12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Капустина Светлана Алексеевна46
Работаю в системе профессионального образования с 1998 года. Мастер производственного обучения
Россия, Ярославская обл., Рыбинск

Презентация «Практико-ориентированный подход в обучении по дисциплине «Электротехника», как инструмент формирования профессиональных компетенций»

Практико-ориентированный подход в обучении по дисциплине «Электротехника», как инструмент формирования профессиональных компетенций Зав.индустиальным отделением ГПОАУ ЯО РППК Капустина С.А.

Практико-ориентированный подход - это совокупность приемов, методов, форм обучения, направленных на формирование практических умений и навыков в профессиональной деятельности.

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» сказано, что основной целью Программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Одной из основных задач является – подготовка квалифицированного (специалиста) рабочего в соответствии уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного и ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования. 

Актуальность В современных условиях особенно актуален вопрос организации учебного процесса. Он должен быть построен таким образом, чтобы его образовательный результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса студентов, в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений. Такой набор позволит обучающимся адаптироваться к жизни, относиться к ней активно, творчески.

Внедрение ФГОС нового поколения в учреждениях СПО стало основой измерения результата профессионального образования. Новые образовательные результаты - сформированные общие и профессиональные компетенции

Требования ФГОС по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) 5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Требования ФГОС по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям) 5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: 5.2.1. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций. ПК 1.1. Выполнять слесарную обработку, пригонку и пайку деталей и узлов различной сложности в процессе сборки. ПК 1.2. Изготовлять приспособления для сборки и ремонта. ПК 1.3. Выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при проверке его в процессе ремонта. ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости на ремонт электрооборудования. 5.2.2. Проверка и наладка электрооборудования. ПК 2.1. Принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и включать его в работу. ПК 2.2. Производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением инженерно-технического персонала. ПК 2.3. Настраивать и регулировать контрольно-измерительные приборы и инструменты. 5.2.3. Устранение и предупреждение аварий и неполадок электрооборудования. ПК 3.1. Проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования. ПК 3.2. Производить техническое обслуживание электрооборудования согласно технологическим картам. ПК 3.3. Выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае обнаружения его неисправностей.  

Однако новые направления в технологии образовательного процесса порой медленно реализуются на практике. Проблема заключается в том, что тот учебный материал, который используется в процессе обучения, недостаточно связан с практикой и жизненным опытом обучающихся, на учебных занятиях редко обсуждаются и анализируются ситуации из повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний по тому или иному предмету требуется сформировать позитивное отношение, интерес учащихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Поэтому перед преподавателем встает задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим процессом, в котором учебная деятельность учащихся становится успешной, а знания востребованными.

В своей работе требования ФГОС я реализую через основные дидактические принципы: Принцип научности; Принцип наглядности; Принцип целенаправленности; Принцип систематичности и последовательности; Принцип связи обучения с жизнью; Принцип доступности; Принцип сознательности и активности; Принцип прочности; Прочность воспитания и развития.

Разработка программы ОП 02. «Электротехника» в соответствии с требованиями ФГОС 13.01.10 Исходя из требований ФГОС, рабочего учебного плана и материально-технического обеспечения дисциплины, была разработана программа ОП 02 «Электротехника» на основе практико-ориентированного подхода

Реализация практико-ориентированного подхода Направления реализации практико-ориентированного подхода на уроках электротехники – это: а) обновленный дидактический материал, работая с которым студенты приобретают навыки самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решению проблемных ситуаций, умению анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Например, задания типа «Установите соответствия» или «Установите правильную последовательность». В результате на различных этапах урока, обучающиеся являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия преподавателя, а активными участниками процесса познания.

Реализация практико-ориентированного подхода Кроме решения задач, использую следующие виды деятельности:  подготовка рефератов, проведение предметной олимпиады, составление и решение кроссвордов, проведение конкурсов на лучшую презентацию по указанной проблеме и др. Здесь хочу вернуться к специальной компетенции, которую я формирую, помимо вышеуказанных приемов, путем проведения интегрированных уроков (совместно с общеобразовательной дисциплиной «Физика»): «Законы постоянного тока» - для техников - электриков; решали задачи, выполняли тесты, проводили демонстрационные эксперименты; «Деформации, их учет и использование» - для сварщиков.

Организация проектной и исследовательской деятельности также является важным средством реализации практико-ориентированного подхода при обучении электротехнике. Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала, развитию творческих способностей ребят.