12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильчук Марина Владимировна119

Исследовательская работа «Образ морской волны в творчестве М.Ю. Лермонтова»

Образ морской волны в творчестве М. Ю. Лермонтова Выполнила: ученица 7 «А» класса Илунина Анастасия Руководитель: Ильчук Марина Владимировна

Цель: Целью данной исследовательской работы является изучение того, каковы место и роль образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, каково их символическое значение. Цель: Целью данной исследовательской работы является изучение того, каковы место и роль образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, каково их символическое значение. Задачи: 1) Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме. 2) Проанализировать, какое значение образы-символы моря и паруса имеют в творчестве М.Ю.Лермонтова. 3) Рассмотреть, как реализуются эти образы в произведениях поэта.

Творчество М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее душевному состоянию читателя. Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими литературоведами и историками литературы. Творчество М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее душевному состоянию читателя. Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими литературоведами и историками литературы.

В творчестве М.Ю.Лермонтова сочетаются два художественных метода: реализм и романтизм. Юношеские произведения поэта и писателя тяготеют к романтизму.

В художественном произведении пейзаж может раскрывать характер и внутренний мир героя, может отражать его мировоззрения, пейзаж может быть созвучен с настроением героя или контрастен ему.

"Морской пейзаж, как и все вообще пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселен. Лишь изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий корабль, несущийся на всех парусах "по синим волнам океана», реже встречаются люди: "трепетный пловец", "красавица-дева", сидящая над морем, царевич, купающий в море коня"

«Наполеон» (1829) Где бьет волна о брег высокой, Где дикий камень положен, В сырой земле и в яме не глубокой – Там спит герой, друзья! – Наполеон!.. Вещают так: и камень одинокой, И дуб возвышенный, и волн прибрежных стон!..

«Баллада» (1829) С душой безнадежной младой удалец Прыгнул, чтоб найти иль коралл, иль конец. Из бездны перловые брызги летят, И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят и о берег бьют, Но милого друга они не несут.

«Парус» (1832)

Образ морской волны - символ Страсти и свободы - в произведениях Предвестника смерти- в поэмах Внутреннего мира лирического героя – в прозе

М. Ю. Лермонтов «Парус». Акварель

«Вид Тифлиса», масло ( 1837 )

«Пятигорск», масло ( 1837 )

«Пейзаж с двумя березами», акварель ( 1831 )

« Крестьянин под деревом», чернила (1832)

Интересный факт Согласно исследованиям, в стихотворениях М. Ю. Лермонтова слово «океан» встречается 19 раз, «буря» - 8 раз, «море» - 101, а слово «Волна» - 172 раза.

Волны в описании Лермонтова также одиноки, хотя они связаны между собой и всецело принадлежат морю. Но они этим не тяготятся, им их неволя и холод дороже «знойных полудня лучей». Трагедия возникает тогда, когда одна из волн почувствует, осознает свою слабость, неодинаковость, непохожесть, когда она поймет, что она выше, лучше, талантливее, способнее других, но при этом она, к несчастью, до конца своих дней связана с морем и ограничена в своих передвижениях береговой чертой. Так и гениальный поэт вынужден жить среди обычных и пошлых людей. Волны в описании Лермонтова также одиноки, хотя они связаны между собой и всецело принадлежат морю. Но они этим не тяготятся, им их неволя и холод дороже «знойных полудня лучей». Трагедия возникает тогда, когда одна из волн почувствует, осознает свою слабость, неодинаковость, непохожесть, когда она поймет, что она выше, лучше, талантливее, способнее других, но при этом она, к несчастью, до конца своих дней связана с морем и ограничена в своих передвижениях береговой чертой. Так и гениальный поэт вынужден жить среди обычных и пошлых людей.