12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Конюхова Галина Станиславовна3052
Учитель математики
Россия, Воронежская обл., пгт Анна

История возникновения проектов

История История возникновения проектов Выступление подготовила учитель математики и классный руководитель Конюхова Галина Станиславовна МБОУ Аннинская СОШ № 3 Воронежская область

Д. Снедзен в 1908 г. впервые употребил термин проект. В 1911 г. Бюро воспитания США узаконило этот термин.

Джон Дьюи – филосов, отец американской педагогики. Разработал метод проектов. Теоретической основой метода проектов стали его педагогические концепции, в которых большое значение придавалось обучению через деятельность.

Ученик Дж. Дьюи, профессор Килпатрик считает, дети должны не только исследовать, но и самостоятельно ставить для себя экспериментаторские задания:…пусть они измышляют и строят проекты, пусть самостоятельно добиваются их осуществления.

Главное задание школы, говорил Килпатрик, это научить не усваивать, и не впитывать в себя определённые факты и правила, а действовать; упражнять ребёнка в умении ставить себе задачи, доводить до конца намеченные проекты.

Джон Дьюи критиковал некоторые идеи своего ученика Уильяма Килпатрика. Он считал, что не стоит выстраивать всё образование вокруг проектного метода. Знания, которые учащиеся получают в процессе проектной деятельности, отличаются техничностью и мало дают теории, поэтому Дьюри рекомендовал сочетать метод проектов с другими методами.

Дж. Дьюи выдвинул лозунг: «Обученье посредством деланья». Требования к успешности обучения: проблематизация учебного материала; активность обучаемого, связь обучения с жизнью.

Джон Дьюи утверждает, что ребёнок является активным субъектом своего обучения.

В соответствии с этим сделан вывод о том, что школьная программа должна была создаваться ни государством, ни учителями, а детьми совместно с учителями в процессе обучения, основы которой необходимо брать из окружающей действительности.

Педагог П.Ф. Каптерев Проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления.

Проектное обучение в России связано с именами: П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, М.В. Крупениной, Е.Г. Кагарова.

А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий с супругой.

Н.К. Крупская и П.П. Блонский.

В 1905 г. под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

С.Т Шацкий с единомышленниками определил: реальный опыт личности должен быть выявлен педагогом до проведения проекта; организованный проект должен основываться на том, как оценивает педагог опыт, приобретаемый учащимися; проект должен содержать знания, накопленные человечеством по проблеме проекта; упражнения должны быть определены так, чтобы учащийся приобретал необходимые навыки.

Н.К. Крупская, М.В. Крупенина, Е.Г. Кагарова рассматривали метод проектов, как метод который реализует ряд принципов: актуализация субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой. Неотъемлемой частью проектов была трудовая и общественно полезная деятельность.

В 1929,1930 гг. составляются и издаются комплексно – проектные программы. При таком построении учебного процесса учащиеся оказывались в различных жизненных ситуациях, сталкивались с затруднениями и преодолевали их с помощью инстинктов и привычек, а также тех знаний, которые нужны для достижения данной цели.

В результате такого подхода учебные предметы отрицались, усвоение знаний на уроке подменялось работой по выполнению заданий – проектов, уровень общеобразовательной подготовки школьников резко снизился.

Н.К. Крупская в 1931 году предостерегала об «опасности узкого практицизма», провозглашала разработку таких проектов, на которых «…возможно была бы большая учёба».

Однобокое увлечение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко снизился.

В 1931 году было принято постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». Согласно принятому постановлению метод проектов был осуждён, и в дальнейшем, в практике советской школы не применялся.

Запрет метода проектов положил конец всем экспериментам в нашей стране в области обучения и воспитания. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался (в США, Великобритании, Италии, Бразилии, Нидерландах), где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение.

В 60-е годы XX века метод проектов пережил своё второе рождение на Западе. Первые попытки возродить метод проектов в России были предприняты лишь в начале 90-х годов. В последнее десятилетие всё больше преподавателей пытаются использовать проектные методы в обучении.

В базисный учебный план внесена новая строка о проектной деятельности. Одним из параметров нового качества образования отмечена способность проектировать.

Виды школ «Школа памяти» «Школа развития»

«Школа памяти» строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе преподавании, фронтальной форме организации учебного пространства. Целевой установкой этой школы является формирование знаний, умений и навыков. Ведущий тип деятельности – воспроизводящий. Происходит развитие памяти обучаемого.

«Школа развития» ориентируется на личность обучаемого. Наиболее существенным становится появление потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.

Оценка результативности образовательной среды осуществляется следующим образом: Критерием овладения мыслительными операциями может быть деятельность учащегося по созданию и защите проекта. Критерием развития эмоционально – образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве, его увлечённость и интерес в работе над проектом. Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации, в ситуации интеграции знаний разных предметных областей. Критерием развития потребностно – мотивационной сферы может быть стремление учащегося и далее участвовать в подобных проектах, мотив к личностному росту.

Создаётся особое пространство взаимоотношений, где нет скуки, принуждения и лени. Здесь ученик испытывает радость от преодоления трудности учения, будь то задача, правило, теорема или – разработанный и защищённый проект.

Ученик открывает мир для себя и – себя в этом мире!

Что такое проект? Проект – это «шесть П»: проблема проектирование (планирование) поиск информации продукт презентация портфолио