12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головина Елена Вячеславовна62

Презентация урока ФГОС по русскому языку на тему «Рассуждение» (5 класс).

Урок развития речи

Рассуждение

Цели урока: Повторить типы речи Познакомиться с построением текста –рассуждения Научиться строить доказательства в рассуждении

П Повествование О Описание Р Рассуждение

Рассуждение

Рассуждение – тип текста, в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов.

Основной вопрос – почему? Чаще всего в рассуждении используются наречия.

Определите, к какому типу нужно отнести данный текст 1. Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.

Определите, к какому типу нужно отнести данный текст 2. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие побольше, другое – поменьше. На каждом – ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно – только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.

Определите, к какому типу нужно отнести данный текст 3. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе. “Что же с ним делать?”– спросил Рувим. “Выдрать, ”– ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: “Надо его накормить!” Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

Рассуждения в школьной жизни? «Сегодня на уроке я научился…»

Схема текста-рассуждения Тезис Доказательства Вывод

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать. Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса. Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте? Слово бег – имя существительное. Попытаемся доказать это. Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что? Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно – к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег… В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу… В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее. Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

Работа по учебнику С. 14 Упр. 398 Упр. 399

Слова-помощники Тезис: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает… Доказательства: во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме того, к примеру, чтобы убедиться… Вывод: таким образом, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…

По заданному тезису составить текст рассуждение, сохраняя все структурные элементы рассуждения и используя слова-помощники. Мы с моей подругой Машей очень любим читать. – Друзья всегда помогают друг другу. – Собака – друг человека.

“Вы редактируете в детском журнале страницу “Дружный класс”. Помогите автору сделать его письмо более убедительным и грамотным”. Все классы должны быть дружными. А наш класс недружный. Попробую вам доказать. Во-первых, наш класс недружный потому, что на каждой перемене спорят, обзываются и даже дерутся. Во-вторых, не в полном составе участвует в трудовых делах, многие не являются без уважительных причин. В-третьих, ребята плохо выполняют свои поручения. А самое главное, наш класс не всегда здоровается с учителями и директором. Значит, наш класс недружный.

“Вы редактируете в детском журнале страницу “Дружный класс”. Помогите автору сделать его письмо более убедительным и грамотным”. Я думаю, что наш класс дружный. Во-первых, мы вместе ходим в походы и на экскурсии. Во-вторых, всегда помогаем друг другу. В– третьих, все дружно участвуем в соревнованиях, в трудовых делах, вместе озеленяем школу. Хорошо учимся, помогаем отстающим. В общем, я считаю, что мы дружные ребята! А вы как думаете?

Доказательства в рассуждении из книг из жизни

Вывод по уроку. Мы познакомились с новым для нас типом текста – рассуждением. Какова основная задача текста рассуждения? Назовите структурные элементы рассуждения? Какие слова-помощники нужно использовать при создании рассуждения?