12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Глухова Светлана Николаевна4656
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

Презентация «Основные аспекты подготовки к ОГЭ по русскому языку»

Основные аспекты подготовки к ОГЭ по русскому языку

Задачи Раскрыть теоретический аспект подготовки к выпускному экзамену. Определить наиболее эффективные методы и приёмы при практической отработке 1 и 15 заданий.

Основные подходы к проверке и оценке изложения. Основные подходы к проверке и оценке сочинения-рассуждения.

Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.

Проверка изложения Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте; последовательность микротем в работе экзаменуемого, которая должна соответствовать последовательности микротем в информации о тексте; точность передачи информации в каждой из микротем.

ИК1 – 2 – 0 баллов АДЕКВАТНОСТЬ И ПОЛНОТА ПЕРЕДАЧИ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА

По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать её без искажений. Необходимо учитывать при этом, что основное содержание (или главная информация) текста – это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел. По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать её без искажений. Необходимо учитывать при этом, что основное содержание (или главная информация) текста – это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел. ИК1

№ Критерии оценивания сжатого изложения Баллы ИК1 Содержание изложения (см. таблицу 2) Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2. 2 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. 0

ОГЭ по русскому языку 2016 Изложение «Что такое хорошая книга» 2017 Изложение «Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? »

Ошибки учащихся 1.Неумение узнавать в тексте слова и выражения, отмечающие ключевые моменты содержания. 2.Тяготение к полному изложению, не требующего анализа содержания исходного текста. 3.Пропуск микротем или расширение информации исходного текста – отсутствие адекватности восприятия текста на слух.

ошибки Не умеют выделят главную информацию. Вносят дополнительную информацию, которой нет в исходном тексте. Искажение текста. ОГЭ 2016

Из изложений учащихся: Молодые люди, читая книги, могут превратится в гоблина. Много тоже не нужно читать, а то станете гоблинами или эльфами. Литература расширяет мозг каждого человека. Во многих жанрах наступает виртуальная реальность. Как говорил великий фэнтези. ОГЭ 2016

В искусстве свой образец отдаёт нечто отдалённое, способное существовать в ней. В момент образования человека к творчеству не имело равное в истории. Искусство позволило соприкосновенное отдаление вреда, узнать и понять, ведь именно он даёт нам одиное целое.

Искусство – это очерование, колдовство, мораль, безнравственность, грациозность, красота, эмоции, драма, мелодрама, биография, автопортрет, комедия и т.д. Познание мира, человека, общества таких же людей. Человек как может так и сильно передаст свой опыт потомкам.

ИК2 – 3 – 0 баллов СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА оценивается только умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия. Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 2 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. 1 Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0

По этому критерию не оценивается полнота передачи содержания исходного текста (это уже оценено по критерию ИК1), а оценивается только умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия.

Ошибки учащихся Не умеют отделять главную и второстепенную информацию. Сокращения носят случайный, субъективный характер. Не владеют языковыми приёмами сжатия текста. Пишут вместо текста тезисный план или конспект.

ОГЭ 2016 К2 В изложениях учащихся присутствуют слова, подлежащие сжатию: Примеры: Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой. Вводные слова: во-первых, естественно и т.д Ряды однородны членов предложения. Это говорит о том, что учащиеся не все достаточно владеют критериями выделения главной и второстепенной информации, а также приёмами сжатия текста.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся: К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся: Исключение: исключение повторов; исключение одного или нескольких из синонимов; исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию; исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.  Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

Обобщение: Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена прямой речи косвенной.  

ИК3 – 2 – 0 баллов СМЫСЛОВАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ, РЕЧЕВАЯ СВЯЗНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ

ИК3 Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику (последовательность изложения содержания) исходного текста.

ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последова­тель­ность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуника­тив­ный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

к3 Оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Ошибки: Не видят микротемы. Что такое хорошая книга? Разная литература. Книга – друг ОГЭ 2016

Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной. Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной. Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой. Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом. (по материалам Интернета) 174 слова

Работа над сжатым изложением начинается в V, продолжает­ся VI—VII классах (основной учебный цикл) и завершается в VIII—IX классах (заключительный учебный цикл)

Чтобы написать сжатое изложение, учащиеся должны усвоить содержание текста. Это значит: а) понять основную мысль рассказа или отрывка, отделив главное от второстепенного; б) запомнить основные факты, их последовательность; в) определить своё отношение к происходящим в рассказе событиям, к характеру и поведению действующих лиц.

