12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мусабекова Галия Абдирбековна16
Казахстан, Карагандинская область, Балхаш

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. Сравнительный оборот.

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. Сравнительный оборот. Презентация урока русского языка и литературы для 9 класса Учитель: Мусабекова Г.А. Балхаш, 2020год Школа-гимназия №7 имени С. Сейфуллина

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными Задачи: Поговорим о сложноподчиненном предложении с придаточными сравнения, Нужно будет различать СПП с придаточными сравнительными и сравнительные обороты, Нужно будет уметь определять значения придаточных в СПП.

Проверка д/з: 1. а) Фронтальный опрос; б) Выполнить синтаксический разбор понравившегося предложения – 2 студента у доски. 2. Определить значение СПП – всем студентам. 3. Сообщение студента о сравнительном обороте

1. Дайте определение сложного предложения.

Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или более грамматических основ. Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух или более грамматических основ.

Какие виды сложных предложений вам известны?

ССП, СПП, БСП

Какие предложения называются сложносочиненными?

Предложения, в которые входят две или больше равноправных основ.

Какие предложения называются сложноподчиненными?

Предложения, в которых одно предложение подчиняется другому.

Какие типы обстоятельственных СПП вы уже знаете?

Места, времени, причины, цели, следствия, образа действия, меры и степени, условия

Как определить вид СПП? Приведите примеры

По вопросу, союзам и союзным словам.

Проверка синтаксического разбора предложений Проверка над определением придаточных предложений

Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л. Толстой)

условия

Если внутреннее духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. (В. А. Сухомлинский)

условия + противопоставления

Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека)

условия

Радость жизни была бы недоступна, если бы сердце человеческое никогда, ни на одну минуту не было захвачено грустью… (В. А. Сухомлинский)

условия

Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека… (К. Паустовский)

изъяснительное

Только лентяй или ни на что не способный человек может говорить, что он не нашел занятия. (Л. Толстой)

изъяснительное

Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем для других. (Л. Толстой)

времени + условия

На зеркало неча пенять, коли рожа крива. (Народная пословица)

условия

Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. (А. П. Чехов)

определительное

Сколько б мир я ни пел и ни славил, если что, он забудет меня. (И. Росляков)

условия

Коли хочешь быть хорошим артиллеристом, с малых лет учись работать возле пушки. (В. Катаев)

условия

Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М. Горький)

условия+времени

И нет ничего проще, как заблудиться в себе. (В. Распутин)

изъяснительное

Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово лишнее. (Л. Толстой)

условия

В: Какой оборот мы употребляем, когда нам надо сравнить один предмет с другим?

Сообщение Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другими, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения и отвечают на вопрос как?

1)Наречиями образа действия: оскалить зубы по-волчьи.

2)Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа . Радость ползёт улиткой, у горя бешеный бег.  

3) Сочетанием сравнительной формы прилагательного и существительного: Правда дороже золота.

Состоит сравнительный оборот из слова или словосочетания со сравнительным союзом как, точно, словно, будто, как будто, что.  Сравнительный оборот осложняет простое предложение, на письме выделяется с обеих сторон запятыми.

Роль сравнительных оборотов  в речи:\ *позволяют  шире  представить  признаки предметов, явлений *Украшают речь, делают её  образной, выразительной, меткой.

Мы говорили о сравнении. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. Сравнительный оборот.

Если нам надо что-то с чем-то сравнить или сопоставить, мы употребляем сравнительный оборот, используя сравнительные союзы. Сравнительные обороты являются в предложении обстоятельствами образа действия.

Для сравнения предметов можно использовать не только сравнительные обороты, но и сложные предложения с придаточным сравнительным, которое поясняет содержание главного с помощью сравнения. Сравнение, сопоставление предметов и явлений в придаточных сравнительных выражено полнее и яснее, чем в других сравнительных конструкциях.

Видеоурок «Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными».

Придаточные сравнительные 1. Вопросы как? подобно чему? 2. Средства связи союзы: как, будто, словно, точно, как бы, как будто, прямо как, точно как, как если бы, подобно тому как, все равно что 3. К чему относятся к главному предложению в целом 4. Место в СПП перед, после или в середине главного предложения

Например:   Скрипка пела, как соловей. Как соловей – это сравнительный оборот. То есть, обособленное обстоятельство. Скрипка пела, как поет соловей на закате дня. СПП с придаточным сравнительным.

Работа с текстом

Лингвистическая игра «Третье лишнее»

А. В долине неба синей – синей паслись, как овцы, облака. В. Чем проще слово, тем оно точнее. С. Льдины плыли и плыли, словно со всего моря стягивались в этот узкий пролив.

А. Благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью. В. Коль умеешь слушать правду, научись и говорить ее. С. Чем человек умнее и добрее, тем более он замечает добра в людях.

А. В важных делах жизни надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть. В. Дурные книжки могут так же испортить нас, как портят дурные товарищи. С. Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.

1. К чему относится придаточное сравнительное? 2. Чем связывается придаточное сравнительное с главным? 3. С каким обстоятельственным значением может сочетаться придаточное сравнительное? 4. С какими конструкциями можно спутать придаточное сравнительное?

Проверьте себя: Вопросы придаточных сравнения: Как? Подобно чему? Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? Средства связи: союзы чем, как, будто, словно, точно, как бы, чем – тем, подобно тому как. Придаточные сравнения относятся ко всему главному предложению. Придаточные сравнения занимают любые позиции с предпочтением позиции после главного предложения. Придаточные сравнения точнее, ярче, эмоциональнее выражают мысль говорящего.

Обозначь свое участие в уроке: 1.Как еж в тумане к мишке шел, так я плутал по закоулкам темы. 2.Я был слепцом и вдруг прозрел, всё стало ясно и понятно. 3.Я в теме плавал (а), как рыба в воде, мне всё понятно и комфортно.