12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кристина47
Россия, Великий Новгород

Психолого-педагогическая помощь семье по формированию изобразительных умений у ребёнка с нарушением слуха.

Министерство образования Новгородской области Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный институт профессионального развития»   «Психолого-педагогическая помощь семье по формированию изобразительных умений у ребёнка с нарушением слуха». Итоговая работа слушателя переподготовки по программе «Коррекционная педагогика и специальная психология (дефектология)» Выполнил(а): Зиновьева Кристина А.

Актуальность исследования Проблема психолого-педагогической поддержки семьи в формировании изобразительных умений у ребёнка младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха является актуальной, так как семьи сталкиваются с проблемами требующих комплексной помощи, разрешение которых, значительно повлияет на достижение положительной динамики в развитии ребенка и улучшение эмоционального климата в семье.

Цель исследования:определить содержание различных форм сотрудничества педагогов и родителей в развитии изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. Объект исследования: является влияние родителей на особенности формирования и развития рисунка у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Задачи исследования Анализ научно-методической, психологической литературы по заявленной теме; Подбор и обоснование средств формирования и развития изобразительных умений детей с нарушениями слуха; Апробация материала для оказания психолого-педагогической поддержке родителей детей с нарушениями слуха дошкольного возраста.

Гипотеза исследования Мы предполагаем, что психолого-педагогическая поддержка родителей, консультирование о особенностях и значении изобразительной деятельности для детей с нарушениями слуха младшего дошкольного возраста, выявление уровня сформированности изобразительных умений, позволит определить особенности подхода в обучении, даст возможность родителям влиять на восприятие, что даст хорошую динамику в развитии мышления, поспособствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. Позволит в дальнейшем успешно адаптироваться в начальной школе.

Методы исследования: - анализ научной литературы из разных областей знаний по проблеме исследования; - анализ, систематизация и обобщение опыта обучения детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха; - педагогические наблюдения; - беседы; - констатирующий эксперимент; - качественный анализ результатов эксперимента.

Экспериментальная работа проводилась в 2020 учебном году на базе государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Адаптированная школа-интернат № 4» в городе Великий Новгород. Экспериментальная работа проводилась в 2020 учебном году на базе государственного областного бюджетного общеобразовательного учреждения «Адаптированная школа-интернат № 4» в городе Великий Новгород. В связи со сложившейся ситуацией на территории Российской Федерации до конца мая 2020 г. были объявлены нерабочие дни. Образовательная деятельность в школе была организована с 28 марта на дому в режиме электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Таким образом за основу диагностики определения уровня взаимодействия педагога с родителями, выявления наличия у них мотивов к совместной деятельности с воспитателями, послужило наличие совместной группы «Младшие дошкольники группа № 2» где учитель дефектолог и воспитатели присылают и проводят задания по «вайберу» и «ватсапу» по разделам в рамках рабочей программы.

В ходе онлайн работы прослеживалось преобладание репродуктивного уровня взаимодействия. Развита мотивационная сфера взаимодействия педагогов и родителей, что свидетельствует об их открытости, наличием у родителей установки на сотрудничество, на совместное творчество на активную позицию в развитии и воспитании детей. В ходе онлайн работы прослеживалось преобладание репродуктивного уровня взаимодействия. Развита мотивационная сфера взаимодействия педагогов и родителей, что свидетельствует об их открытости, наличием у родителей установки на сотрудничество, на совместное творчество на активную позицию в развитии и воспитании детей. Так же в дистанционном обучение прослеживалось, что родители отдают наиболее значимую роль «развитию речи», «математике», а такие разделы как рисование, аппликация, лепка выполняются пассивно, могут выполняться не по теме, либо присылаются поздно, либо вообще не выполняются. Родителям были даны рекомендации для помощи при выполнении разделов изобразительной деятельности с детьми, проведена беседа для того, что бы выявить наличие затруднений , а так же индивидуальный выбор и подбор цифровых образовательных ресурсов: интерактивные игры, уроки и занятия.