Пропедевтические упражнения могут быть нескольких типов: 1. выделение главной информации предложения (простого или сложного). 2. строение абзаца, деление текста на абзацы 3. выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца); 4. выделение детализирующей, объясняющей части микротекста; 5. сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей;

6. расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений, раскрытия содержания обобщающего слова и т. д.; 7. подбор обобщающего слова (родового понятия) к ряду слов; 8. подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям; 9. упражнения, направленные на выявление языковых средств для сжатой передачи текста.

Немаловажное значение имеет также работа над языком текста. Необходима предварительная лексическая подготовка: подбор синонимов, перифраз, объяснение непонятных слов (архаизмов, диалектизмы и т.д.). Предлагается поработать также над образно - выразительными языковыми средствами, имеющимися в тексте, выясняя, почему употреблено то или иное выражение. Почему автор выбрал именно их? Какой колорит они придали тексту? Попробуйте заменить эти слова нейтральными. Подберите синонимы к слову и т. д.

Сочинение 15.

Сочинение. Часть 3 (сочинение-рассуждение) проверяла коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание уделялось умению извлекать из прочитанного текста соответствующую информацию для аргументации своих утверждений.

Задания 15.1-15.3 проверяют не только умения, необходимые в области русского языка, но и общеучебные умения: Задания 15.1-15.3 проверяют не только умения, необходимые в области русского языка, но и общеучебные умения: умение адекватно понимать информацию прочитанного текста умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы.

Сочинение 15.1

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 – 9 б. ! Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему экзаменуемый может писать, опираясь как на общекультурный опыт, так и на филологические знания.

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) Баллы С1К1 Наличие обоснованного ответа Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне 0

С1К1 НАЛИЧИЕ ОБОСНОВАННОГО ОТВЕТА НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС С1К1 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет. Оценить же, насколько правильно понят исходный тезис, можно только тогда, когда в работе есть комментарий, в котором учащийся своими словами формулирует понимание исходного тезиса. Приведём пример.

! При проверке экзаменационных сочинений стоит учитывать, что девятиклассники не должны владеть специальной филологической терминологией, выходящей за рамки школьной программы. Достаточно того, что выпускник способен указать на роль языковых явлений в тексте. ! При проверке экзаменационных сочинений стоит учитывать, что девятиклассники не должны владеть специальной филологической терминологией, выходящей за рамки школьной программы. Достаточно того, что выпускник способен указать на роль языковых явлений в тексте.

! Глубина раскрытия лингвистической темы не должна влиять на оценку по критерию С1К1.

С1К1 1 балл. Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне, при этом он допустил 1 фактическую ошибку, связанную с пониманием тезиса. Фактические ошибки, связанные с пониманием текста, как правило, очень редко встречаются в сочинениях старшеклассников. Однако иногда всё же можно столкнуться с подобными недочётами.

С1К1 0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Такого рода ошибки появляются в сочинениях, когда учащийся не может прокомментировать исходный тезис, то есть непонятно, что именно он будет доказывать. Анализ сочинений показывает, что в подобных случаях учащиеся, как правило, ограничиваются только указанием на какое-либо языковое явление, не выделяя его функций и не связывая его употребление с авторским замыслом.

С1К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте 3 Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте 2 Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0

НАЛИЧИЕ ПРИМЕРОВ-АРГУМЕНТОВ В РАБОТЕ С1К2 3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. ! Следует учитывать соответствие приводимых примеров-аргументов тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Иными словами, только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления.

2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте.  Тем же количеством баллов оценивается работа, в которой экзаменуемый приводит 1 пример-аргумент из текста и указывает его роль в тексте.

 1 балл. Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, не указав его роль в тексте. 0 баллов. Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис.

! Количество примеров не из прочитанного текста не может служить причиной повышения оценки по критерию С1К2.   ! Нельзя считать аргументами примеры, приведённые из прочитанного текста, если отсутствует тезис, который они могли бы проиллюстрировать.

