12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Горбачёва Марина Юрьевна164790
Учитель русского языка и литературы. Высшая категория. В школе работаю 40 лет
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Готовимся к ВПР по русскому языку, 6 класс. Вариант 3

Готовимся к ВПР по русскому языку 6 класс Вариант 3 Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга

1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Погода пр(и,е)крас..ная. Кротко сине..т майский (небо)свод гла(т,д)кие лист..я ракит бл..стят. Широкая и ровная дорога вся зар..сла той мелкой травкой, которую так охотно щипл..т овц(и,ы). По дли(н,нн)ым скатам п..логих холмов тихо к..лыш..т..сязелё(н,нн)ая рож.. . Жи(т,д)кими пятнами ск..льзят (по)ней тени (не)больших тучек. В отдалени.. т..мнеют леса св..ркают пруды ж..лтеют д..ревни. Жав..ронки поднимают..ся поют или без движения гре..т..ся на пр..горках4. И(с,з)синя (чёрные) грачи на дороге ост..навл..вают..ся и гл..дят на вас. Потом пр(е,и)никают (к)земле и тяжко отл..тают(2) в сторону, по..прыгнув2 раза два. За дальнем оврагом муж..к паш..т(3) поле. Пегий жеребёнок, с куц..мхвост..ком и вз..ерошенной гривкой, б..жит на (не)верных ножках за матерью. Вдалеке слыш..т..ся его ржанье. Мы в..е(з,ж)жаем в б..рёзовую рощу. Крепкий, свеж..й зап..х приятно стесняет дыхание.

2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор

3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 4 Поставьте знак ударения в следующих словах. НАЧАЛ, ПЛАТО, СОЗДАЛА, КАУЧУК.

5 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Двое щенков в собачьем питомнике были крупнее своих сверстников. 6 Найдите и исправьте ошибку(ошибки) в образовании формы слова. Запишите Правильный вариант формы слова.(слов) 1)Счастливейший человек 2)Более полтора тонн 3)Австралийское кенгуру 4)Из обоих стволов

7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Наша собака очень умная. 2) Пароход быстрее парусника. 3) Настина мама детский доктор. 4) Вдоль автострады строят торговые центры и автозаправки.

8 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Малыши шумят ссорятся и постоянно спорят друг с другом. 2) Сначала молодой человек был равнодушен и спокоен однако последние слова удивили и взволновали его. 3) Погода была не сырой и холодной а тёплой и Солнечной. 4) Обсудите-ка ребята этот вопрос со своими родителями.

Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1)Принято считать, что порох был изобретён в китайских монастырях. (2)Среди монахов было немало алхимиков, которые проводили эксперименты по созданию эликсира бессмертия. (3)Алхимики соединяли различные вещества в разной пропорции, надеясь однажды найти верную комбинацию. (4)В середине девятого века монахами был составлен трактат, в котором описывались все известные к тому времени химические составы. (5)В нескольких строках трактата упоминался опасный эликсир. (6)Он, по свидетельству авторов, внезапно загорелся в руках алхимиков, причинив им неимоверную боль. (7)Погасить пламя не удалось, и за несколько минут сгорел целый дом. (8)Эта запись считается одним из первых упоминаний о порохе. (9)Уже в X веке китайские мастера создали первое в истории примитивное огнестрельное оружие — «огненное копьё». (10)В Европе о порохе впервые рассказал английский учёный Роджер Бэкон. (11)Бэкон писал о «детской игрушке, издающей звук и испускающей огонь, которую изготавливают в разных частях света из толчёной селитры, серы и орехового угля». (12)Действие устройства казалось европейцам поразительным.

