12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кромм Светлана Валерьевна65

Презентация к уроку литературы в 10 классе по теме "Два полководца - две судьбы" (Наполеон и Кутузов в романе Л, Н. Толстого "Война и мир")

О чём говорят эти цифры? 4 17 361 Свыше 500 7

Роман-эпопея «Война и мир»

Герои Отечественной войны 1812 года Денис Васильевич Давыдов Николай Николаевич Раевский Пётр Иванович Багратион

Военная галерея Эрмитажа Вскоре после триумфальной победы русской армии над Наполеоном император Александр I задумал создать военную галерею в Зимнем дворце, где были бы представлены портреты русских прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года Художник Джордж Доу (1781-1829)

А. С. Пушкин в своём стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю де Толли, в первых строках описывает Военную галерею: У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом: Но сверху до низу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу И на знакомые их образы гляжу, И, мнится, слышу их воинственные клики...  

Цитатная разминка 1. «В расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле». 2. «Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах». 3.  «Умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице его». 4.  «На лице его была неприятно-притворная улыбка». 5.  «Он был слаб на слезы», как простой смертный, «выражение усталости в его лице и фигуре были все те же». 6.  Он «неохотно играл роль председателя и руководителя военного совета». В отношении к своим солдатам он добр, они для него — «чудесный, бесподобный народ».

Цитатная разминка        7.  «— Дрожание моей левой икры есть великий признак, — говорил он впоследствии».        8. «Он находился в том состоянии раздражения, в котором нужно говорить, говорить и говорить    только для того, чтобы самому себе доказать свою справедливость». «В его понятии все то, что он делал, было хорошо... потому, что он делал это».      9. «Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли — это неизбежный ход событий. Он умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое».       10. Он ведет себя как человек, понимающий, что все его слова, жесты — это история. С его лица не сходит «выражение милостивого и величественного императорского приветствия».

Цитатная разминка 11. Все его действия, фразы — все наигранно и театрально. Его жизнь — некая интрига, он «должен был отречься от правды и добра и всего человеческого». 12. А “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. 13. Он просто оказался слабее своего противника - “сильнейшего духом”, по выражению Толстого. 14. «Источник необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его. Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями его, в немилости находящегося старика, выбрать, против воли царя, в представителя народной войны». 15. «Властью, врученной мне государем и отечеством,  - я  приказываю отступать».

Цитатная разминка(ответы) Наполеон: 2,4,7,8,10,11,12,13 Кутузов: 1,3,5,6,9,14,15

Тема урока: Два полководца – две судьбы. (Наполеон и Кутузов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Целеполагание 1) Сопоставить образы Наполеона и Кутузова, созданные Л. Н. Толстым в романе-эпопее «Война и мир» 2)Выявить отношение автора произведения к проблеме : роль личности в истории. 3) Сформулировать взгляды Л. Н. Толстого на войну.

Исторические и философские взгляды писателя 1) История – «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества». (т. 3, часть 1) 2) Л. Н. Толстой отрицал возможность научного познания законов исторического процесса . 3) . Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей… Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка».

Дневник писателя 17 марта: Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души. 17 апреля: Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашёл цели для моей жизни – цели общей и полезной. 1848 год: 1.Целью каждого человека должно быть счастье ближнего . 2. Довольствоваться настоящим. 3. Искать случаев делать добро…

Исторические взгляды Толстого и их отражение в романе 1. Народ (в понимании Л.Н.Толстого) – главная решающая сила в истории. 2. Основной критерий оценки исторической личности – отношение к народу, понимание его. 3.  Простота, добро, правда – составные элементы величия.

Наполеон С его безнравственной душой, Себялюбивой и сухой, Мечтанью преданной безмерно, С его озлобленным умом, Кипящим в действии пустом… А. С. Пушкин

Кутузов «Мы Наполеона не победим. Мы его обманем.»

Дневник писателя (1851 г.) Мне кажется, что описать человека собственно нельзя; но можно описать, как он на меня подействовал. Говорить про человека: он человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный и т. д… Слова, который не дают никакого понятия о человеке.

Художественный приём сравнения Сравнения употребляются или чтобы, сравнивая худшую вещь с лучшей, показать, как хороша описываемая вещь, или, сравнивая необыкновенную вещь с обыкновенной, чтобы дать о ней ясное понятие (Из «Детства», 1852 г.).

Нравственные категории Бескорыстие Верность долгу Патриотизм Товарищество Честь Достоинство Скромность Честолюбие Тщеславие Позёрство Эгоизм Индивидуализм Высокомерие Карьеризм Лицемерие Задание: выбрать одну из нравственных категорий и на примере какого –нибудь эпизода показать, как появляется это нравственное качество в действиях и поступках героев – полководцев.