12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ходункова Светлана Николаевна72

Презентация 5 класс Простые и сложные предложения

Урок русского языка 5 класс

Дайте определение: что такое предложение? Без чего не может существовать предложение? без второстепенных членов; без однородных членов ; без грамматической основы .

1.Солнце св..тило  ярко, и снег  быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат..пила  бобровую хатку. 3. Бобры перет…щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок…зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб…лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это,  выт…щил его из воды и принес к себе домой.   7. Утром вода спала, и я пос…дил бобренка в мешок и поск…рее отнес к реке.

Простые и сложные предложения.

1) Познакомиться с ... и ...; 2) учиться различать ... и ...; 3)  учиться ставить ... Цели урока.

Прошла гроза. Прошла гроза, и на небе появилась радуга.

По структуре предложения делятся на: Простые С одной грамматической основой [ - = ]. С утра идет проливной дождь. Сложные С двумя или более грамматическими основами [= - ],[ - = ]. Труд человека кормит, а лень портит.

Игра «Определи предложение по структуре» Пришла долгожданная весна. Пригрело солнышко, и на деревьях набухли почки. Появились первые клейкие листочки. Лесные певцы вернулись из теплых стран, и лес наполнился веселыми голосами. Выбирается из берлоги медведь. Скоро весь лес покроется молодыми листочками, зазвенят птичьи голоса.

По своей структуре сложные предложения делятся на: Сложносочиненные предложения Черная туча закрыла солнце, и проливной дождь застучал в окно. [ - = ], и [ - = ]. Сложноподчиненные предложения Вдруг я услышал, что в вышине запел жаворонок. [ - = ], (что).

Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая! Знаки препинания, как пограничники, охраняют границы между частями сложного предложения. [ ], [ ].

Физминутка

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место ти...

Памятка. Чтобы определить, какое предложение по структуре 1.Определи, сколько основ в предложении одна две и более предложение предложение простое сложное

Кот вскочил и взъерошил шерсть.           ● и ●    Каштанкой овладели отчаяние и ужас.  ● и ●   Шумел ветер, и мчались по небу тучи.   ▄▄ , и  ▄▄    Высоко в небе летели журавли и жалобно курлыкали. ● и ●  Начался ливень, и мы побежали к сторожке.  ▄▄ , и  ▄▄      Прошло жаркое лето, и наступила осень.        ▄▄ , и  ▄▄

Прочитайте. Разделите сложные предложения на простые. Укажите слова, которые связывают простые предложения. Будьте внимательны! Все ли предложения сложные? Земля освежилась, и буря промчалась. Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт. В темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит. Белка песенки поёт да орешки всё грызёт. (А. Пушкин)

Проверочная работа.  1. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения. Подула осень холодом, (1)сорвала листья с деревьев, и (2)рассыпались листья по дорожкам сада. 2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения. Всю ночь зима вязала(1), плела  кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья.

Тест Задание: Буквой А отмечать предложения с однородными членами, буквой Б – сложные предложения. 1.Кружатся в воздухе снежинки и падают на землю. 2. Шёл косой дождь, и деревня была не видна. 3. Замерли реки, и воздух застыл. 4. Зима наступила и дохнула на сёла холодом. 5.Зацвела черёмуха, и грянули черёмуховые холода. 6. Я беру вёсла и иду к реке. 7. Спелый ветер дохнул порывисто и ушёл за моря. 8. Солнце вышло, и птицы запели свои песни.

Проверь себя! Ключ: 1 – А 2 – Б 3 – Б 4 – А 5 – Б 6 – А 7 – А 8 – Б

Я уверен, … Мне нужно обратить внимание … Мне кажется, что я …

 И т о г и урока  Что узнали нового? Чему научились? Оцените свою работу на уроке: я работал отлично –красная хорошо – зелёная удовлетворительно -синяя

МОЛОДЦЫ!!!

 Домашнее задание 

Самостоятельная работа 1 вариант          Выпишите номера простых предложений с однородными членами. Учтите, что запятые не проставлены. 1.     В тайге водятся волки и рыси. 2.     В березовых рощах сосновых борах растут белые грибы. 3.     Море бушует и волны разбиваются о берег. 4.     Солнце поднялось, но греет неласково. 5.     С утра реку затянуло туманом но рыбаков это не испугало. 6.     Лето собирает а зима подъедает. 7.     Ребята не купались а загорали. 8.     Чуть потянул ветер и полилась река листопада. 9.     Текли воды в реках и шумели ветра. 10. Ветер согнул тонкую осинку но не сломал. 11. У кумушки глаза и зубы разгорелись. 12. В ушах у гостя затрещало и закружилась голова. "5" – 0 ошибок;  "4" – 1-2 ошибки;   "3" – 3-4 ошибки;    "2" – 5 и более ошибок.

2 вариант          Выпишите номера сложных предложений. Учтите, что запятые не проставлены. 1.     В тайге водятся волки и рыси. 2.     В березовых рощах сосновых борах растут белые грибы. 3.     Море бушует и волны разбиваются о берег. 4.     Солнце поднялось, но греет неласково. 5.     С утра реку затянуло туманом но рыбаков это не испугало. 6.     Лето собирает а зима подъедает. 7.     Ребята не купались а загорали. 8.     Чуть потянул ветер и полилась река листопада. 9.     Текли воды в реках и шумели ветра. 10. Ветер согнул тонкую осинку но не сломал. 11. У кумушки глаза и зубы разгорелись. 12. В ушах у гостя затрещало и закружилась голова. "5" – 0 ошибок;  "4" – 1-2 ошибки;   "3" – 3-4 ошибки;    "2" – 5 и более ошибок.

Ключ для самопроверки: 1в. – 1, 2, 4, 7, 10, 11.                                       2в. – 3, 5, 6, 8, 9, 12.

С П А С И Б О ЗА УРОК!