12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонина Бабичева748
Россия, Москва

38.02.07 Банковское дело ОП.09 ИТПД Лекция 1. Понятие и сущность информационных систем и технологий

Понятие и сущность информационных систем и технологий Автор: Бабичева А.Н. Москва 2020

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов.

ИНФОРМАЦИЯ (лат.) – сообщение; Совокупность сведений (данных), которая воспринимается из окружающей среды (входная информация), выдаётся в окружающую среду (исходная информация) или сохраняется внутри определённой системы; Сообщение, содержащее элемент новизны для данного приёмника (потребителя).

ДАННЫЕ информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматизированными средствами при возможном участии человека

ЗНАНИЯ информация, на основании которой, путём логических рассуждений, могут быть получены определённые выводы

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ По способам восприятия; По форме представления; По общественному значению;

ПО СПОСОБАМ ВОСПРИЯТИЯ Визуальная (зрительная); Аудиальная (слуховая); Тактильная (осязательная); Обонятельная; Вкусовая.

ПО ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Текстовая; Числовая; Звуковая; Графическая: Статическая; Динамическая; Комбинированная (смешанная).

По общественному значению Массовая (обыденная, общественно-политическая, эстетическая); Специальная (научная, производственная, техническая, управленческая); Личная (знания, умения, навыки, интуиция).

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИТ 1 этап (1950-1960-е годы): в основе взаимодействия человека и ЭВМ лежат машинные языки. ЭВМ доступна только профессионалам; 2 этап (1960-1970-е годы): появление ОС. Ведется обработка нескольких заданий, формулируемых разными пользователями; основная цель - наибольшая загрузка машинных ресурсов. 3 этап (1970-1980-е годы): изменение критерия эффективности обработки данных, основными стали человеческие ресурсы по разработке и сопровождению ПО, распространение мини- ЭВМ, интерактивный режим взаимодействия нескольких пользователей.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИТ 4 этап (1980-1990-е годы): новый качественный скачек технологии разработки ПО. Основной акцент на создание средств взаимодействия пользователей с ЭВМ при создании программного продукта. Ключевое звено - представление и обработка знаний. Создаются базы знаний, экспертные системы. Тотальное распространение персональных ЭВМ

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННЫХ ИТ компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; передача информации на значительные расстояния в кратчайшие сроки.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННЫХ ИТ интерактивность - диалоговый режим работы с компьютером; интегрированность с другими программными продуктами; гибкость - возможность изменения, как данных, так и постановок задач.

ДОСТИЖЕНИЯ, ЛЕЖАЩИЕ В ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИТ появление новой среды накопления информации - магнитные и оптические диски; развитие современных средств связи, в том числе и спутниковых; постоянное совершенствование компьютеров и программного обеспечения для автоматизированной обработки

Классификация ИТ Технологии обработки текстовой информации (текстовые редакторы, текстовые процессоры). Технологии обработки числовой информации (табличные процессоры). Технологии обработки графической информации (Графические редакторы, программы обработки векторной графики). Технологии создания и обработки базы данных (системы управления базами данных).

БАЗОВЫЕ ИТ Информационные системы. Офисные технологии. Телекоммуникации.

ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ • малая стоимость, находящаяся в пределах доступности для индивидуального покупателя; • автономность в эксплуатации без специальных требований к условиям окружающей среды; • гибкость архитектуры, обеспечивающая ее адаптивность к разнообразным сферам применения: в управлении, науке, образовании, в быту; • "дружественность" операционной системы и прочего программного обеспечения, обусловливающая работу с ней пользователя без специальной профессиональной подготовки; • высокая надежность работы (более 8000 часов наработки на отказ).

Проблемы внедрения новых информационных технологий Большинство решений о целесообразности внедрения той или иной ИТ принимаются в связи с жесткой необходимостью в оперативной и качественной управленческой информации или по причине усиления конкурентной борьбы на рынке.

Проблемы внедрения новых информационных технологий Внедрение новых ИТ имеет ряд проблем, имеющих организационный и психологический аспект. К этим проблемам можно отнести: временные и финансовые затраты низкий уровень информационной культуры. психологические проблемы, связанные с боязнью потери работы и снижением заработной платы как в случае удачного, так и в случае неудачного внедрения новых технологий

Информационная культура -умение персонала целенаправленно работать с современными ИТ и использовать их для получения, обработки и передачи информации. Это характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей.

Информационная культура проявляется в: конкретных навыках по использованию технических устройств; способности использовать в своей деятельности новые ИТ, базовой составляющей которых являются многочисленные программные продукты; умении извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; владении основами аналитической переработки информации; умении работать с различной информацией; знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности

Информационная система – совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных. - совокупность данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для их хранения, изменения и поиска, а также для взаимодействия с пользователем.

Например, системы продажи билетов на пассажирские поезда и самолеты, где: Например, системы продажи билетов на пассажирские поезда и самолеты, где: хранилище информации – база данных железнодорожных билетов; процедура ввода – ввод паспортных данных клиента; поиск – процесс обработки запроса; обработка – выбор клиентом даты и времени отправления поезда; выдача информации – ваш заказ принят, билет забронирован. Структура ИС

База данных (БД) - это структурированная совокупность взаимосвязанных данных в рамках некоторой предметной области, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения; – это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств;

Этапы развития ИС

Классификация ИС по характеру хранимой информации: фактографические; документальные; по способу хранения данных: централизованные; распределенные; по характеру обработки данных: информационно-справочные, или информационно-поисковые ИС, ИС обработки данных, или решающие ИС.

I.1.Фактографические БД содержат краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате. Примеры: В БД библиотеки о каждой книге хранятся следующие сведения: год издания, автор, название и т.д. В БД отдела кадров хранятся анкетные данные сотрудников: ФИО, год рождения и т.д.

I.2.Документальные БД содержат обширную информацию самого различного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную. Примеры: в БД законов – тексты самих законов, в БД «Музыкальная коллекция» – тексты и ноты песен, биографию авторов, информация о поэтах, композиторах и исполнителях, звуковые и видеоклипы.

II.1.Централизованные БД для её хранения используется один компьютер различные части одной БД хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью II.2.Распределённые БД

Информационно-справочные, информационно-поисковые системы нет сложных алгоритмов обработки данных, а целью системы является поиск и выдача информации в удобном виде;

ИС обработки данных, или решающие ИС данные подвергаются обработке по сложным алгоритмам. К таким системам в первую очередь относят автоматизированные системы управления и системы поддержки принятия решений. Управляющие системы обеспечивают получение решения, на основе которого человек принимает решение.

Список использованных источников Колмыкова Е.А., Кумскова И.А. Информатика, М: «Академия», 2013; https://moodle.kstu.ru/pluginfile.php/301635/mod_resource/content/2/Лекция%20№1.pdf