12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбачёва Марина Юрьевна166500
Учитель русского языка и литературы. Высшая категория. В школе работаю 40 лет
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Всероссийская проверочная работа по русскому языку, 6 класс. Вариант 8

Всероссийская проверочная работа по русскому языку 6 класс Вариант 8 Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга

1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Воздух был спёртый. Какой(то) т..жёлой и(с,з)томой д..хнуло в открытое оконце с улиц.., нак..лё(н,нн)ой летн..м степным(2) со..нцем. В такие жарк..е июльск..е дни станица точ..но вым..рала. Даже станич..ные(3) с..баки и(с,з)чезали неизвестно куда. Действительно, ст..пное со..нце (ж,жж)..т так (не)м..лосердно что (не)хочет..ся двигаться. Но если(бы) явилась к тому охота, двигаться (не)куда. Кругом станиц.. разл..глась ковыльная степь, ж..лтым к..вром ух..дившая из глаз. Лес был вырублен самым бе..жалос..ным образом. Дождя (не)было уже около двух недель. Со..нце красное и громадное (по)утрам поднималось в дымном мареве.(4) Оно было похоже на ра(с,з)к.. лённый где(нибудь) в кузнеч..ном горне кусок мета(л,лл)а. Ж..знь в станиц.., проявлялась только (по)утрам и вечерам когда сп..дал ст..пной зной.

2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор

3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 4 Поставьте знак ударения в следующих словах. Начать, углубить, сантиметр, столяр.

5 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Всё музыкальное наследие Чайковского является народным достоянием. 6 Найдите и исправьте ошибку(ошибки в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова.(слов) 1)Трое подруг 2)Не хватает сорока минут 3)Самый наилучший 4)Красивое пальто

7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)В дубовых зарослях бродят безобидные медведи- муравьятники. 2)Мещёрский край прекрасен. 3)Путь в лесах это километры тишины, безветрия. 4)Этот клочок земли научил меня видеть и понимать прекрасное.

8 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю. 2)Закат тяжело пылает на кронах деревьев золотит их старинной позолотой. 3)Уступи мне скворец уголок. 4)Взошло солнце и роса на траве стала высыхать.

Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1)Любовь к лесу родилась у меня ещё в детстве. (2)Когда я был гимназистом четвёртого класса, наша семья проводила лето в знаменитых Брянских лесах. (З)Раньше они назывались Дебрянскими, от слова «дебри» — непроходимые лесные чащи. (4)Любимым занятием у нас, мальчишек, было лазание на вековые сосны. (5)Мы забирались на самые вершины. (6)Оттуда, казалось, можно было дотянуться рукой до облаков. (7)Там сильно, до одури, пахло нагретой смолой и во все стороны простирался неведомый лес. (8)Я никогда не забуду тот летний вечер, когда я впервые ехал на телеге с маленького полустанка в глубину этих лесов. (9)Всё казалось мне удивительным и таинственным: и вершины сосен, терявшиеся во мраке, и туман над болотами, и блеск звёзд в вышине между ветвей, и бесшумный полёт тёмных птиц.

(10)Тогда ещё я не знал, что это летали совы. (11)Мне всё казалось, что в лесной тьме, вот здесь, в нескольких шагах от дороги, прячутся в овраге душегубцы, а между стволов тускло блестят озёра с покосившимися сторожками на берегах. (12)Мне казалось, что со дна этих озёр долетает едва слышный колокольный гул, пока я не догадался, что это шумят сосны. (10)Тогда ещё я не знал, что это летали совы. (11)Мне всё казалось, что в лесной тьме, вот здесь, в нескольких шагах от дороги, прячутся в овраге душегубцы, а между стволов тускло блестят озёра с покосившимися сторожками на берегах. (12)Мне казалось, что со дна этих озёр долетает едва слышный колокольный гул, пока я не догадался, что это шумят сосны. (13)В Брянском лесу я впервые встретился со старым лесничим и узнал от него много вещей, показавшихся мне невероятными. (14)Я узнал, например, что лучшие семена сосны лесоводы добывают из беличьих складов, потому что белка собирает только самые здоровые и свежие шишки. (15)Я узнал, что брянская сосна растёт на песчаной земле, смешанной с фосфоритами, и потому нет в мире лучшей сосны по прочности и красоте древесины. (16)И наконец я узнал главное: что лес, и один только лес, спасает землю от высыхания, от засухи, суховеев, неурожая и порчи климата. (17)С тех пор я понял великое значение леса для жизни земли.