Но так как занятия проходили дома родители и ребёнок , могли по разным причинам растягивать выполнение заданий т.к у кого то в семье есть ещё маленькие дети, домашние дела. Это и многие и другие факторы повлияло на качество работоспособности ребёнка. Но так как занятия проходили дома родители и ребёнок , могли по разным причинам растягивать выполнение заданий т.к у кого то в семье есть ещё маленькие дети, домашние дела. Это и многие и другие факторы повлияло на качество работоспособности ребёнка. Пример задания по рисованию от воспитателей по теме «Растения». ! Просим высылать фото или видео с выполнением этих заданий. Спасибо. 1.Рисование Для Милены, Дёмы, Димы Б. ( 4-5 лет)- Тема «Ромашка» (рисование пальчиком). Рассмотрите с ребенком цветок; какого цвета серединка, листья? Раскрашивание пальчиком внутри нарисованного вами контура цветка. Рис 3. Пример задания по рисованию по теме «Растения» для детей 4 лет «Пальчиковое рисование».

Работы детей по рисованию.

Для Игната, Димы М., Эрики, Андрея, Ани - Тема «Ромашки» («рисование крупой»). (5-6 лет) См. рис 4. Для Игната, Димы М., Эрики, Андрея, Ани - Тема «Ромашки» («рисование крупой»). (5-6 лет) См. рис 4. Рассмотрите с ребенком: Это цветок - ромашка. Из каких деталей (частей) состоит цветок? (стебель, листья, лепестки); какого цвета лепестки (листья, серединка)? Способ рисования: Рис 4 1.Нарисовать один цветок или несколько. 2.Набрать на кисточку клей, намазать круглую серединку клеем, затем взять крупу и посыпать ей серединку цветка (показать ребенку). Оставить сохнуть. 3. Приступить к рисованию лепестков. Для этого намазать клеем один лепесток, взять манную крупу и посыпать ею весь лепесточек, лишнюю крупу стряхнуть (показ и объяснение). Закрасить манной крупой лепестки ромашки. А желтой гуашью серединку ромашки.

Работы детей по разным разделам. Работы детей по разным разделам. В зависимости от дня недели, согласно расписанию ребёнок и мама занимались разделами изобразительной деятельности : аппликация, лепка, рисование, а так же ознакомление с окружающим миром, физкультура, труд, музыка, конструирование.

Так же ежедневно проводились онлайн-занятия ребёнка с учителем дефектологом. На первом этапе проводилось ознакомление с окружающим миром. Где учитель формируют представления о нём, его законах. Так же ежедневно проводились онлайн-занятия ребёнка с учителем дефектологом. На первом этапе проводилось ознакомление с окружающим миром. Где учитель формируют представления о нём, его законах. Второй этап — развитие элементарных математических представлений. В ходе занятий дефектолог рассказывает о величине, форме предметов и других характеристиках. Задания по развитию речи и математике по определённой теме высылаются на неделю , старшая подгруппа включает примерно 9 заданий по развитию речи, 7-8 заданий по математике. Воспитатели высылают задания каждый день по разделам которые стоят в расписаний в тот или иной день. Опять же от 20 до 25 минут, в зависимости от сложности темы. И только потом ребёнок переходит к выполнению домашнего задания, которое в последствии нужно отправить на проверку.

Индивидуальные занятия учителя дефектолога

Примерные задания учителя дефектолога Задания по речи. Старшая подгруппа. 1.Заниматься по теме «Растения». Словарь: дерево – берёза, ёлка, сосна, куст – сирень, трава, цветы - тюльпаны, роза, ромашка. 2.Читать и подкладывать таблички. Нужна фраза, прошу отработать глагол: растут. Это дерево. Вот берёза. Дерево высокое. У ёлки, сосны иголки. Зелёная трава. Дерево, деревья растут. Цветы растут. Какие цветы ты знаешь? Вот розы, там ромашка, это тюльпаны(тюльпаны мы учили по теме «8 Марта») 3.Какого цвета сирень, тюльпаны, розы. 4.Рисовать, лепить, раскрашивать растения. Нарисуйте по отдельности части дерева, можно составлять из частей дерево и всё проговаривать. –Где ствол? -Вот ствол. -Что ты нарисовал? -Я нарисовал ствол, (ветки, листья, корни). -Я нарисовал дерево. --Я нарисовал, или слепил, или составил берёзу. 5.Составлять из разрезной азбуки словарь. Это помогает запомнить словарь. 6.Найдите на прогулке берёзу, ёлку, сосну, тюльпаны, сирень –куст, на дачах покажите цветы и ягодные кусты. Смородина- куст. Крыжовник –тоже куст. 7.Знакомим со строением дерева. У дерева есть корни, ствол, ветки, листья зелёные (потому что весна).