15.1 - Сочинение на лингвистическую тему. Ошибки: Учащиеся не объясняют фразу, а приводят сразу примеры. Примеры – пересказ текста, иллюстрирующий смысловую сторону текста, а не языковую. Приводят пример не на данное языковое явление. Не знают определение понятий. В этом предложении стоит точка с запятой – это значит, что закончился разговор о дамах и начался о мужчинах. Даже этот незаметный фразеологизм добавляет предложению какой-то новый оттенок. Эпитет – это прилагательное, выраженное существительным.

Сочинение 15.2

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2) Баллы С2К1 Понимание смысла фрагмента текста Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет 2 Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации 1 Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует 0

С2К1 ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ФРАГМЕНТА ТЕКСТА С2К1 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста. !При оценивании не учитывается полнота раскрытия смысла данного фрагмента. Это значит, что, если в указанной в задании части текста содержится несколько аспектов смысла, экзаменуемый может выбрать по своему усмотрению только один или некоторые из них и прокомментировать. ! Верное понимание смысла фрагмента (хотя бы в одном его аспекте) в контексте всего текста – достаточное основание для выставления высшей оценки по данному критерию.

С2К1 1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации.

С2К1 0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.

С2К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента 3 Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента 2 Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть 0

С2К2 НАЛИЧИЕ ПРИМЕРОВ-АРГУМЕНТОВ В РАБОТЕ С2К2 3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. С2К2 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

! В работе экзаменуемого может быть несколько цитат из текста или ссылок на него, однако не все из них должны считаться аргументами. Аргументом является только такая цитата или ссылка, которая подтверждает, обосновывает мысли и утверждения экзаменуемого, объясняющие смысл приведённого в задании фрагмента. ! В работе экзаменуемого может быть несколько цитат из текста или ссылок на него, однако не все из них должны считаться аргументами. Аргументом является только такая цитата или ссылка, которая подтверждает, обосновывает мысли и утверждения экзаменуемого, объясняющие смысл приведённого в задании фрагмента.  

С2К2 1 балл ставится в том случае, С2К2 1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста. С2К2 0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или если экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть, или если экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.

! Цитата, смысл которой нужно объяснить в сочинении, не может служить аргументом для этого объяснения.

15.2 – сочинение ответ на вопрос. Не объясняют смысл фразы. Неумение приводить аргументы. Структурное оформление: у учащихся сочинение было лишено композиционной стройности, продуманности и завершенности: Так сказано, потому что чтоб он знал то, что хорошие поступки богом не забываются; Из прочитанного текста мне понравилась фраза… А какой смысл в данном тексте видите вы?

Сочинение 15.3

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) Баллы С3К1 Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 2 Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его 1 Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует 0

С3К1 Толкование значения слова С3К1 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его  

При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте. При оценивании следует учитывать цель и содержание этого речевого действия. Экзаменуемый не обязан в точности воспроизвести словарную статью, его задача – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте. Обратите внимание!

Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы: Понятия, заключающие в себе ценностный смысл, зачастую не имеют однозначного толкования, поэтому необходимо учитывать, что экзаменуемый может создавать определения, используя для этого различные способы: 1) классическая дефиниция, когда понятие определяется через родовые и видовые признаки; 2) описание, когда перечисляются свойства и признаки данного понятия; 3) характеристика, когда приводятся наиболее яркие, существенные признаки данного понятия; 4) сравнение, когда данное понятие соотносится с какими-либо понятиями, похожими на него; 5) различение, когда содержание данного понятия определяется указанием на различия в сравнении с другими понятиями. В любом случае экзаменуемый должен раскрыть содержание понятия, то есть определить его существенные признаки.

Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию. Экзаменуемый должен рассмотреть ценностное понятие, содержание которого нельзя раскрыть, если сформулировать только его словарное значение, не поясняя его, не переведя его в поле личностных смыслов. Именно этим объясняется значимость комментария для оценивания по данному критерию.

С3К2Наличие примеров- аргументов   С3К3При оценивании следует учитывать как минимум три параметра, определяющих качество аргументации: 1) логическую точность, которая проявляется в том, что приведенный пример подтверждает истинность сделанного утверждения или является посылкой для вывода. Этот параметр требует проверки логической связи между разными смысловыми частями текста;

2) содержательную полноту, которая требуется для того, чтобы приведенный пример содержал объем информации, достаточный для подтверждения тезиса; 2) содержательную полноту, которая требуется для того, чтобы приведенный пример содержал объем информации, достаточный для подтверждения тезиса; 3) структурно-смысловую функциональность, которая предполагает, во-первых, определенное место данного фрагмента в композиции текста, во-вторых, использование специфических лексико-грамматических средств, сигнализирующих о цели этого фрагмента.

