранилась даже в западной цивилизации. Вспомним, летящего по небу в санях с оленьей упряжкой Санта-Клауса.

Олень один из самых распространенных образов народных промыслов севера и, несмотря на многозначность, изображение оленя играет роль сопутствующего сюжета, дополняя сюжеты народных промыслов Севера – древо, медведя, коня, птиц и т.д. В процессе написания работы я открыла для себя понимание того, что значение оленя в народных промыслах применяется для воздействия на мир, преобразовывая его, так как оленя считали символом возрождения и обновления, силы и благородства, отваги и чистоты, набожности и благочестия, рога сравнивали с Древом Жизни, он символизировал бесконечный бег солнца, олицетворял нарождающуюся жизнь. В перспективе было бы интересно изучить образ оленя в таких промыслах как резьба по кости и бересте. А так как популяция оленей находится под угрозой, работа помогла мне по-новому взглянуть на эту проблему.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Bapенов А. Утка, конь-олень - шелестящие обереги // Наука и жизнь. 1999. № 11. С. 63-65. 2. Василенко В.М. Послесловие // Латынин Л. Основные сюжеты русского народного искусства. М.: Глас, 2006. С. 82-90. 3. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М.: Искусство, 1978. С. 18 - 22. 4. Мосолов, В. И.Дикий северный олень/ В.И.Мосолов, В.И.Филь; Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник; [автор фото на обл. С.В.Горшков]. Изд-во "Камчатпресс", 2010. — 158с.: ил. - Библиогр.: с.152. 5. Прилуцкая Е.Н. Семантика изображения коня и оленя в росписи по дереву Архангельского Севера // Культура. Духовность. Общество . 2014. №15. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semantika-izobrazheniya-konya-i-olenya-v-rospisi-po-derevu-arhangelskogo-severa (дата обращения: 02.04.2016). 6. «Русские художественные промыслы», Москва, «Астрель», 2011. 7. Русское декоративное искусство. Т. 1. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962. 8.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Русское слово, 1997. 9. Снеговская А. Красное яйцо - символ пасхи // Наука и жизнь. 1999. № 2.