Примерные задания по математике. Старшая подгруппа. Назови: что это? Расставь героев сказки по порядку. Кто первый? Кто второй? и т.д. Что было раньше, а что потом? Проведи стрелки и поставь точки. Соедини линией предмет и геометрическую фигуру. Назови предметы и форму.

Домашние работы по заданиям учителя дефектолога.

В экспериментальном исследовании принял участие 1 воспитанник с кохлеарным имплантом дошкольного отделения в возрасте 6 лет. В экспериментальном исследовании принял участие 1 воспитанник с кохлеарным имплантом дошкольного отделения в возрасте 6 лет. Психолого-педагогическая поддержка маме и ребёнку заключалась в том, что бы помочь включиться маме и ребёнку в новый темп учебной деятельности, усовершенствовать навыки изобразительной деятельности. Первую неделю и последующие ребёнок и мама находились в состоянии подъёма , это можно было отследить и увидеть, предложенные задания выполнялись на ура! Я думаю, что здесь сказывался запал и необычность ситуации . Ребёнку было интересно, увлекательно. Раньше такого в их жизни не было…Не надо было никуда ездить, забирать посещать дополнительные секции. Учебный процесс происходил в режиме онлайн.

Первые две недели рисования. Рис. 1 Рисование на тему: «Осенняя одежда» Рис. 2 Рисование на тему: «Транспорт»

Вскоре у семьи появился ряд проблем…Мама обратилась с вопросами, что делать?! «Ребёнок отказывается выполнять задания, часто убегает не закончив их выполнять , не слушается, на уговоры не поддаётся, не получается разделить время для учёбы и отдыха». Вскоре у семьи появился ряд проблем…Мама обратилась с вопросами, что делать?! «Ребёнок отказывается выполнять задания, часто убегает не закончив их выполнять , не слушается, на уговоры не поддаётся, не получается разделить время для учёбы и отдыха». В дошкольном учреждении занятие строилось иначе, была чёткая градация, сюрпризный момент, физкультминутки, игра. У каждого возраста своя длительность занятия. Сопряженная работа воспитателя и ребёнка. Оказавшись дома, ребенок потерял эту систему. Видеоматериал, который требовалось просмотреть по теме были все разного размера.. Какие-то на 4 или 7 минут. Какие-то на 5. В целом, все видео уроки занимали от 5минут до 10 минут времени. (Зачастую их приходилось просматривать несколько раз.) Затем нужно было решать тесты и делать задания. Отрабатывать тему. И это 15- 25 минут очень интенсивной и сосредоточенной работы

Для того что бы разобраться как помочь родителям и ребёнку рассмотрим характеристику ребёнка. Дошкольную группу мальчик посещает с сентября 2017 года. По заключению ПМПК мальчику рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей. Имеет нарушение слуха : 2- сторонняя сенсоневральная тугоухость III- IV степени, состояние после ки - справа. Условная двигательная реакция на звук сформирована. Ранее ребенок посещал индивидуальные занятия с сурдопедагогом по договору сетевого взаимодействия. По характеру мальчик добрый, не конфликтный, дружелюбный. Мальчик, адаптировался к новым социальным условиям безболезненно, без тяжёлых переживаний. Навыки изодеятельности на среднем уровне.