С3К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 3 Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2 Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0

15.3 – Сочинение на этическую тему. Дают определение, но не комментируют его. Пересказ текста, а не объяснение. Не умеют давать определение понятия: «Нравственный выбор – это действие, в котором происходит различие добра и зла, а одно из них предпочитается фундаментальной ориентировкой человека»; Вместо вывода советы: «… хочется сказать, чтобы девочки не были такими, как Вера, и не использовали мальчиков как исполнителей их приказов».

От задания 15.3 – к комментарию проблемы на ЕГЭ Задача экзаменуемого – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте. «Учебно-методические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом» Распространённой ошибкой в комментировании является поверхностное прочтение исходного текста: экзаменуемый связывает лексико-грамматической связью ключевые слова исходного текста, оставив в стороне нравственную суть проблемы, ее противоречивый характер, драматическую остроту. Бедность комментария в данном случае обусловлена … недостаточностью общекультурных знаний о данной проблеме, что не позволяет увидеть эту проблему в всей ее широте. «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года»

Среди типичных ошибок, допускаемых учащимися на этапе выполнения задания 15 в разделе «Сочинение-рассуждение», также можно выделить следующие:

. 1. Неумение определять основную мысль исходного текста, в результате чего отклонение от ответа на вопрос. 2. Несформированность важного коммуникативного умения – умения создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. СК1 Понимание смысла фрагмента текста

1. Отсутствие доказательств или недостаточная аргументация. 2. Аргументы из прочитанного текста не соответствуют тезису, который они могли бы проиллюстрировать. СК2 Наличие примеров- аргументов

1 балл ставится в том случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка. 0 баллов В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста

1. Полное отсутствие разделения сочинения на абзацы. 2. Необоснованное выделение предложения или нескольких предложений из состава смысловой части. 3. Неоправданное включение предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста. СК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

СК4 2 балла ставится в том случае, если работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. 1 балл Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста

СК4 0 баллов в работе допущено две и более ошибки в построении текста

1. Несоразмерность частей композиции. 2. Затянутое вступление. 3. Недостаточный объём основной части. 4. Слишком большой объём заключения. 5. Отсутствие какой-либо композиционной части. 6. Недостаточная последовательность изложения (автор «перескакивает» с одной темы на другую, с одного объекта на другой). С2К4 Композиционная стройность

Речевые ошибки. неудачное употребление местоимений в контексте, приводящее к неясности или двусмысленности речи: предлагает поселиться у себя; сделать выбор, который поможет другим людям и себе. Употребление слова в несвойственном ему значении: Книга расширяет КРУГОВОРОТ знаний о мире. Надеюсь, этот довод приведёт в ДОЗУ чтения пользу. она СДЕЛАЛА вину на себя; если вы не читали КНИЖНУЮ литературу, то стоит начать именно с неё.

Неоправданное употребление просторечных слов: Из-за него она бы щас не в театре выступала, а в гробу лежала. «Спасибо» хоть бы сказала.. Ей было совершенно наплювать, что дома скажут родители. Зацикливаться, гнобить, улавливаю

Грамматические ошибки Не умеют графически выделять абзац. Необоснованное использование ССК. Необоснованная парцелляция: « В нём говорится о том, что девочка Алиса недумая, что ей скажут дома. Поселила у себя мужчину с больным отцом. Которым негде было остановится наночь» Ошибочное словообразование: лютная, вдоводы, популярно-научная литература

Фактические ошибки Рассказ «Герой нашего времени» Обратимся к тексту Л.С.Анатольевны, Т.Т.Ильиничны Кому-то нравится Антуан, а кому-то Клюшев В произведении Пушкина «Герой нашего времени» Не могу не вспомнить произведение Фонвизина «Куст сирени»

Я читал поэму «Ромео и Джульетта» Рассказ Пушкина «Евгений Онегин» Рассказ Гоголя «Тарас Бульба» В тексте Тургенева «Бедная Лиза» Произведение Пушкина «Недоросль»