12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Королева212

Педагогический потенциал народной педагогики

ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» Лекция по этнопедагогике Педагогический потенциал народной культуры Шацк 2020 Преподаватель общеобразовательных дисциплин М.Н. Королёва

Чем дальше в будущее смотрим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть к новому принадлежим.   Вадим Шефнер, (1915 – 2002) советский русский поэт и прозаик, фантаст, переводчик. 

Цели и задачи Узнать: 1.Кто стоял у истоков народного воспитания? Что оставили нам в наследии?   2. Попробовать разобраться в педагогическом потенциале народных праздников, обычаев, обрядов и традиций русского народа. 3. Вспомнить тех педагогах, которые уделяли народному воспитанию огромное значение. 4. Узнать, кто ввёл в обиход термин «этнопедагогика» и какое место эта наука имеет в современном мире. 5. Выделить воспитательные и образовательные функции этнопедагогики в формировании мировоззрения, любви к родному краю, истории, традиций, народной культуры, любви всего, того что досталось от наших предков и что мы должны свято хранить.

Народное воспитание в наследии классиков педагогики

Народное воспитание в наследии классиков педагогики Ян Амос Коменский Родоначальник педагогики был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер. Патриотическая преданность своему народу побудила Каменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики. «Только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претендовать на любовь других народов». 1592-1670

Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностям и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Ушинский до сих пор продолжает оставаться вдохновляющим примером в воспитании у молодежи общероссийского патриотизма, высокой культурой межнациональных отношений, гуманности в отношениях между людьми независимо от их национальности. Три принципиальные установки К.Д. Ушинского имеют для нас определяющее значение: 1. Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. 2. В душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих. 3. Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое. Константин Дмитриевич Ушинский 1824-1870

Он как бы суммирует и своеобразно трансформирует две великие, две богатейшие и древнейшие культуры – русскую и украинскую. Для Макаренко, как и для Коменского и Ушинского, народ – величайший педагог. Единство – главное качество гражданина. 1888-1939 Антон Семёнович Макаренко

Василий Александрович Сухомлинский 1918-1970 Своим учителем называл Макаренко. Духовное богатство личности прежде всего часть духовного богатства нации. Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык – духовное богатство народа». «В какой бы далекий уголок нашей Родины не забросила тебя судьба, не забывай своей колыбели». «Храни и почитай память об умерших. У кого нет в душе прошлого, не может быть и будущего».

В основе межнациональных отношений В.А. Сухомлинский считал что должны лежать следующие заповеди: 1. Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека; 2. Знай, что твое неразумное, холодное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить. 3. Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Помириться со злом, значит самому быть злым, безнравственным. 4. Большое зло унижать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающий уважения, а другого человека – «мелкой пылинкой». 5. Дорогим для тебя должно стать не мое, а наше, т.е. ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности.

Геннадий Никандрович Волков 1927-2010 Педагог, профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, является основателем этнопедагогичекой школы. Ему принадлежит авторство единственной в мире книги «Этнопедагогика», которая утверждена в качестве учебника для учебных заведений различных ступеней. Концепция Волкова признана на уровне государственной. Под его научным руководством выпущено около ста кандидатов и докторов педагогических наук, которые привносят энопедагогические идеи в своих республиках. Волковым были сформулированы и освещены основные цели и задачи этнопедагогической школы, а также прописаны основные концептуальные положения. Его утверждение, что в народной педагогике сконцентрирована сила гармонизации межнациональных отношений неоднократно нашло свое подтверждение.

В трудовом народе испокон веков выработались самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. Г.Н. Волков

Г.Н. Волков выделил следующие проблемно-тематические разделы научной этнопедагогики: 1 Основные педагогические понятия народа. 2. Статус ребенка как субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники и друзья, чужие и посторонние дети, детская среда и т.д.). 3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному). 4. Факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово). 5. Методы воспитания. 6. Средства воспитания (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки и легенды, предания и т.д.) 7. Идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания. 8. Организация воспитания и ее педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники и т.д.). 9. Народные воспитатели (родители, старшие дети, уличные и общинные педагоги и т.д.; их педагогические принципы и мысли)

Этнопедагогика - наука, предметом изучения которой является народная педагогика как  традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Термин введён и популяризирован Г. Н. Волковым в 1972году

Красной нитью в этнопедагогике проходит мысль о необходимости верного служения Родине, защите ее безопасности, приумножении ее богатства и славы в созидательном труде, бережного, уважительного отношения к истории народа, его языку, культуре, просвещению, традициям и нравам. Гражданин страны должен обладать такими качествами как широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства. Именно такие люди, обладающие национальным самосознанием, способны возродить общество и духовность нации, развить идею государственности, обращенную к человеку. Основными источниками народного воспитания являются народные праздники, обряды, обычаи, традиции, игры, игрушки, фольклор. Народная педагогика будет способствовать развитию национального самосознания, воспитанию общечеловеческих ценностей.

