12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чупрынина Ирина Владимировна661
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Метапредметные технологии

БОУДО УР «Республиканский центр дополнительного образования детей» «Метапредметные технологии дополнительного образования детей» Чупрынина Ирина Владимировна, методист БОУДО УР РЦДОД

Тенденции развития ДО

Требования к современному образованию Статья «Требования к образованию на современном этапе развития общества» Победоносцева Мария Георгиевна, к.п.н. ФГБОУ ВО «МПГУ», г. Москва

Метапредметные технологии Метапредметные технологии являются приемами педагогической работы с мышлением, коммуникацией, действием, осознанием и самоанализом обучающихся являются приемом развития теоретического мышления и универсальных приемов педагогической деятельности

Цель технологии - развитие основных навыков обучающихся: Мыслительного процесса Интеллектуальных способностей Построения коммуникативных связей Понимания и осознания значимости учебного процесса Формирование навыков к самопознанию и к самоанализу Способности к действию и самостоятельный выбор действий

Метапредметные занятия деятельность обучающихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием

STEM/STEАM-образование - это современный образовательный феномен Цель - развить высокоорганизованное мышление и обучить эффективному применению полученных знаний в таких дисциплинах, как естественные науки, технология, инженерия, математика и искусства, посредством проектного обучения

«Кейс-технология» это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов) Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

«Кейс-технология» • вариативность и личностный подход в обучении; • возможность применения методов научного исследования; • развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности; • развивает эмоционально-волевые качества и формирует познавательную мотивацию; • познавательный интерес к изучаемому материалу.

Потенциал метода кейсов Способствует развитию умений: Анализировать ситуации; Оценивать альтернативы; Выбирать оптимальный вариант решений; Составлять план осуществления решений; И как результат - устойчивый навык решения практических задач

«Проектная технология» • формирование мысленного представления желаемого результата; • планирование действий по достижению результата; • оценивание промежуточных и конечных результатов; Проектная технология формирует такие метапредметные компетенции как: • овладение проектным мышлением; • умение решать проблемы; • умение работать в команде; • умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии; • умение работать с информацией; • умение критически относится к информации.

Типология проектов по виду конечного продукта Материальные Проектный продукт – модели, макеты, картины, скульптуры, книги, иллюстрированные альбомы, фильмы, слайд-шоу, компьютерные презентации и т.п. Действенные Проектный продукт – поход, экскурсия, спектакль, соревнование, школьный праздник, классный час, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт и т.п. Письменные Проектный продукт – статья, брошюра, инструкция, рекомендации и т.п.

Проектная технология предполагает: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения; обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов; анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Технология развития критического мышления формирование нового стиля мышления; развитие базовых качеств личности; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования.

Использование технологии предполагает прохождение трех этапов Вызов: • активизировать имеющиеся раньше знания; • побудить интерес к теме; • сделать цель занятия личностно-значимой. Осмысление: • осмысленная работа с текстом; • сопровождается действиями детей, позволяющие отслеживать их собственное понимание прочитанного. Рефлексия: • формировать личностное отношение к изученному материалу; • фиксировать либо в собственном тексте, либо в своей позиции в дискуссии.

Психологический тест: вы мыслите нестандартно или как обычные люди? Э. П. Торранса и Дж. П. Гилфорда

Мозговой штурм Коллективный поиск ответа на задачу, которая заранее известна Этапы: 1. постановка задачи 2. генерация идей 3. отбор идей

Всех участников делят на две команды Одна команда занимается генерацией идей Вторая обрабатывает идеи, которые были придуманы, отбраковывает несостоятельные и оставляет действительно интересные Метод развивает творческие способности, умение оригинально мыслить, фильтровать идеи по определенным признакам

Технология «Дебаты» Дебаты - чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам

Дебаты развивают: логическое и критическое мышление; навык в организации своих мыслей; навыки устной речи; эмпатию и терпимость к различным взглядам; уверенность в себе; способность работать в команде; способность концентрироваться на сути проблемы; стиль публичного выступления.

В системе дополнительного образования при метапредметном подходе развиваются метапредметные компетентности, такие как: способность к разрешению проблем технологические способности способность к самообразованию способность к использованию информационных ресурсов способность к социальному взаимодействию коммуникативные способности креативные способности рефлексивные способности

Для достижения метапредметных результатов образования необходимо, чтобы в образовательном процессе соблюдались следующие принципы: отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении; максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятии с использованием различных форм индивидуальной и групповой работы; поддержка альтернативности и множественности мнений; развитие функции общения на занятии занимательность и эмоциональный тон занятия; уважительное отношению к мнению каждого; развитие навыков сотрудничества и сотворчества; включенность в практическую деятельность, формирующую профессиональные навыки.