Сенсоневральная тугоухость у детей - это не быстрое, но заметное снижение слуха , обусловленное заболеванием слухового нерва, внутреннего уха или центральных отделов головного мозга. Кохлеарный имплант представляет собой небольшой передатчик звуковых волн, который устанавливается непосредственно в область улитки внутреннего уха. Этот небольшой механизм осуществляет стимуляцию структур слухового нерва, что улучшает восприятие звука. Механизм процессора воспринимает звуки следующим образом: Процессор анализирует улавливаемые звуки, производит их кодировку в последовательность электрических импульсов. Передачик посылает импульсы через поврежденную улитку непосредственно импланту. Имплант передает коды слуховому нерву. От слухового нерва информация направляется в слуховой центр головного мозга, который воспринимает полученные сигналы как звук.

После обращения мамы ребёнка что делать?! «Ребёнок отказывается выполнять задания, часто убегает не закончив их выполнять , не слушается, на уговоры не поддаётся, не получается разделить время для учёбы и отдыха». Была проведена беседа в ходе которой было выяснено, что ребёнок просто получает задания на бумаге «вот цветок его надо раскрасить»…и т.п. Для начала были даны рекомендации для помощи при выполнении заданий всем родителям. Предложено вступить группу в которой еще раз подробно разобрано как выполнять задания по разделам изобразительной деятельности с личным выполнением. Рекомендована образовательная платформа https://systemekb.ru/portalsova/ где собрана коллекция цифровых образовательных ресурсов: интерактивные игры, уроки и занятия, как альтернатива для переодической смены заданий на бумаге.

Психолого-педагогическая помощь маме и ребёнку заключалась в организации индивидуализированной учебной работы и выстраивание индивидуального расписания и времени по договорённости. Продолжительность одного занятия составляла 25 минут с использованием дистанционных образовательных технологий. Каждое занятие с обучающимся, требует четкой проработки психологической стороны обучения. Погодные условия, настроение, усталость, непонимание слов, задания, которые ему даются – все имеет значение для ребенка и влияет на результат его деятельности на уроке. Поэтому особенностью онлайн – урока с неслышащими и глухими детьми является применение дактильной (жестовой) речи, дактильного алфавита (дактилемы). Это еще одна технология обучения. Алгоритм проведения занятия должен быть понятен для ребенка.

Рассмотрим урок, выстроенный с применением простого алгоритма: организационный момент начинается с приветствия ученика (в письменной форме «Например: Здравствуй, Игнат. Ты готов к уроку?»), далее, после положительного ответа «Да», учитель осуществляет звонок соединения для установления визуального(онлайн) контакта с ребенком. На этом этапе важно еще раз поприветствовать обучающегося, выяснить причины (если такие есть) нежелания работать, далее настроить его на положительный результат. Вопросы на этапе повторения, проверки домашнего задания должны быть четко продуманы, сформулированы и понятны ребенку. При необходимости диалог сопровождается дактильной речью.

На этапе закрепления, изучения нового материала учитель пересылает обучающемуся заранее подготовленный файл и дальнейшая работа идет в режиме общего доступа. Ребенок выполняет предложенные учителем задания (они должны быть понятны и основываться на ранее полученных знаниях). Мама при необходимости помогает.

Рефлексия урока сопровождается общим анализом деятельности (ребенок – учитель): настроение ребенка в течение занятия, успехи и неудачи урока, самооценка, оценка учителя. Используя разные формы, приемы и методы работы важно всегда следить за произношением звуков, работать со словарем (объяснение непонятных слов, фраз, предложений), пополняя тем самым словарный запас ребенка, работать над текстом, применяя знания ПК в работе. Дистанционное занятие по изобразительной деятельности показало положительную динамику ребёнок чувствовал поддержку от мамы, воспитателя. Правильная организация занятия, частая смена деятельности, физкультминутка, минутка релаксации- ребёнок выполнял упражнения для кистей рук, глаз, сюрпризный момент, игра. Эти условия помогли избежать усталости и сделать общение ребёнка дистанционно более безопасным.

Конспект урока по изодеятельности на тему «Дикие животные».