12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ивановская Нина Зиновьевна26
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Внеклассное мероприятие «Пять с плюсом!»

ЗАГоЛОВОК Конкурс знатоков русского языка   «ПЯТЬ С ПЛЮСОМ!". 7 класс

ЦЕЛЬ: развивать у учащихся интерес к русскому языку, познавательную активность, смекалку, расширять кругозор.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.

Как будто целый мир тебе знаком, Когда владеешь русским языком. Вот почему всем близок чистый, ясный, Народа русского язык прекрасный.

1 этап «Разминка» 1.Раздел языкознания,   изучающий части речи. 2. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? 3. Предложение, в котором нет второстепенных членов. 4. Слова, вышедшие из активного повседневного употребления. 5. Слова с противоположным значением.                                             6. Что изучает синтаксис?

7. Новые слова, возникающие в языке. 8. Раздел языкознания, изучающий расстановку знаков препинания? 9. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы где? Куда? Как? 10. Слова, имеющие два корня. 11.Слова, имеющие одно лексическое значение. 12. Что изучает фонетика?

13. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей. 14. Слова, вошедшие в русский язык из других  языков. 15. Слова, употребляемые только жителями той или иной местности. 16. Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов. 17. Что изучает морфемика? 18. Слова, имеющие несколько лексических значений.

2 этап. «Орфоэпическая дуэль» Расставьте ударения  в словах:       Свекла                              Торты      Досуг                                 Квартал        Балуясь                             Звонит        Щавель                             Каучук      Красивее                          Начатый      Вы правы                         Она начала 

3 этап. «Орфографическая дуэль» Вставьте пропущенные буквы. 1.Бул..он кур..ный 2. К..тлеты св..ные 3. П..льмени 4. Шамп..ньоны в масл..ном соусе 5. К..мпот груш..вый 6. К..сель клюкв..ый 7. П..рожное б..сквитное 8. Пиро..ки с печ..нкой

4 этап. «Фразеология» Вычеркните лишний фразеологизм, напишите общее значение для оставшихся фразеологизмов Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на воде писано, комар носа не подточит Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт Витать в облаках, убить двух зайцев, строить воздушные замки, искать жар-птицу Разорвать цепи, сбросить ярмо, вздохнуть полной грудью, метать громы и молнии

5  этап.   «Лексика» 1.«Устаревшие слова» Чело – Выя – Чрево – Перст – Перси – Вежды – Ланиты – Уста – Рамо – Длань – Шуйца –

Пастернак, чудак, маньяк, холостяк, верстак, моряк, рыбак, бедняк, вожак, свояк, толстяк, чужак, весельчак, сибиряк, гопак, пермяк, молодняк, трепак, лежак. 2. Объедините следующие слова в группы (названия лиц или предметов по какому-нибудь признаку, названия растений и животных и т.д.), учитывая возможную лексическую многозначность

6 этап. «Секреты морфологии»  Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.

7 этап. «Синтаксис» Проверьте себя, умеете ли вы применять правила пунктуации: расставьте недостающие знаки препинания в следующих предложениях.

1) Он не просит ничего помогает в деле только глянешь на него вспомнишь день недели 1) Он не просит ничего помогает в деле только глянешь на него вспомнишь день недели 2) Ах не трогай меня Обожгу и без огня 3) В слове альфа заменяем ф на б прибавим трос сразу птицу получаем Что за птица Вот вопрос 4) Ловит рыбку старичок а на чем висит крючок 5) Тает снежок ожил лужок, день прибывает Когда это бывает

8 этап.  «Самый умный» правописание предлогов Слитно-раздельно:    обнаружить (в)последствии недочет;         включить (в)следствие;         иметь это (в)виду;         (в)течение многих лет.  (в)следствие непогоды;        (в)виду болезни;         что-то (в)роде дневника;        согласуй (в)роде.  

9 этап. «ПОСЛОВИЦЫ» Восстановите русские пословицы. Глаза, колоть, правда. Где, и, рыть, строить, там. Выспаться, и, как, постелить, так. Ветер, лаять, носить, собака.

10 этап. «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ» Поищем междометия. 1. Вспомним сказки Чуковского. Какое имя образовано от междометия и глагола?  2. Когда надо закупорить стеклянную банку, берут это. Когда в отчаянии говорят, что человеку пришел конец, тоже говорят это. В первом случае – это существительное, во втором – междометие.  3. Это междометие пришло к нам из итальянского языка и выражает восхищение (чаще всего – в театре).  4. Это междометие есть на дорожном знаке.  5. Крик победителя.  6. Название конфеты образовалось от этого междометия.  Как напишете?