12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мельниченко Владимир Михайлович18

Структура и функции философии

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Термин "философия" греческого происхождения. Образован он соединением двух слов: philos, что означает любовь, или philia - дружба, привязанность, симпатия; и sophos, что переводится как ученый муж, мудрец, или sophia - мудрость, знание, искусство, талант.

Философия - это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Философия - это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Философия - это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру. Философия научна, эстетична, моральна. Назначение философии - возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования.

Структура философии теоретическая философия (систематическая философия); социальная философия; этика; эстетика; логика; история философии.

Основные части теоретической философии: онтология — учение о бытии; гносеология — учение о познании; диалектика — учение о развитии аксиология - теория ценностей; герменевтика - теория понимания и толкования знаний.

Мировоззрение

Формы мировоззрений Формы мировоззрений – это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человека, в нормы его мышления и поступков.

Формы мировоззрений Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным. Религиозное - вырастает на базе мифологического. Религиозное мировоззрение продолжает олицетворение сил природы (в виде богов). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение дает действительность на два мира: сверхъестественный и естественный.

Формы мировоззрений Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. Философское мировоззрение как любовь к мудрости складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни.

Формы мировоззрений Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. Философское мировоззрение как любовь к мудрости складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни.

Основной вопрос философии Основной вопрос философии имеет две стороны: 1.Вопрос о первичности; 2.Вопрос о познаваемости.

Основной вопрос философии Бытие, внешний мир, вещи и т. д. – реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания (и вообще от любого сознания, духа), первичное по отношению к нему. Это – материализм. Внешний мир, вещи и т. д. существуют благодаря сознанию человека, являются продуктом его деятельности – субъективный идеализм. Внешний мир, веши и т. д., а также наше сознание существуют благодаря какому-то высшему, духовному началу (мировой разум, мировая Воля, Бог) – объективный идеализм.

Функции философии Методологические Логико-гносеологическая функция  Координирующая функция  Интегрирующая функция  Эвристическая функция Мировоззренческие  гуманистическая функция.  социально-аксиологическая функция  культурно-воспитательная функция отражательно-информационная функция.

Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. Сознание - категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности. Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.

В процессе познания всегда присутствуют две стороны: В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания объект познания. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией.

Существуют две ступени познавательной деятельности: Существуют две ступени познавательной деятельности: чувственное познание рациональное познание

Тремя основными формами чувственного познания являются: Тремя основными формами чувственного познания являются: а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.; б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску; в) представление - такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.

Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения. Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением.

Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова deductio (выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат. inductio - наведение) располагаются в цепи в последовательности от частных к общим.

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция - это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию.

Истина - это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Истина - это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.