9 Определите и запишите основную мысль текста. 10 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11 Что главное узнал рассказчик от старого лесника? 12 Определите и запишите лексическое значение слова «проводила» из предложения 2 . Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

13 Определите стилистическую принадлежность слова «душегубец» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. 13 Определите стилистическую принадлежность слова «душегубец» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. 14 Объясните значение фразеологизма  «работать засучив рукава», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответы: Воздух был спёртый. Какой-то тяжёлой истомой дохнуло в открытое оконце с улицы, накалённой летним степным(2) солнцем. В такие жаркие июльские дни станица точно вымирала. Даже станичные(3) собаки исчезали неизвестно куда. Действительно, степное солнце жжёт так немилосердно, что не хочется двигаться. Но если бы явилась к тому охота, двигаться некуда. Кругом станицы разлеглась ковыльная степь, жёлтым ковром уходившая из глаз. Лес был вырублен самым безжалостным образом. Дождя не было уже около двух недель. Красное и громадное солнце по утрам поднималось в дымном мареве.(4) Оно было похоже на раскалённый где-нибудь в кузнечном горне кусок металла. Жизнь в станице проявлялась только по утрам и вечерам, когда спадал степной зной.

Морфемный разбор степным степным ← степь (суффиксальный способ)

Морфологический разбор Станичные. 1.Станичные (какие?) - имя прилагательное; н. ф. - станичный. 2.Пост. - относит.; непост. - в им. п., мн. ч. 3.В предложении является определением.

Синтаксический разбор Солнце красное и громадное по утрам поднималось в дымном мареве.  Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: солнце - подлежащее, выражено существительным; поднималось - сказуемое, выражено глаголом. Второстепенные члены предложения: (солнце) красное и громадное - однородные определения, выражены именами прилагательными; (поднималось) по утрам - обстоятельство, выражено именем существительным; (поднималось) в мареве - обстоятельство, выражено именем существительным; (мареве) дымном - определение, выражено именем прилагательным.

3   безжалостным; 3   безжалостным; 12 букв и 11 звуков. Буква "т" не обозначает звука. 4 Нача́ть, углуби́ть, сантиме́тр, столя́р. 5 Всё(мест.) музыкальное(прил.) наследие(сущ.) Чайковского(сущ.) является(гл.) народным(прил.) достоянием(сущ.).

6 Три подруги, наилучший ИЛИ самый лучший. 6 Три подруги, наилучший ИЛИ самый лучший. 7  Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им.п. ИЛИ сущ., им.п.   .сущ., им.п.     Путь в лесах- это километры тишины, Безветрия. 

8 Уступи мне, скворец, уголок. 8 Уступи мне, скворец, уголок. Это предложение с обращением ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения. 9 Лес — явление таинственное и удивительное. Лес имеет огромное значение для жизни, он спасает землю от высыхания, засухи и неурожая.

10 1.  Любовь к лесу родилась в детстве. 10 1.  Любовь к лесу родилась в детстве. 2.  Таинство леса. 3.  Раскрытые секреты брянских лесов. 11 Лес спасает землю от высыхания, неурожая, суховеев, порчи климата. 12 Проводить - быть, находиться. Бабушка решила съездить к себе домой. Вчера мы её проводили на вокзал. 

13 Стилистическая принадлежность: 13 Стилистическая принадлежность: Душегубец - разговорное. Синоним: Душегубец - злодей, разбойник 14 фразеологизм: Работать засучив рукава - хорошо, усердно работать. В школьном дворе наш класс сажал деревья. Все ребята работали засучив рукава.