12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Князева Наталья Борисовна12787
Князева Наталья Борисовна. Стаж работы 28 лет. Категория - высшая
Россия, Пензенская обл., Пенза

Творческая работа «Памятник Первопоселенцу» (гор. Пенза)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский многопрофильный колледж» отделение строительства Памятник «Первопоселенец» Выполнили: Ивашин В.А Кривоногов А.А г. Пенза, 2015

Памятник «Первопоселенец»

Скульптурная композиция «Первопоселе́нец» Памятник в г. Пензе, посвящённый основателям и первым жителям этого города. Монумент символизирует два начала в судьбе первопоселенцев Пензы — оборону юго-восточных границ Русского государства от набегов степных кочевников во второй половине XVII века и крестьянский труд. Является одним из наиболее известных и узнаваемых символов города, часто изображается на местной сувенирной и тематической продукции. Открыт 8 сентября 1980 года в память 600-летия Куликовской битвы. Является объектом культурного наследия регионального значения (1983). Автор монумента — скульптор Валентин Григорьевич Козенюк (1938—1997). Архитектор — Ю. В. Комаров.

Установлен в исторической части города, напротив остатков оборонительного вала городской крепости XVII века (Пенза была основана в 1663 году как город-крепость). Установлен в исторической части города, напротив остатков оборонительного вала городской крепости XVII века (Пенза была основана в 1663 году как город-крепость). Скульптурная композиция «Первопоселе́нец»

Описание памятника Скульптурная бронзовая композиция состоит из фигуры мужчины — первопоселенца и его коня. Первопоселенец одновременно является воином и крестьянином-землепашцем. В правой руке он держит копьё, а ладонью левой руки касается плуга. Позади первопоселенца находится фигура коня, который мог использоваться как в землепашестве, так и в военном деле. У подножия скульптуры, на постаменте памятника начертана надпись, посвященная основанию Пензы: «ЛЕТА 7171 — 1663 — НА РЕКЕ ПЕНЗЕ ВЕЛЕНО ГОРОД СТРОИТЬ»

Появление идеи Инициатива увековечения основателей и первых жителей города Пензы принадлежит советскому государственному и общественному деятелю Георгу Мясникову, который в 1961—1964 и 1965—1986 гг. был вторым секретарём Пензенского обкома КПСС.

Появление идеи 23 ноября 1977 года Мясников встречался в Пензе с архитектором из Ленинграда, который привёз ему фотографию эскиза скульптурной группы «Вольга и Микула». Автором эскиза был ленинградский скульптор Валентин Козенюк. После рассмотрения проекта у второго секретаря Пензенского обкома КПСС, по его словам, «родилась интересная идея: выкинуть сказочного «Льва-Вольгу», а оставшееся — крестьянин с копьём в правой руке и сохой в левом и конём — превратить в памятник первопоселенцам Пензы, бывшим и воинами, и пахарями». Изменённый проект эскиза скульптурной группы Козенюку предложили перевести в пластический материал. На следующий день скульптор позвонил Мясникову и обсудил с ним проект будущего памятника.

Работа над созданием Работа над созданием памятника велась Валентином Козенюком с конца 1977 до начала 1980 года. После новогодних праздников, в январе 1980 года Валентин Козенюк прибыл в Пензу и на заводе «Пензтяжпромарматура» началась подготовка отливки памятника.

Работа над созданием Уже в самом начале изготовления скульптурной группы, статуя первопоселенца и фигура коня поразили своей монументальностью, «потрясающей символикой и самодавлеющим звучанием», «хорошей пластикой единством, продуманной композицией». «Есть прелесть в создании Козенюка», — записал в этот день в дневнике Георг Мясников после визита на завод. Хорошей идеей, по его мнению, стало наличие у первопоселенца и плуга, и копья, как двух начал в судьбе жителей Пензы XVII века — обороны границ и крестьянского труда. Интересной природой для городской скульптуры Мясников счёл и наличие фигуры коня. Дело в том, что в Пензе никогда до этого не было конных памятников. Их не появилось в городе и после. Данная скульптурная композиция осталась единственной и уникальной в своём роде.

Выбор места установки 7 января 1980 года Мясников повёз скульптора выбирать место для установки памятника в современный центр и, одновременно, историческую часть Пензы — к месту, где некогда располагался крепостной вал и деревянная городская крепость. Сохранившиеся остатки пензенского крепостного вала XVII века представляют собой значительную рельефную возвышенность, с которой открывается обширный панорамный вид на новые районы современного города. Кроме того, эта территория являлась и является центром современной Пензы. «Место отличное», — записал в дневнике второй секретарь обкома, — и подчеркнул, что памятник «хорошо будет смотреться силуэтом на фоне неба и далёких лесных просторов».