12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
волынина светлана вячеславовна144
живу в небольшом закрытом городке. работаю учителем технологии уже 28 лет, имею высшую квалификационную категорию. очень люблю заниматься творческими работами и летом - дачей.
Россия, Архангельская обл., Мирный

Презентация «Пища в семейной обрядности поморов»

Пища в семейной Пища в семейной обрядности поморов

Цель : рассказать об отличительных чертах Цель : рассказать об отличительных чертах семейной обрядовой пищи поморов. Задачи: - изучить и проанализировать особенности семейных обрядов поморов; - сравнить современное застолье с аналогичным застольем 19-20 века на примере крестьянских семейных обрядов Архангельской губернии; - познакомиться с рецептурой приготовления традиционных северных обрядовых блюд.

Обряды, включавшие в себя действия, связанные с рождением Обряды, включавшие в себя действия, связанные с рождением детей, заключением брачного союза и смертью, принято называть обрядами жизненного цикла или семейными обрядами.

В старину каждый ритуал сопровождала обрядовая трапеза, особые обрядовые блюда.  Символика обрядовых кушаний имела глубокие языческие и христианские корни.

Яйца и целые зёрна пшеницы - земля Блины – солнце, огонь небесный Мёд и молоко – обильная, сладкая жизнь в раю Обрядовая выпечка - домашний и небесный огонь, жизнь, и плодородие и смерть – погребальный огонь

Каша – продолжение рода, плодородие Каша – продолжение рода, плодородие Хлеб у поморов ассоциировался с плодородием и богатым урожаем, иногда в обрядах его замещали зерна. Хлеб - символ стабильности. Квас не в меньшей мере сопровождал человека в жизни, чем каша. Его готовили в поминальные праздники, на свадьбу и рождение ребенка. Угощение квасом у поморов было связано с магией плодородия.

Заварил кашу – расхлебывай Одним из самых устойчивых элементов семейной обрядности является свадебная обрядность. В старину на Русском Севере свадьбу называли «кашей».

В старину на Русском Севере ни одна свадьба не обходилась без каши, здесь она была обязательным угощением. Подавали кашу и на стол гостям. И это не потому, что есть было нечего. Верили в Поморье, что цельное зерно несёт в себе силу природную, силу земли-матушки. В старину на Русском Севере ни одна свадьба не обходилась без каши, здесь она была обязательным угощением. Подавали кашу и на стол гостям. И это не потому, что есть было нечего. Верили в Поморье, что цельное зерно несёт в себе силу природную, силу земли-матушки.

Считалось, что свадебный хлеб обладает особой знаковой ценностью, обозначая жениха и невесту и является предметным символом бракосочетания. Считалось, что свадебный хлеб обладает особой знаковой ценностью, обозначая жениха и невесту и является предметным символом бракосочетания. В нижнемезенских деревнях был распространен другой оригинальный обычай – «баенно»

Курник – свадебное блюдо, представляющее собой куполообразный пирог со сложной начинкой из курицы с добавлением пшеничных зерен, украшенное фигурками людей. Наличие курника на свадьбе было очень символичным, в этом заключалось пожелание прочности молодой семье, он был признаком достатка и плодородия. Курник – свадебное блюдо, представляющее собой куполообразный пирог со сложной начинкой из курицы с добавлением пшеничных зерен, украшенное фигурками людей. Наличие курника на свадьбе было очень символичным, в этом заключалось пожелание прочности молодой семье, он был признаком достатка и плодородия.

В старину духовное рождение считалось значительнее телесного. Рождение ребенка осмыслялось в русской деревне XIX в. как его приход из иного мира в наш мир и ознаменовывалось всегда домашним торжеством. В старину духовное рождение считалось значительнее телесного. Рождение ребенка осмыслялось в русской деревне XIX в. как его приход из иного мира в наш мир и ознаменовывалось всегда домашним торжеством. К младенцу на хлеб на соль, кашу есть

Каша – это злаки, а они по поверью поморов являются спрессованным светом Солнца. Поэтому каша должна была даровать ребенку счастье и здоровье, а его матери – плодовитость. Каша – это злаки, а они по поверью поморов являются спрессованным светом Солнца. Поэтому каша должна была даровать ребенку счастье и здоровье, а его матери – плодовитость. На Русском Севере готовили две крестильные каши. Одна - от хозяина дома, другая - от повитухи. Повитуха свою кашу сдабривала медом. Другую кашу готовили для отцов новорожденных. Ее обильно заправляли перцем, хреном и горько солили.

В старину уход человека из В старину уход человека из Жизни воспринимался поморами как его переход в иной мир. Похоронно- поминальные трапезы должны были Подготовить умершего к такому переходу. В старину на Русском Севере существовали четкие правила формирования поминального стола. Хлеб-соль с собой – нас не беспокой

В Архангельской губернии кутью делали из «красного меда», растворенного в теплой воде, без примеси вареной пшеницы и других семян. Кутья - знак перехода, где она играет роль символа постоянного возрождения или перерождения жизни в новом качестве, несмотря на смерть. В Архангельской губернии кутью делали из «красного меда», растворенного в теплой воде, без примеси вареной пшеницы и других семян. Кутья - знак перехода, где она играет роль символа постоянного возрождения или перерождения жизни в новом качестве, несмотря на смерть. Блины связаны с представлениями поморов о смерти и потустороннем мире, о проводах покойника на тот свет . Традиционный поминальный напиток – сладкий кисель. Сладость еды вообще является отличительной чертой поминального стола.

Как и прежде, свадебные обряды несут в себе определенный смысл, направленный на предотвращение вредоносного воздействия потусторонних сил, защиту невесты от них. А вот погребальная обрядность на современном этапе сохранила практически все элементы, видоизменив отдельные обряды под влиянием времени и изменившихся жизненных условий. Связь времен

Как на месте вырубленного леса начинают прорастать молодые побеги, питающиеся от корней погибших деревьев, так и подрастающее поколение питается от наследия своих предков: их истории, обычаев и традиций. Историю не повернёшь вспять, жизнь идёт вперёд. С этим приходится мириться, но молодое поколение может сберечь это бесценное богатство. Их задача изучать, ценить и сохранять культурное наследие своего народа. Как на месте вырубленного леса начинают прорастать молодые побеги, питающиеся от корней погибших деревьев, так и подрастающее поколение питается от наследия своих предков: их истории, обычаев и традиций. Историю не повернёшь вспять, жизнь идёт вперёд. С этим приходится мириться, но молодое поколение может сберечь это бесценное богатство. Их задача изучать, ценить и сохранять культурное наследие своего народа.