12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Бондарь Анастасия Сергеевна17

Реализация проектной деятельности, согласно требованиям ФГОС.

Организация проектной деятельности, согласно требованиям ФГОС Бондарь А.С. методист МКОУ ДПО «ИМЦ» Школа молодого педагога

План работы: 1. Организация проектной деятельности, согласно требованиям ФГОС. (Бондарь А.С.); 2. Реализация проектной деятельности по ФГОС НОО (опыт работы Исеновой Г.М., учителя начальных классов МКОУ Чистоозерная СОШ №3); 3. Реализация проектной деятельности по ФГОС ООО, СОО (опыт работы Жариковой С.С., учителя физики МКОУ Табулгинской СОШ им. П.Д. Слюсарева).

Проект – это… с латинского projectus - (выступающий вперед) прототип, прообраз предлагаемого объекта. совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

Проектная деятельность – это… является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности.  способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на получение результата, обличенного в какую-либо форму (материальную, текстовую, и т.д.).

п.7, ФГОС НОО «…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества… …переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся…»

ценностно – смысловая компетенция компетенция личностного самосовершенствования учебно- познавательная компетенция коммуникативная компетенция общекультурная компетенция социально-трудовая компетенция информационно-технологическая компетенция

Типы задач: конкретно-практическая учебная межпредметная предметная проектная

Проектная задача по мнению А.Б. Воронцова ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.  итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

ФГОС ООО п.12 При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися ООП ООО должны учитываться: сформированность умений выполнения проектной деятельности; способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач

ФГОС ООО п.8 Требования к результатам освоения ООП ООО предметными, включающим освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных, социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления…

Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга, т.е. в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование (исследовательский проект), а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Алгоритм разграничения проекта и исследования Учителю нужно знать: Цель деятельности – создание модели, объекта ? ДА НЕТ проект исследование

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) По виду деятельности Практико-ориентированный Информационный Исследовательский Ролевой Творческий По содержанию Монопредметный. Метапредметный. Надпредметный По длительности Минипроекты Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные По количеству участников Индивидуальный. Парный. Малогрупповой (до 5 человек). Групповой (до 15 человек). Коллективный (класс и более в рамках школы). Муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете

Формы и методы моделирование ситуаций анкетирование, опрос интервьюирование сбор и изучение информации экспери- мент анализ проблем- ная беседа «мозговой штурм ролевая игра дизайн-анализ имитационно-деятельност- ная игра экскурсия сравнение рефлексия тренинг

Результат проектной деятельности материальный – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.; действенный – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.); письменный – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

Проект – это 5 П Шестое «П» проекта - это его портфолио т.е папка в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, записи, дневные планы, отчеты. Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация

Практическая работа Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Погружение в проект 2. Планирование деятельности 3. Осуществление деятельности по решению проблемы 4. Оформление результатов 5. Презентация результатов

I. Погружение в проект Шаги УУД Результат Выбор темы. Проблема проекта Личностные Познавательные Коммуникативные Мотивация (Почему? Интересно ли это для меня?) Определяет свои потребности. Внутренняя позиция (я могу…, я узнаю) Формулирование проблемы Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему. Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Обсуждает тему. Цель проекта Регулятивные Целеполагание (Зачем делаем проект?) Задачи проекта Регулятивные Постановка задач (Что нужно сделать?) Методы и способы Регулятивные   Выбор способов и методов (планирование) Прогнозирование Планирование (Как мы это можем сделать?) Результат Регулятивные Прогнозирование (Что получится?)

Учителю нужно знать: Цель проекта( одна) Это конечный результат, которого вы хотели бы достичь при завершении проекта Начинайте со слов: Создание … Разработка… Расширение знаний о… Исследование … Задачи проекта ( не менее трёх) Что делать для того , чтобы достичь цели Начинайте со слов: Организовать … Создать …. Провести … Найти … Разработать….

II. Планирование деятельности Шаги УУД Результат Организация групп Распределение амплуа в группах Коммуникатив-ные Умение учитывать позицию партнера Умение выполнять выбранную (порученную) роль Умение вступать в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Планирование работы в группе по решению задач проекта и возможных форм презентации результатов Регулятивные Определение своего места (роли) в проекте. Участие в процессе выбора и планирования. Оценка (самооценка) результатов данного этапа работы.

III. Осуществление деятельности Шаги УУД Результат Поиск информации: подумать; спросить у другого человека; получить информацию из книг; понаблюдать; посмотреть по телевизору; провести эксперимент. Познавательные Регулятивные Умение производить поиск, сбор информации в том числе и с помощью компьютерных средств. Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Оценка ресурсов. Анализ информации Познавательные Умение систематизировать и анализировать информацию. Коммуникативные Познавательные Умение выполнять запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Текущий контроль Регулятивные Осуществлять текущий самоконтроль и обсуждать его результаты. Представлять продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе. При необходимости консультироваться с учителем (экспертом). Умение вносить коррективы.

IV. Презентация Шаги УУД Результат Обобщение Классификация Сравнение Познавательные Умение давать определения основным понятиям, используемым в исследовании; -классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; - выявлять и обозначать все замеченные парадоксы; - ранжировать основные идеи исследования; -вырабатывать суждения и умозаключения; -делать выводы по результатам исследования; Подготовка презентации Коммуникативные Познавательные Умение подготовить текст выступления; подготовиться к ответам на вопросы. приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия; Оценка Регулятивные Оценка действий Самооценка Регулятивные Умение указывать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта Руково- дитель проекта Эксперт- ная комиссия Оценивают Сформированность компетенций Оценивается

Уровни достижения результатов 1 уровень Приобретение социальных знаний 2 уровень Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества, к социальной реальности в целом 3 уровень Получение опыта самостоятельного общественного действия Приобретение школьниками знаний: - об основных элементах проектной деятельности; - об основных информационных ресурсах, способах нахождения и обработки информации; - о формах представления продукта проектной и учебно - исследовательской деятельности; - о правилах ведения социальной коммуникации; - о принятых в обществе нормах отношения к другим людям; - о правилах конструктивной работы в парах и группах; Развитие позитивного отношения обучающихся к следующим базовым ценностям – Человек, Семья, Отечество, Природа, Мир, Культура, Знания, Труд, а также ценностного отношения к людям иной этнической, культурной и возрастной принадлежности, к своему собственному внутреннему миру Приобретение опыта: -проектной деятельности; -публичного выступления; - презентации продукта проект- ной деятельности; - интервьюирования и социоло- гического опроса общественного мнения, анализа полученных данных; - общения с другими социаль- ными группами; - самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; - управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей; - организации игровой деятельности; - работы с различными источниками; - моделирования.

Преимущества проектной деятельности В корне меняются отношения «учитель – ученик»; Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.