12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбачёва Марина Юрьевна166401
Учитель русского языка и литературы. Высшая категория. В школе работаю 40 лет
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Всероссийская проверочная работа по русскому языку, 5 класс. Вариант 15

Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс, Вариант 15 Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга

1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания (Ha)опушк.. леса од..ноко ст..ит ра(с,з)кид..стый(2) клён.(4) В его(1) л..стве уже (за)св..ркала з..л..тая проседь. Когда ду..т вет..р с клёна сыплет..ся осенн..й лист. Кажет..ся, будто с веток сл..тают кружат..ся (над)опушкой жар-птиц.. . А немного поодаль, в лесу, т..кие же клёны ещё з..лёные. В ле­су лето а (на)опушк.. осень. Почему же клён (на)опушк.. стал р..нять лист ран..ше св..их сверстников? Те р..стут (под)з..щитой леса, в больш..й(3) сем..е а он ст..ит один, бобылём. Од..нокое дер..во ран..ше желте..т к одинокому ран..ше приход..т осень.

2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. – фонетический разбор (звуко- буквенный) (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор

3 Поставьте знак ударения в следующих словах: Убрала, тигровый, силос, насорит. 4 Над каждым слово напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении. На столе лежит путевой журнал необычной экспедиции.

5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) 1)Я бы хотел узнать кто из вас капитан 2)По преданию аист приносит счастье 3)По- моему это нарушение порядка 4)Майа прошептала я предлагаю другое название

6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую \ запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Каких там птиц я не видал! 2) Тут Соловей являть своё искусство стал. 3)На воеводство был посажен Слон. 4)Мы рады коллеги вам сообщить приятную новость.

7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Я облегчённо вздохнул и стал обдумывать случившееся. 2)Антон научил нас управлять телеустановкой и на другой день мы устроили подводный сеанс уже сами. 3)Рыба отправилась в долгое и трудное путешествие. 4)Мы захотели увидеть хотя бы на небольшой глубине морское дно.

Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1)Белый медведь холода не боится. (2)Но бегемот, африканец родом, на морозе жить не может. (3)И жираф не может. (4)И попу­гаи, и обезьяны — все тропические животные. (5)Для них холод — это смерть. (6)Работники зоопарка сумели сберечь тропических животных в трудную военную зиму 1941/42 года. (7)Профессора на время от­ложили свои книги, взяли пилы и топоры и стали вместе с рабочими заготовлять дрова. (8)И в трескучие морозы в помещении у тропиче­ских животных было тепло. (9)Но вот однажды снова завыла над зоопарком сирена воздушной тревоги.

(10)А потом грянул взрыв. (11)Брызгами вылетели все стёкла в попугайнике. (12)И ночью на морозе, в темноте, работники зоопарка забива­ли фанерами окна. (13)Сняли со своих постелей одеяла — утепляли ими. (14)Никто из попугаев не замёрз. (15)Погиб только один молуккский какаду «Володя». (16)Помните его, ребята? (17)Он косил на посетителей чёрным, блестящим, круглым, как бусинка, глазом и кричал: «Во-олодя... Во-олодя...» (18)Но погиб Володя не от холода, а от раны. (19)Его ранило осколком. (20)Через два дня какаду скончался.

8 Определите и запишите основную мысль текста. 9 Почему попугаи и обезьяны не выносят холода? Запишите ответ 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 9-11 текста. Запишите ответ.

11 В предложении 6-8 найдите слово со значением «учёное звание и должность преподавателя или научного сотрудника». Выпишите это слово. 12 В предложениях 1-5 найдите антоним к слову «жизнь» и выпишите его.

Ответы: На опушке леса одиноко стоит большой, раскидистый клён. В его листве уже засверкала золотая проседь. Когда дует ветер, с клёна сыплется осенний, огненный лист. Кажется, будто с веток слетают, кружатся над опушкой жар-птицы. А немного поодаль, в лесу, такие же клёны ещё зелёные. В лесу лето, а на опушке осень. Почему же клён на опушке стал ронять лист раньше своих сверстников? Те растут под защитой леса, в большой семье, а он стоит один, бобылём. Одинокое дерево раньше желтеет, к одинокому раньше приходит осень.

2 Фонетический разбор е -[й' -согласный, звонкий, мягкий [и] -гласный, безударный г - [в] -согласный, звонкий, твёрдый о- [о́] -гласный, ударный 3 буквы, 4 звука, 2 слога

Морфемный разбор -рас- - приставка. -кид- - корень. -ист- - суффикс. -ый – окончание.

Морфологический разбор Большой (в семье) 1)Большой (в семье) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: в се­мье (какой?) большой; 2)Начальная форма — большой; полное; в ж. р., ед. ч., предл. падеже; 3)В предложении является определением.

Синтаксический разбор На опушке леса одиноко стоит раскидистый клён. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: клён (подлежащее); сто- ит (сказуемое). Второстепенные члены :(клён) раскидистый - определение; (стоит) на опушке - обстоятельство; (стоит) одиноко - обстоятельство; (на опушке) леса - определение.

3 Убрала, тигровый, силос, насорит. 3 Убрала, тигровый, силос, насорит. 4 На(предл.) столе(сущ.) лежит(гл.) путевой(прил.) журнал(сущ.) необычной(прил.) экспедиции(сущ.). 5 Майя прошептала: «Я предлагаю другое название». А: «П». 6 Мы рады, коллеги, вам сообщить приятную новость. Это предложение с обращением <или> обращение <или> обращение в середине предложения.

7Антон научил нас управлять 7Антон научил нас управлять телеустановкой, и на другой день мы устроили подводный сеанс уже сами. Это сложное предложение <или> в предложении две грамматические основы. 8 Автор восхищается людьми, которые во время войны спасали от холода животных. Писатель осуждает войну, которая несёт разрушения и смерть.

9 Попугаи и обезьяны- тропические животные. 9 Попугаи и обезьяны- тропические животные. 10 Повествование. 11 Профессора. 12 Смерть.