12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Макаренко Ирина Викторовна123
Россия, Пермский край, Пермь

Презентация к классному часу «Забвение есть измена. Почему нельзя забывать историю своего народа?» Роль музеев в сохранении исторического наследия.

Классный час Почему нельзя забывать историю своего народа? «Забвение есть измена».

Цель: Способствовать формированию патриотического сознания учащихся, активной жизненной позиции. Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения советских исправительно-трудовых колоний для политических осуждённых, одна из которых была расположена в посёлке Кучино Чусовского района Пермского края; показать, что подобные исправительно-трудовые колонии – жесточайшее проявление нарушения прав человека. Развивающие: развивать умение слушать, умение выступать перед аудиторией. Воспитательные: воспитывать чувство сострадания, гуманное отношение к людям, погибшим от репрессий. 

Неофициальное название советской исправительно-трудовой колонии строгого режима для осуждённых за «особо опасные государственные преступления» в посёлке Кучино Чусовского района Пермского края, которая в настоящее время превращена в музей - Мемориальный музей истории политических репрессий «Пермь-36». Музей-заповедник истории политических репрессий «Пермь 36»

Это единственный в России музей истории политических репрессий «Пермь-36». Он расположен непосредственно на территории бывшего лагеря для политзаключенных. Пермь-36» — сохранившийся до наших дней лагерь ГУЛАГа! Здесь можно ясно представить, как жили в те суровые времена политические заключенные – так называемые узники совести. Особое впечатление на посетителей музея ГУЛАГа производит «прогулочный дворик», в который иногда выводили на «прогулку» политзаключенных. Это помещение 2х2 метра с колючей проволокой сверху! Для чего был создан ГУЛАГ?

Слово ГУЛАГ и сегодня имеет отрицательное значения как для россиянина, так и для жителей бывшего СССР. В период с 1929 по 1953 гг в лагерях ГУЛАГа просидело около 20 000 000 заключённых, ещё столько же сидело в обычных тюрьмах, цифры просто ужасные, к сожалению, но даже в наше время эту статистику стараются не упоминать. Но зачем советское руководство в те годы создала эти тюремно-исправительные лагеря? Главное управление лагерей и мест заключения (ГУЛАГ) имело две цели – политические и экономические. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТЕРИЯ В 1929 году Сталин стремился создать сильное и централизованное государство, но для этого ему нужно было полностью поменять сознание советского народа. Но поменять русское мышление в один миг не так просто, всегда найдутся недовольные те, кто будет защищать традиции, сформированные веками. Но в любом человеке заложен самый древний инстинкт, который есть у любого животного – страх, только при помощи страха можно перевернуть общество с ног до головы, достаточно лишь умело им пользоваться, как оружием, и этим оружием Сталин прекрасно владел. По всей стране развернётся масштабная пропаганда, которая будет внушать людям, что в нашей стране кругом шпионы, вредители, враги народа. Враг – это преступник, а преступник должен сидеть в тюрьме. Так к началу 30-х годов все тюрьмы, которые были созданы ещё при царе были забиты, поэтому стали массово создаваться новые лагеря, которые имели длинные сети, протянувшиеся по всей стране, все эти сети лагерей входили в состав единого управления – ГУЛАГ. Самое ужасное это то, что по всей стране прокатилась политическая истерия, и от неё никто не был застрахован, сотрудники НКВД могли любого задержать без суда и следствия, а потом уже увести в так называемые исправительно-трудовые лагеря.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЫВОК Конечно же многие репрессированные не были преступниками, но их сознательно делали врагами народа, но почему? В 1929 году Иосиф Сталин объявляет первую пятилетку (с 1928 по 1932 гг), целью которой является – индустриализация. Но для столь масштабных проектов нужны ресурсы, но откуда и где их брать? Если мы внимательно посмотрим карту ГУЛАГа то мы увидим чёткое распределения трудовых лагерей, помимо Колымы, они располагались в Сибири, в районах Крайнего Севера, на Урале, в северном Казахстане, т.е. в местах богатых полезными ископаемыми, но вся проблема заключалась в сложных природно-климатических условиях, поэтому руководство страны в этих труднодоступных районах и стала создавать трудовые лагеря. Обвинённые в преступлениях заключенные стали добывать медь, никель, олово, различные минералы, которые затем оправлялись для строительства заводов, фабрик, гидроэлектростанций и прочих промышленных предприятий. За короткий период 1931-1932 году заключёнными из БелБалтЛага (Беломоробалтийский трудовой лагерь системы ГУЛАГ) был построен Беломоро-Балтийский канал, начальником строительства канала был Нафталий Френкель. К 1940 году в Советском Союзе уже насчитывалось 53 лагерей входившие в ГУЛАГ и 423 трудовых колоний. Многие горнодобывающие города такие как Норильск, Воркута, Магадан были построены заключенными.