Зачем в современном обществе нужно знание культурно-исторических традиций, нравственных норм, которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы. «Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации». Г.Н. Волков

Этнопедагогика в семейном воспитании Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье опора народа и государства. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. На вопрос «Когда человек счастлив?» мы ответим словами народной мудрости: «Человек счастлив тогда, когда он утром спешит на работу, а вечером домой». Дом, Семья и Семейный очаг- это святые понятия.

Мать – пример в становлении на жизненный путь. «Не бойся работы, пусть она боится тебя», она добрая советчица. Мудрость гласит: «Отец формирует разум, а мать - пестует тело и душу». Образ матери – сильный образ.   Материнское воспитание Святые заповеди отца Отец стремится дать нам хорошее образование. «Умный человек пригоден всем»,- говорит он нам. Он учит нас труду. Его любовь к нам является стимулом в формировании таких черт, как любовь, уважение к родителям, трудолюбие, честность, порядочность, доброта и отзывчивость. 

«Кто не любит стариков, не любит и детей» Традиции этнопедагогики семьи ведущее место в семейном воспитании отводят людям старшего поколения - дедушке и бабушке. Место дедушки и бабушки в народной педагогике определялось аксиомой о том, что    «Дедушка поддерживает порядок во дворе, бабушка – тепло в доме». Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Семь правил семейной жизни 1.Стремиться, насколько это, возможно, достигать в семье согласия, взаимопонимания и гармонии. 2.Ориентироваться на доброжелательный стиль и тон общения в семье. 3.И трудности, и радости, и неудачи, и успех- все вместе. 4.Почитать старших и помогать младшим. 5.Чередовать труд и отдых. 6.Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники. 7.Стремиться проводить воскресные дни вместе, желательно на природе.

Слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ. В по­вседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово - божественно. Вот что пишет о языке Фазиль Искандер: «Язык - величайшее, мисти­ческое явление человеческого существования. Я даже не знаю, могут ли быть какие-то достоверные объяснения его появлению. Язык дан людям для того, чтобы они, поняв друг друга, могли жить вместе. В отношениях между народами нет никакого иного пути, кроме поиска взаимопонимания. Любой иной путь - это путь на­силия, разрушения, презрения к человеку». Можно было бы доба­вить еще: презрения к народу... И нет насилия более невыносимо­го, чем насилие над национальным языком. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой вы­соте. Соответственно, конечно, и словесные средства обучения и воспитания.

В зрелом возрасте, умудрённые житейским опытом, с теплотой и нежностью вспоминаем мы незатейливую колыбельную, которую нам напевала мама или бабушка. «Колыбель» - от глагола колыбать (качать, колыхать) По мнению психологов, дети, которым пели колыбельные песни: послушны, спокойны; более развиты интеллектуально; у них более развита память; развиты вкус, музыкальность; усваивает национальные мелодии и понятия; ощущает любовь окружающих; осознает свою значимость..  Колыбельные песни оказывают эмоциональное воздействие на ребенка, устанавливают тесную связь между матерью и ребенком.

Сказки как средство народной педагогики  Сказки - художественно-литературные произведения являются областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. В сказках содержатся педагогические идеи, являются важным воспитательным средством в течение столетий, выработанным и проверенным народом.   Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. 

 В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.  Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу». 

  Материалом для сказок служила жизнь народа, его счастье, вера, окружающая природа. Сказки отражают лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность- это сделало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. В сказках отражаются межнациональные связи народов, совместная борьба против иноземных врагов. Положительным героям, как правило, помогает сама природа.  Оптимизм. Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом, страдания, неудачи положительного героя сменяются радостью. Именно оптимизм усиливает воспитательное значение

Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные. Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.

Удивительное дело — пословицы русского народа. Вроде бы всё про них известно. Это кла­дезь народной мудрости, учебник жизни наших дедов и прадедов, древо познания добра и зла. Это и удачно, в краткой форме выражен­ная по тому или иному поводу мысль. Это и просто пример красно­речия, произведение устного народ­ного творчества.

Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Целый ряд скороговорок музыкально интонируется. К ним даны напевы. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции. .

Игровые и плясовые песни способствуют развитию свободной интонации голоса в соответствии со смыслом, действием. Развивают мышление, пластичность, содействуют в формировании певческого дыхания, пластики, моторики, координации движений, выработке умения двигаться под музыку.

