12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина15
Тверская обл.

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в рам-ках подготовки к итоговому собеседованию

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в рамках подготовки к итоговому собеседованию Презентацию подготовила: Цветкова М.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Сандовская СОШ marvic.1974@yandex.ru

Я слышу - я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я понимаю. Конфуций

Актуальность Сегодняшний школьник может излагать мысли на бумаге, но как только он сталкивается с необходимостью вести диалог или монолог, то мгновенно теряет большую часть своих умений.

Цель Цель работы с текстом на уроках русского языка и литературы – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка

5 класс 1.Спишите, расставляя запятые. Составьте схемы предложений.  Сильно рванул ветер и со свистом закруж…л по степи над осокой прол…тели знакомые три бекаса и в их писке слышались тр…вога и досада  Оооз весь день прост…ял у р…ки и тронулся с места когда с…дилось со…нце з...леный огонь погас и тени исчезли юрта охранялась гр..мадными черными с…баками и они встретили нас свирепым лаем вскоре пок…зался хозяин и пригласил нас в свою юрту.  

2. Разделите текст на абзацы Надёжный товарищ. На первой парте в первом классе сидел Андрюша Рудаков. Андрюша был смелым. Он всегда защищал слабых. Рядом с Андрюшей сидела Ася. Она была очень трусливой девочкой. Она боялась собак, гусей и даже муравьев. Андрюше это не нравилось. Он решил воспитать в Асе смелость. Однажды Андрюша принёс большого паука. Ася увидела паука, побледнела и пересела на другую парту. Андрюша понял, что поступил плохо. Утром он подошёл к Асиному дому. Ася шла вместе с бабушкой, которая провожала маленькую трусиху. Андрюша пошёл вместе с Асей. Теперь маленькой девочке не было страшно. С нею шёл надёжный товарищ. Рядом с ним Ася чувствовала себя сильной и смелой. (104) (По Е. Пермяку)

3 Продолжите текст Диктант с продолжением. Поставьте глаголы в настоящем времени, расставьте недостающие знаки препинания. Продолжите текст на тему «Мой брат (сестра, папа, мама, сосед) до ухода в школу (на работу)». Подчеркните все глаголы в тексте.

6 класс 1. Определить в деформированном тексте место каждой части в композиции, составить и записать связный текст - Но вот однажды, при переходе в Восточную Индию, корабль настигла страшная буря. Ветер и волны погнали его неизвестно куда. - В одну тёмную , бурную ночь ветер понёс «Антилопу» прямо на острую скалу. Матросы заметили это слишком поздно. Корабль ударился о скалы и разбился в щепки. - Только Гулливеру и пяти матросам удалось спастись в шлюпке. - Много недель и месяцев плыла «Антилопа» по Южному океану. Дули попутные ветры. Путешествие было удачное. (Джонатан Свифт)

2. Восстанови текст.  Ни ___________ цветов, ни__________ бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Лишь _____________ тень проскользнет в чаще. И опять тишина и безлюдье.         Тропа выбита ____________ лапами и копытами. Человеку трудно идти ___________тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по____________ хвое. _____________ валежины цепляются за одежду, ___________ лапы бьют по лицу. И __________ дупла _________ осин следят за тобой, словно чьи-то глаза. Слова для справок: старых, черные, еловые, суковатые, упругой, звериной, звериными, осторожная, ярких, пестрых.

7 класс 1.Предлагаю 4 слова, например, молодец - ларец, мудрей, - дворец. Составить быстро и оригинально стихотворение по готовой рифме.

2. Комплексный анализ текста. .Спишите текст-обращение к молодёжи известного авиаконструктора С.А.Лавочкина, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:  Самое важное (1)Человек (не)может выб..рать себе наружн..сть, но зато он име..т возможн..сть выбрать более важн..ю вещ(?) – характер. (2)Мы мож..м (з/с)делать себя такими, какими нам хочется быть. (3)Очень важно быть настойчивым и упорным. (4)Таким людям всё удаётся лучше, чем слаб..характерным. (5)С детства пр..учайте себя (не)..тступать перед трудностями, д..водить дело до конца, это в..йдёт в привычку, и, когда выр..стете, у вас буд..т великолепное качество – насточив..сть.

8 – 9 классы Деление обучающихся на 4 группы; Составление плана работы с каждой группой. К первом группе относятся обучающиеся, не способные пересказать текст или создать собственное высказывание. Ко второй группе относятся ученики, умеющие пересказывать прочитанный текст. К третьей – умеющие создавать собственное высказывание. К четвёртой – способные вести диалог с учителем на предложенную тему.

Для работы с учениками первой группы использую тексты художественных произведений из школьной программы. Задача данной группы научиться вчитываться в текст, выделить главное и в итоге пересказать. Как только обучающиеся справляются с этой задачей, они автоматически переводятся во вторую группу.

Задача второй группы – читать и пересказывать текст. Причём пересказ должен быть близким к тексту. Задача третьей группы – по рисункам, фотографиям создавать высказывания из 10 фраз. Обучающиеся третьей группы получают задание и справившись с ним пересказывают друг другу, а затем учителю. Задача четвёртой группы – создавать рассуждение из 10 фраз и вести диалог с учителем как продолжение своего рассуждения.