Советский Союз после Гражданской войны потерял золотовалютный запас Российской империи, для этого Сталин отправляет геологов для разведки новых месторождений золота, в 1927 году была полностью составлена карта месторождения на Колыме, здесь находились огромные запасы золота. Поэтому заключённых стали массово заселять на Колыму, где они добывали золото, которое пополняло казну советского государства. Так запасы золота в 1914 году составляли около 1400 тонн, в первые годы СССР всего – 150 тонн, но уже к 1940 году был установлен рекорд – 2800 тонн, что в 2 раза превосходило золотой резерв Российской империи.

ИТОГИ За счет эксплуатации природных ресурсов (прежде всего золота) и сельского хозяйства (коллективизация) Советскому Союзу в кротчайшие сроки удалось совершить быстрый экономический рывок, к 1941 году наша страна из аграрной превратилась в индустриальную державу. Все иностранцы называли это не иначе как советское чудо. Да за десять лет нашей стране удалось сделать то, что на западе уходила на столетия, но какой ценой? По данным архивных источников в период 1929-1953 гг погибло около 2 миллионов человек, но это только официальные данные, реальные ещё выше. Около 20 млн. заключенных, сидевших за весь период существования ГУЛАГа работали в адских условиях, в суровых климатических условиях, где температура доходила до – 50 °С, отоплении в местах заключений не было, питание было скудным, поэтому многие люди умирали от холода и голода. Многие люди, выходившие на свободу возвращались домой тощими, больными, с сломанными судьбами. А каково было семьям, чьи родные отбывали срок, их оскорбляли, называли "сын или дочь, жена врага народа", они получали сильное психологическое давление. Между тем ГУЛАГ охватил три десятилетия, в нём сидели не только обычные люди, но даже и сами сотрудники лагерей, которые отбывали свой срок по той же статье. Незаслуженно свой срок отбывали и выдающиеся деятели искусства, литературы, учёные, среди них: писатели Варлам Шарамов и Александр Солженицин; учёный - конструктор, создатель ракеты и первого в мире космического корабля Сергей Павлович Королёв, инженер Юрий Кондратюк; математик Николай Кошляков, и т.д.

Можно ли считать забвение изменой? Да, потому что человек, отказывающийся от памяти о прошлом, изменяет своему народу, своим родным и близким и даже самому себе. Забывая все важные исторические события, в которых участвовали предки, человек предает свой народ и всех тех людей, которые дали ему все то, что он имеет сейчас. Разрывая связь настоящего и прошлого, человек предает самого себя, так как он самостоятельно лишает себя возможности пользоваться тем опытом, который остался ему от предков. Человек, который спокойно отказывается от прошлого, также спокойно может отречься от своих родных и близких, от своей Родины. Подтверждение тому, что забвение есть измена, можно найти во многих художественных произведениях отечественных писателей.

1. Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности). Человек и государство («Капитанская дочка», «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», А. Ахматова «Реквием», Замятин «Мы» и др. Человек и война (Л.Толстой «Война и мир», М.Шолохов «Тихий Дон», М.Шолохов «Судьба человека», Б.Васильев «А зори здесь тихие», В.Быков «В тумане», «Круглянксий мост» и др.