Загадки - это замысловатый вопрос, который требует ответа. Содержание загадок всегда отражает жизнь человека, его деятельность, явления природы и все, что нас окружает. Загадки развивают  любознательность, сообразительность, наблюдательность, логику. Они могут служить и упражнениями в умении рассуждать, сравнивать, что-то доказывать. Загадки воспитывают пытливый ум.

Народные игры ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.  Жмурки

Хоровод -это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличает их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хороводных гуляний. В сюжетах хороводных песен отражен народный быт, красота родной природы, особенно в ее весеннем цветении. Участвуя в хороводе - маленьком театрализованном представлении, - можно представить себя сильными, ловкими, меткими, развивать сообразительность и смекалку, почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее.

Ярмарки - это наиболее яркое, интересное, красивое, веселое, артистичное, балагурное, коллективное, насыщенное яркими впечатлениями действие. Каждый может принять участие в ярмарке, даже если он не является участником постановки, он может быть вовлечен в действие тем, что станет участвовать в играх вместе с актерами, петь песни, отгадывать загадки. Сценарий ярмарки позволяет выделить роль каждому ребенку.

Устное народное творчество как средство народной педагогики выполняет большие воспитательные и образовательные функции: 1. Дает историческую картину духовного развития народа, его мировоззренческих основ, национального характера. Обогащает детское представление о прошлом и настоящем народа. 2. Помогает усвоить нравственные принципы, воспитывает любовь к родителям, своему народу. 3. Вселяет уверенность в торжество справедливости, укрепляет веру в счастливое будущее. 4. Способствует развитию художественно-образного и логического мышления, речи, фонематического слуха, наблюдательности. 5. Развивает память, воображение, наблюдательность, находчивость, сообразительность, умение сравнивать, сопоставлять, пополняет словарный запас, повышает культуру речи. 6. Сохраняет в памяти ребенка особенности родного языка, обогащает народной мудростью.

Педагогический потенциал народных праздников

Традиции и обычаи народных праздников Народные праздники были настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды, отражающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица и другие. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. На традиционные народные праздники всегда приглашались гости, и часто они были представителями других этносов. В связи с этим главной целью воспитания на основе народных обрядов и праздников является приобретение молодым поколением нравственного опыта, наследование духовного достояния народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

Основными задачами воспитания в процессе подготовки к народными праздниками и обычаями – это приобретение знаний о нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, толерантности, стойких навыков и привычек безопасного поведения. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его.

Наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

В системе воспитания и формирования личности, праздник может стать действенным способом популяризации традиционной культуры, пропитанной национальным духом, нравственными основами русской культуры.

Праздник заключает в себе большие возможности в создании ситуации, приближённой к естественному бытованию жанров народного творчества, моральных норм и правил поведения. Формы его проведения разнообразны по степени близости к народным традициям: от номеров на сценической площадке до выхода на открытые природные территории (лужайка, лес, поле и другое). Во всем многообразии праздников, наиболее убедительными в воспитательном и популяризирующем аспектах будут те, которые ориентированы на народные традиции.

Традиционный уклад жизни наших предков с богатым культурно-ценностным потенциалом находит яркое проявление в традиционных праздниках. Это проявляется в следующем: во-первых, это обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год подчинялся ритму смены трудовых будней и праздничных дней. Праздник был необходим и жизненно оправдан, так как ознаменовал важнейшие события в жизни человека.

Во-вторых, праздник всегда являлся событием. На праздник собирались все, и все в нём участвовали. Кульминационным моментом праздника считалось совместное действо (пение, танец, трапеза). Это выступало как способ единения, причастности каждого человека к коллективу, обществу. Ритм праздника держали знатоки традиции «заводилы».

В-третьих, праздник ‒ это веселье, смех, разрядка, снятие напряжения и усталости, накопившейся негативной энергии. Каждый праздник русского народа сопровождался обрядовыми действиями, имевшими глубокий сакральный смысл.

Важно отметить, что праздник содержит в себе большой объем различной информации, которая содержится в символике мужского и женского костюма, праздничном оформлении пространства, обрядовой пище, играх и забавах и другом.

Русские народные праздники обычаи, обряды, традиции по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений”

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Русский народный праздник был всегда открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную, религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традициям прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создает богатую духовную атмосферу, которая положительно влияет на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений. Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них. Итак, народные праздники оказывают большое влияние на усвоение детьми нравственного поведения.

Золотое правило этнопедагогики Без памяти нет традиций, без традиций-нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа.