12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Унжина Наталья Петровна552
Люблю свою работу!
Россия, Нижегородская обл., Ковернино

Методическая разработка раздела учебной программы «Сложноподчиненное предложение». Русский язык. 9 класс

Методическая разработка раздела учебной программы Муниципальное образовательное учреждение Ковернинская средняя общеобразовательная школа №1 «Сложноподчинённые предложения» 9 класс Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов – М.: Просвещение, 2015. учитель русского языка и литературы Унжина Наталья Петровна 2015 год  

Пояснительная записка Раздел учебной программы разработан в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. Т. Баранова,Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Всего на изучение русского языка в 9 классе отводится 68 часов (из расчёта 2 часа в неделю). Знакомясь с синтаксисом учащиеся не только получают знания и овладевают необходимыми умениями, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Сложноподчиненные предложения преподаются в рамках раздела «Сложное предложение». На изучение раздела «Сложноподчиненное предложение» программой отводится 25 часов, 5 из которых – уроки развития речи.

Актуальность изучения раздела Трудности учащихся в освоении данного раздела грамматики; частые ошибки в письменной и устной речи; неумение учащихся создавать сложные синтаксические конструкции – рассуждения; наличие заданий по данной теме в ГИА и ЕГЭ.

Цели и задачи раздела Цель: формирование у обучающихся лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций через изучение сложноподчинённых предложений. Задачи: 1. Познавательная: формировать навыки работы с текстом; тренировать пунктуационную грамотность; учить использовать в речи сложноподчинённые предложения; 2. Развивающая: развивать интерес к родному языку, познавательную активность, ассоциативное мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом; 3. Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к духовной ценности.

Психолого-педагогическое обоснование специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися 9-го класса в соответствии с возрастными особенностями Данный раздел разработан с учётом возрастных и психологических особенностей детей 14-15 лет. Они являются старшими подростками и находятся на этапе перехода в раннюю юность. В этот период у детей повышается коммуникабельность, появляется самостоятельность, уравновешенность, самоконтроль. Но у большинства старших подростков наблюдается низкая мотивация и преобладает больший интерес к общению со сверстниками, нежели к учёбе. Поэтому необходимо повысить мотивацию школьников и организовать учебную деятельность так, чтобы она удовлетворяла их познавательные потребности, способствовала их самореализации. Огромное значение в этом возрасте имеет признание их умений и достижений, способствование формированию уверенности в результативности своей деятельности.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы Предметные: обучающиеся должны уметь находить главное и придаточное предложения, определять средство их связи; различать виды придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания; составлять схемы с разными придаточными предложениями, с их параллельным или последовательным подчинением; использовать в речи сложноподчинённые предложения. Личностные: уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; иметь способности к самоопределению, самосовершенствованию и самооценке; уметь организовывать свою деятельность. Метапредметные: уметь решать учебные задачи, работать с различными источниками информации, использовать компьютерные технологии.

Организация деятельности обучающихся Технологии Методы Формы Информационные Игровые Технология обучения анализу текста Интеграционные Тестирование Здоровьесберегающие Сотворчество Технология исследовательского обучения Проблемно-развивающее обучение Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Метод проблемного изложения Частично-поисковый Контроль и самоконтроль Индивидуальная Групповая Фронтальная

Дидактический материал по теме 1. Интерактивный текст «Придаточное предложение» Предназначен для объяснения темы "Строение СПП» (ЭОР) 2. Определите тип придаточного предложения и вид подчинительной связи. Тестовый материал для закрепления изученного. Предназначен для индивидуальной работы. 3. Анимация-демонстрация «Как составлять схемы сложных предложений. СПП» (ЭОР) 4.Задание «Верно-неверно». Проверка знаний теоретических сведений о СПП. 5. Соедините придаточные предложения с главными. 6. Комплексный анализ текста. 7. Заменить предложение с причастным оборотом сложноподчиненным предложением. 8. Составить текст на тему «Я путешествую», используя СПП. 9. Подготовить рассказ о каком-либо открытии, используя СПП. 10. Заполнение «слепой» схемы.

Система знаний Система знаний данного раздела включает: сведения о синтаксическом строе речи; знания о построении сложных синтаксических конструкций, использовании в них сложноподчиненных предложений; сведения о сложноподчиненных предложениях и их особенностях; знания видов придаточных предложений, средствах их связи; сведения о синтаксических синонимах сложноподчиненных предложений ; знания пунктуационных норм русского языка.

Познавательная деятельность Формы, методы, средства обучения, стимулирующие активность и самостоятельность учащихся: игровые технологии, объяснительно-иллюстративный метод, исследовательская деятельность учащихся. Преобразующая деятельность Методы, развивающие способности к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению: эвристическая беседа, решение проблемных задач, доклады-обобщения с презентациями. Общеучебная деятельность Использование следующих форм и методов: конспектирование, анализ текста, дискуссия, диалог, подготовка докладов. Самоорганизующая деятельность Работа в паре, овладение способом постановки цели, навыками планирования, самоконтроля, самоанализа, работа с учебной и справочной литературой, Интернет-ресурсами

Диагностика знаний Полученные учащимися знания диагностируются следующим образом: Промежуточное тестирование. Разноуровневые задания на определенных этапах урока. Творческие задания. Уроки развития речи (умение конструировать сложноподчиненные предложения). Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием по изученной теме.

Результаты промежуточного контроля Нахождение сложноподчиненных предложений – 17 человек Расстановка знаков препинания внутри СПП – 15 человек Определение типа придаточных предложений – 14 человек Определение вида подчинительной связи – 16 человек Составление текстов с использованием СПП – 17 человек

№ Тема урока Тип урока Информационно-методическое обеспечение, ИКТ 1, 2 Сложноподчиненное предложение. Строение сложноподчинённых предложений(СПП). Урок усвоения новых знаний. Презентация, раздаточный материал, ЭОР 3, 4 Место придаточного предложения по отношению к главному. Комбинированный урок. Презентация 5. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Урок усвоения новых знаний. ЭОР 6, 7 Р.Р. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Урок развития речи 8 Союзы и союзные слова Комбинированный урок. Презентация 9. Роль указательных слов Урок усвоения новых знаний. 10, 11 Р.Р. Сообщение на лингвистическую тему. Урок развития речи. Презентация 12, 13 Группы сложноподчиненных предложений. Придаточные определительные. Комбинированный урок. Презентация

14. Придаточные изъяснительные. Комбинированный урок Презентация, раздаточный материал 15 Контрольная работа (тест) Урок контроля Презентация, карточки. 16 Придаточные обстоятельственные. Урок усвоения новых знаний. Презентация, карточки. 17, 18 Р.Р. Деловые документы. Автобиография, заявление. Урок развития речи 19 СПП с придаточными времени и места. Урок закрепления изученного. Презентация, карточки. 20 СПП с придаточными причины, следствия, условия, уступки, цели. Урок закрепления изученного. Презентация, карточки. 21. СПП с придаточными сравнительными, образа действия, меры, степени. Урок закрепления изученного. 22. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными и знаки препинания в них. Тренинг заданий ГИА. Комбинированный урок. Презентация 23. Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Урок обобщения и систематизации полученных знаний. Презентация, карточки. 24. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Урок контроля.

Разработка урока Тема: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Тип урока: Комбинированный. Цель: дать понятие об основных моделях усложнения структуры сложноподчинённых предложений. Задачи: формирование умений анализировать структуру СПП с несколькими придаточными; строить схемы сложноподчинённых предложений с последовательным, однородным, параллельным подчинением и их комбинированием. Оборудование: карточки для индивидуальной работы, практические материалы (для работы по вариантам), презентация, ЭОР «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными». Ход урока: I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. 1.Работа с карточками. 2.Беседа. 3.Схематический диктант.

III. Изучение нового материала. 1. Показ презентации, работа с ЭОРом. 2.Запись предложений, составление схем. 3.Анализ записанных предложений по вопросам. 4. Работа с учебником. IV.Закрепление. 1. Осложнённое списывание по вариантам. 2.Дифференцированные задания. 3.Работа с текстом с последующим взаимоконтролем. V. Итоги урока. Рефлексия. Используется «Лист пожеланий» – определяется степень сложности материала, своего участия в организации учебной деятельности. VI.Домашнее задание. Стр.103, составить по 1 предложению на каждый вид связи; повторить правописание пре- (при-).