12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Касьянова Зоя Владимировна60
Стаж работы более 30 лет
Россия, Омская обл., Омск

Мастер класс :" Роль эксперимента на уроках физики, для создания проблемной ситуации"

Мастер-класс «Создание проблемных ситуаций на уроках физики через эксперимент».   Автор: Касьянова З.В., учитель физики МКОУ «Желанновская СШ» Одесского района Омской области

Цель: показать развитие творческой активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке. Образовательная: изучение явления поверхностного натяжения. Развивающая: развивать умение наблюдать, видеть проблему, вдумчивость, любознательность, ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку. Воспитывающая: воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других

Методы, приемы, способы: -обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия; -эксперимент. Оборудование: компьютер и презентация, карточки с заданиями.

Роль эксперимента в науке физике Цель обучения физики конкретна, Уметь на практике все знания применять. И важно помнить – роль эксперимента Должна на первом месте устоять. Уметь планировать эксперимент и выполнять. Анализировать и к жизни приобщать. Строить модель, гипотезу выдвинуть, Новых вершин стремиться достигнуть

Развитие способностей Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

Проблемное обучение Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности

Создание под руководством учителя проблемных ситуаций Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Решение проблемы с учащимися Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми.

«Мыльные пузыри» Выдувая мыльный пузырь при помощи воронки. Для этого обмокните воронку в мыльный раствор. Понаблюдайте за мыльным пузырём. Почему все шарики круглые? Что мы наблюдаете? Учитель: Наличие у жидкости свободной поверхности обусловливает существование особых явлений, называемых поверхностными. Они возникают в связи с тем, что молекулы внутри жидкости и молекулы на её поверхности находятся в неодинаковых условиях. В отсутствие внешних сил жидкость должна иметь при заданном объёме наименьшую площадь поверхности и принимает форму шара. Именно с этим и связана сферическая форма мелких капель и пузырьков. В состоянии невесомости такую же сферическую форму принимает любая масса жидкости.

Ю.А.Гагарин(9 марта – день рождения) «…Невесомость — это явление для всех нас, жителей Земли, несколько странное. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всём. Что произошло со мной в это время? Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины. Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и все тело стало будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их, словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот. А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещает пространстве

«Плавающие скрепки» Положим скрепку на полоску фильтровальной бумаги. Осторожно опускаем скрепку на поверхность воды так, чтобы полоса бумаги утонула, а скрепка

«Заколдованная непроливайка». У нас есть мелкие монеты (штук 30-40). Налейте полный стакан воды и узнайте: сколько из этих монет можно опустить в стакан с водой, пока она не выльется? А теперь опускайте осторожно по одной монетке в стакан. Ну и что? Сколько поместилось? А как при этом менялась форма поверхностного слоя воды? Объясните почему?

Сообщающиеся сосуды. Для демонстрации сообщающихся сосудов возьмем ряд сосудов различной формы, соединенных в нижней части трубками Будем наливать жидкость в один из них. Что наблюдаем?

Шар Паскаля Шар Паскаля – это прибор предназначен для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкость или газ в закрытом сосуде, а также подъёма жидкости за поршнем под влиянием атмосферного давления. Для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкости в закрытом сосуде, необходимо, используя поршень, набрать в сосуд воды и плотно насадить на патрубок шар. Вдвигая поршень в сосуд .Что видите?

Передача давления Истечение жидкости из отверстий в шаре, равномерное по всем направлениям одинаково

Вертящаяся змейка Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха. Что наблюдаем?

Плавающее яйцо Опыты по физике с различными плотностями лучше всего проводить на примере пресной и соленой воды. Возьмем банку, заполненную горячей водой. Опустим в нее яйцо, и оно сразу утонет. Далее насыпаем в воду поваренную соль и размешиваем. Яйцо начинает всплывать, причем, чем больше соли, тем выше оно поднимется. Это объясняется тем, что соленая вода имеет более высокую плотность, чем пресная. Так, всем известно, что в Мертвом море (его вода самая соленая) практически невозможно утонуть.

«Сухая монета» Вода в стакане, сухой стакан, бумага, монета, спички, пинцет, В блюдце наливаем воду, кладем монету, она намочилась. Как без пинцета достать сухую монету?

При помощи бумаги нагреть стакан сухой, стакан опустить в блюдце рядом с монетой. Что произошло? Стакан забрал всю воду .Почему?

  "Увидеть новое большая заслуга. А, увидев, не пройти мимо - заслуга не меньшая. Напротив - гораздо - большая".

Обратная связь. На листочках с изображением мыльного пузыря напишите и сдайте мне – «Что вы чувствовали, где было трудно, где было легко, какое чувство у вас после урока».