12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Антонина Бабичева748 Россия, Москва |
38.02.07 Банковское дело ОП.09 ИТПД Лекция 1. Понятие и сущность информационных систем и технологий
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img0.jpg)
Понятие и сущность информационных систем и технологий Автор: Бабичева А.Н. Москва 2020
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img1.jpg)
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img2.jpg)
ИНФОРМАЦИЯ (лат.) – сообщение; Совокупность сведений (данных), которая воспринимается из окружающей среды (входная информация), выдаётся в окружающую среду (исходная информация) или сохраняется внутри определённой системы; Сообщение, содержащее элемент новизны для данного приёмника (потребителя).
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img3.jpg)
ДАННЫЕ информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматизированными средствами при возможном участии человека
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img4.jpg)
ЗНАНИЯ информация, на основании которой, путём логических рассуждений, могут быть получены определённые выводы
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img5.jpg)
ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ По способам восприятия; По форме представления; По общественному значению;
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img6.jpg)
ПО СПОСОБАМ ВОСПРИЯТИЯ Визуальная (зрительная); Аудиальная (слуховая); Тактильная (осязательная); Обонятельная; Вкусовая.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img7.jpg)
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img8.jpg)
ПО ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Текстовая; Числовая; Звуковая; Графическая: Статическая; Динамическая; Комбинированная (смешанная).
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img9.jpg)
По общественному значению Массовая (обыденная, общественно-политическая, эстетическая); Специальная (научная, производственная, техническая, управленческая); Личная (знания, умения, навыки, интуиция).
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img10.jpg)
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИТ 1 этап (1950-1960-е годы): в основе взаимодействия человека и ЭВМ лежат машинные языки. ЭВМ доступна только профессионалам; 2 этап (1960-1970-е годы): появление ОС. Ведется обработка нескольких заданий, формулируемых разными пользователями; основная цель - наибольшая загрузка машинных ресурсов. 3 этап (1970-1980-е годы): изменение критерия эффективности обработки данных, основными стали человеческие ресурсы по разработке и сопровождению ПО, распространение мини- ЭВМ, интерактивный режим взаимодействия нескольких пользователей.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img11.jpg)
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИТ 4 этап (1980-1990-е годы): новый качественный скачек технологии разработки ПО. Основной акцент на создание средств взаимодействия пользователей с ЭВМ при создании программного продукта. Ключевое звено - представление и обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Тотальное распространение персональных ЭВМ
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img12.jpg)
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННЫХ ИТ компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; передача информации на значительные расстояния в кратчайшие сроки.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img13.jpg)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННЫХ ИТ интерактивность - диалоговый режим работы с компьютером; интегрированность с другими программными продуктами; гибкость - возможность изменения, как данных, так и постановок задач.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img14.jpg)
ДОСТИЖЕНИЯ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИТ появление новой среды накопления информации - магнитные и оптические диски; развитие современных средств связи, в том числе и спутниковых; постоянное совершенствование компьютеров и программного обеспечения для автоматизированной обработки
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img15.jpg)
Классификация ИТ Технологии обработки текстовой информации (текстовые редакторы, текстовые процессоры). Технологии обработки числовой информации (табличные процессоры). Технологии обработки графической информации (Графические редакторы, программы обработки векторной графики). Технологии создания и обработки базы данных (системы управления базами данных).
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img16.jpg)
БАЗОВЫЕ ИТ Информационные системы. Офисные технологии. Телекоммуникации.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img17.jpg)
ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ • малая стоимость, находящаяся в пределах доступности для индивидуального покупателя; • автономность в эксплуатации без специальных требований к условиям окружающей среды; • гибкость архитектуры, обеспечивающая ее адаптивность к разнообразным сферам применения: в управлении, науке, образовании, в быту; • "дружественность" операционной системы и прочего программного обеспечения, обусловливающая работу с ней пользователя без специальной профессиональной подготовки; • высокая надежность работы (более 8000 часов наработки на отказ).
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img18.jpg)
Проблемы внедрения новых информационных технологий Большинство решений о целесообразности внедрения той или иной ИТ принимаются в связи с жесткой необходимостью в оперативной и качественной управленческой информации или по причине усиления конкурентной борьбы на рынке.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img19.jpg)
Проблемы внедрения новых информационных технологий Внедрение новых ИТ имеет ряд проблем, имеющих организационный и психологический аспект. К этим проблемам можно отнести: временные и финансовые затраты низкий уровень информационной культуры. психологические проблемы, связанные с боязнью потери работы и снижением заработной платы как в случае удачного, так и в случае неудачного внедрения новых технологий
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img20.jpg)
Информационная культура -умение персонала целенаправленно работать с современными ИТ и использовать их для получения, обработки и передачи информации. Это характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img21.jpg)
Информационная культура проявляется в: конкретных навыках по использованию технических устройств; способности использовать в своей деятельности новые ИТ, базовой составляющей которых являются многочисленные программные продукты; умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; владении основами аналитической переработки информации; умении работать с различной информацией; знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img22.jpg)
Информационная система – совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных. - совокупность данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для их хранения, изменения и поиска, а также для взаимодействия с пользователем.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img23.jpg)
Например, системы продажи билетов на пассажирские поезда и самолеты, где: Например, системы продажи билетов на пассажирские поезда и самолеты, где: хранилище информации – база данных железнодорожных билетов; процедура ввода – ввод паспортных данных клиента; поиск – процесс обработки запроса; обработка – выбор клиентом даты и времени отправления поезда; выдача информации – ваш заказ принят, билет забронирован. Структура ИС
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img24.jpg)
База данных (БД) - это структурированная совокупность взаимосвязанных данных в рамках некоторой предметной области, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения; – это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств;
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img25.jpg)
Этапы развития ИС
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img26.jpg)
Классификация ИС по характеру хранимой информации: фактографические; документальные; по способу хранения данных: централизованные; распределенные; по характеру обработки данных: информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, ИС обработки данных, или решающие ИС.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img27.jpg)
I.1.Фактографические БД содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате. Примеры: В БД библиотеки о каждой книге хранятся следующие сведения: год издания, автор, название и т.д. В БД отдела кадров хранятся анкетные данные сотрудников: ФИО, год рождения и т.д.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img28.jpg)
I.2.Документальные БД содержат обширную информацию самого различного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную. Примеры: в БД законов – тексты самих законов, в БД «Музыкальная коллекция» – тексты и ноты песен, биографию авторов, информация о поэтах, композиторах и исполнителях, звуковые и видеоклипы.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img29.jpg)
II.1.Централизованные БД для её хранения используется один компьютер различные части одной БД хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью II.2.Распределённые БД
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img30.jpg)
Информационно-справочные, информационно-поисковые системы нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img31.jpg)
ИС обработки данных, или решающие ИС данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений. Управляющие системы обеспечивают получение решения, на основе которого человек принимает решение.
![](/data/ppt_to_html/u279852/p216377/img32.jpg)
Список использованных источников Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика, М: «Академия», 2013; https://moodle.kstu.ru/pluginfile.php/301635/mod_resource/content/2/Лекция%20№1.pdf