12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шитова Елена Викторовна26
Россия, Адыгея респ., Майкоп

Развитие предметной деятельности

Развитие предметной деятельности Выполнила: Шитова Елена

Введение Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. В рамках предметной деятельности в раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким направлениям, среди которых главными являются наглядно-действенное мышление, речь, начало символической игры, самосознание.

Первые ступени развития предметной деятельности Предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Например, в исследованиях Е.И.Кисленко детям двух лет предложили выполнить следующие действия с носовым платком: По прямому назначению В качестве полотенца, салфетки Тряпки для вытирания стола Результат: дети стремились использовать носовой платок по его функциональному назначению

Формирование предметной деятельности. Как показали исследования С.Л Новоселовой (1978), можно выделить три этапа. Первый этап – предметные манипуляции детей 5-6 мес, которые превращаются к 7-9 мес. в ориентировочные действия. Второй этап заключается в том, что к концу 1 года жизни эти действия переходят в предметно-специфические. Третий этап связан с возникновением предметно-опосредствованных действий, которые осущесвляются орудийными операциями.

Связь действия с предметом Предметы, которые окружают ребенка и с которыми он учится действовать , различаются между собой по внешнему виду, употреблению и, что очень важно,- потому, каким образом и насколько твердо закреплено за ними определенное назначение. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражанию манере взрослых. Дети, сначала могут понимать, для чего нужен предмет , а потом овладевают самой техникой его употребления.

Выделяют три фазы развития с предметом могут выполнятся действия; 2) предмет употребляется только по назначению 3) Свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Техника предметных действий Усвоение техники выполнения предметных действий- трудный и длительный процесс. В раннем возрасте ребенок может научиться самостоятельно, выполнять только самые простые из, них это: еда из ложки, питье из чашки, черкание карандашом по бумаге, копание песка совочком, надевание некоторых простых частей одежды

Продуктивные виды деятельности ребенка Рисование, конструирование- на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию , конструированию первоначально возникает именно как игровой, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности, и она освобождается от влияния игры.

Линия развития предметной деятельности Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребенка, имеет несколько линий развития: Становление орудийных действий Развитие наглядно-действенного мышления Развитие познавательной активности Формирование целенаправленности действий ребенка Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия Это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в процессе обучения под руководством взрослого. Установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов на взрослых.

Приемы, повышающие общую продуктивность взаимодействие ребенка и взрослого эмоционально-речевое воздействие; тактильное воздействие; поощрение; привлечение внимания ребенка; речевое сопровождение; подхватывание встречных действий ребенка-манипуляций с предметом.

Взрослее, ребенок начинает развиваться очень активно. Он стремиться помогать взрослым, знает название многих предметов, постоянно используемых в обиходе, и их предназначение. В этом возрасте ребенок уже не просто стремиться совершать действия ради самих действий, но уже стремиться получить результат. Основным новообразованием к концу раннего детства становится гордость ребенка за свои достижения. Взрослый выступает здесь в качестве знатока и ценителя детских достижений. Одобрение и похвала рождают чувство собственного достоинства , расширяют сферу самореализации ребенка.