(13) «При помощи вспышки, пламени и ужасного звука, — писал Бэкон, — можно творить чудеса, причём на любом расстоянии, какое только мы пожелаем, и человек с трудом может защититься». (13) «При помощи вспышки, пламени и ужасного звука, — писал Бэкон, — можно творить чудеса, причём на любом расстоянии, какое только мы пожелаем, и человек с трудом может защититься». (14)С этих пор история использования пороха была тесно связана с Европой. (15)В начале XIV века появились упоминания о пороховой артиллерии на полях европейских сражений. (16)Сначала порох использовался более из-за звукового эффекта. (17)Например, примитивные английские бомбарды, стрелявшие камнями, были оружием очень неточным. (18)Зато лошади противника шарахались в стороны при их грохоте. (19)В дальнейшем развитие техники привело к появлению современного огнестрельного оружия.

9 Определите и запишите основную мысль текста. 10 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11 Каким образом был изобретён порох? 12   Определите и запишите лексическое значение слова «считать» из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

13 Определите стилистическую окраску 13 Определите стилистическую окраску слова «шарахались» из предложения 18, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.  14 Объясните значение фразеологизма «вкладывать во что либо всю душу», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Ответы: Погода прекрасная. Кротко синеет майский небосвод, гладкие листья ракита блестят. Широкая и ровная дорога вся заросла той мелкой травкой, которую так охотно щиплют овцы. По длинным скатам пологих холмов тихо колышется зелёная рожь . Жидкими пятнами скользят по ней тени не больших тучек. В отдалении темнеют леса сверкают пруды желтеют деревни. Жаворонки поднимаются, поют или без движения греются на пригорках. Иссиня чёрные грачи на дороге останавливаются и глядят на вас. Потом приникают  к земле и тяжко отлетают в сторону, подпрыгнув раза два. За дальнем оврагом мужик пашет в поле. Пегий жеребёнок, с куцым хвостиком и взъерошенной гривкой, бежит на неверных ножках за матерью. Вдалеке слышится его ржанье. Мы въезжаем в берёзовую рощу. Крепкий, свежий запах приятно стесняет дыхание.

Морфемный разбор Майский Майский – май(суффиксальный способ)

Морфологический разбор Пашет. 1.Пашет (что делает?)- глагол, н.ф- пахать. 2.Пост.- несов.вид, невозвр., переход., 1 спр.; непост.- в форме изъявит.накл., наст.вр., 3-е л., ед.ч. 3.В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор Жаворонки поднимаются, поют или без движения греются на пригорках. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, Распространённое, с однородными сказуемыми. Грамматическая основа: Жаворонками(подлежащее, выражено именем существительным), поднимаются, поют (или) греются(однородные сказуемые, выражены глаголами). Второстепенные члены предложения: (греются) без движения- обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (греются) на пригорках -обстоятельство (возможно: дополнение), выражено именем существительным с предлогом.

3 Его. 3 Его. В слове 3 буквы, 4 звука, так как буква ‘е’ обозначает в начале слова два звука – [й’] и [и]. 4 Начал, плато, создала, каучук. 5 Двое(числ.) щенков(сущ.) в(пред.) собачьем(прил.) питомнике(сущ.) были(гл.) крупнее(прил.) своих(мест.) сверстников(сущ.).

6 Более полутора тонн, австралийский 6 Более полутора тонн, австралийский кенгуру.  7 Настина мама- детский доктор; В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им.п.

8 Обсудите- ка, ребята, этот вопрос со 8 Обсудите- ка, ребята, этот вопрос со своими родителями. Это предложение с обращением. ИЛИ обращение ИЛИ обращение внутри предложения. 9 История изобретения и применения пороха тесно связана с Китаем и Европой.

10 1.Изобретение и первое применение 10 1.Изобретение и первое применение пороха в Китае. 2.Первое упоминание о порохе в Европе. 3.Употребление пороха в Европе. 11 Порох изобрели алхимики в китайских монастырях. Они искали эликсир бессмертия, смешивая разные вещества. Состав пороха был определён случайно. 12 Считать- думать, полагать.

13 Стилистическая принадлежность: 13 Стилистическая принадлежность: Шарахались- разговорное. Синоним: шарахаться – кидаться, бросаться. 14 фразеологизм: Вкладывать во что- либо всю душу- стараться, отдаваться какому-либо делу целиком.