12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наливайко Анна Олеговна160
Люблю свою профессию, стараюсь воспитывать детей так, чтобы они были способны мыслить, рассуждать. Принимаю активное участие в самодеятельности детского сада.

Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам

Составитель: Воспитатель Наливайко А.О. . Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам

Список лексических тем «Я, моя семья, детский сад» «Тело человека» «Город. Транспорт. ПДД» «Овощи. Фрукты» «Дикие животные» «Деревья» «Домашние животные» «Зима» «Весна» «Первоцветы» «Обитатели водоемов и аквариумов» «Электроприборы» «Пасха» «Птицы» «Комнастные растения» «Насекомые» «Лето» «Одежда. Обувь. Головные уборы» «Хлеб»

Лексическая тема: «Я, моя семья, детский сад» Опыт №1 «Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Содержание: Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза). Вывод: Воздух не имеет формы, цвета, запаха, вкуса и он не виден нашему глазу – он прозрачный. Воздух занимает все пространство.

Лексическая тема: «Я, моя семья, детский сад» Опыт №2 «Мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Оборудование: мячи разного размера. Содержание: Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) В какой игрушке много воздуха? Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, нё можно бросать. Что это такое? (Мяч). Посмотрите, какой он большой, упругий, как высоко прыгает. А вот, если в мяче появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из мяча, и он уже не сможет прыгать. Воспитатель бьёт мячом об пол. Предлагает постучать об пол разными мячами. Какой мяч прыгает лучше? (Большой, где много воздуха). Вывод: О чём мы сегодня узнали? Мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. Воздух может сжиматься и держать форму предмета изнутри, он упругий.

Лексическая тема: «Я, моя семья, детский сад» Опыт № 4 «С мамой веселее» Цель: показать, что из бумаги можно делать интересные игрушки. Оборудование: плотный картон, ножницы, фломастеры, резинка, клей. Содержание: Вырезать из плотного картона круг, обведя ободок чайной чашки. На одной стороне в левой половинке круга нарисуйте фигурку мальчика/девочки, а на другой стороне - фигурку мамы, которая должна быть расположена по отношению к мальчику/девочке вверх ногами. Слева и справа картонки сделайте небольшое отверстие, вставьте резинки петлями. А теперь растяните резинки в разные стороны. Картонный круг будет быстро крутиться, картинки с разных сторон совместятся, и вы увидите две фигурки, стоящие рядом. Вывод: из бумаги можно сделать интересные игрушки, при быстром вращении наш глаз объединяет изображения с обеих сторон в одно, потому что картон вращается слишком быстро.

Лексическая тема: «Тело человека» Опыт № 1 «Орган слуха» Цель: Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. Оборудование: вата. Содержание: Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет для себя порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом ему закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичные действия. Затем повторяют опыт у другим ухом. По окончании опыта ребенок делится впечатлениями. Вывод: ухо – один из важных органов человека, который позволяет нам слышать шум. Звуки родной речи и себя.

Лексическая тема: «Тело человека» Опыт № 2 «Вижу - не вижу» Цель: Доказать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение. Материал: Карточка, в левом углу которой нарисован крест, а в правом нижнем два круга (маленький и побольше). Содержание: Ребенку предлагаю смотреть одним глазом на крест, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся два круга. Затем дошкольника просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно. Воспитатель рассказывает о том, чем отличается зрение животных и человека.У всех представителей животного мира разные глаза. Это связано с тем, что глаза приспособлены к той среде, в которой их обитатели живут. «Глазные пятна», воспринимающие свет, есть даже у простейших животных. Воспринимают свет даже растения, поворачивая к нему свои листья. Вывод: глаза обеспечивают человеку, животным и растениям, способность видеть, для продуктивной жиэнедеятельности.

Лексическая тема: «Тело человека» Опыт № 3 «Реагируем на свет»  Цель: Определить реакцию зрачков на различное освещение. Содержание: Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах). Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы. Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, которые там располагаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек. Прямо напротив зрачка на сетчатке находится желтое пятно, в котором очень много колбочек, и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с желтым пятном есть слепое пятно. Оно лишено палочек и колбочек. Поэтому, когда изображение попадает на это место, мы не видим того, на что смотрим.

Лексическая тема: «Тело человека» Опыт № 3 «Реагируем на свет» (продолжение) В отличие от животных, человек может видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Они страдают болезнью, которая называется «дальтонизм». Распознали эту болезнь в 1875 году. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло много людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повести поезд на красный цвет. Объяснение оказалось неожиданным. Оставшемуся в живых машинисту показали мотки цветных ниток и установили, что он не различает цвета. Явление цветовой слепоты описал английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом. Вывод: строение глаза, его зрачка, позволят человеку достаточно хорошо видеть и днем и в сумерках. Палочки и колбочки глаза помогают человеку различать цвета.

Лексическая тема: «Тело человека» Опыт № 4 «Обоняние» Цель: доказать необходимость вдоха для определения запаха. Оборудование: тканевый мешочек с сильно пахнущим предметом внутри (флакон дхов, мыло и т.д) Содержание: Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла или флакончик из-под духов. Не трогая мешочка, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри. После ответов детей воспитатель уточняет: для того чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд. Вывод: чтоб почувствовать запах нужно глубоко вдохнуть воздух. С помощью обоняния человек контролирует качество воздуха. При появлении в воздухе приятного запаха мы стараемся дышать глубже (воздух после дождя, на прогулке в лесу и т.п.). А при ощущении неприятного запаха, наоборот, стараемся дышать как можно реже. И все же у большинства животных аппарат по различению запахов развит гораздо лучше. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, очень слабо – птицы, а вот дельфины вообще не различают запахи.

Лексическая тема: «Тело человека» Опыт № 5 «Узнай по запаху» Цель: Упражнять детей в различении цветов и пищи по запаху. Оборудование: набор продуктов, пряностей с характерными запахами в баночках. Содержание: Воспитатель предлагает ребенку, не глядя, определить, что лежит в баночке. Можно использовать различные продукты с характерным запахом. Клетки, воспринимающие запахи, чрезвычайно чувствительны. Они способны различать тысячи самых разнообразных запахов, причем о каждом отдельном запахе в мозг передается специальный сигнал. У человека воспринимающие запах клетки расположены в самой верхней части носовой полости. Поэтому, чтобы почувствовать запах, нам необходимо сделать вдох. Убедимся в этом на опыте. Когда люди говорят: «Нос не дорос», - это значит, что младшие учат старших; «нос повесил» - расстроился; «водит за нос» - обманывает; «держи выше нос» - не унывай! Вывод: нос нужен человеку. Чтобы различать запахи, но развито обоняние лучше у животных, чем у человека.

Лексическая тема: «Город. Транспорт. ПДД» Опыт № 1«Улицы города» Цель: дать детям понятие о шуме городских улиц, движении городского транспорта.. Оборудование: свистки, форма сотрудника дорожной службы, игрушки транспорт города, схема улиц города с дорогой/макет городской улицы, аудиозапись шум улицы. Содержание: взрослый организует игру. Каждому ребенку дается свой атрибут: свисток и форму, машинку игрушку и дети имитируют движение транспорта и работу ГИБДД, шум от пешеходов. При этом объясняется, что у каждой машины свой мотор который шумит. По ходу игры дети пробуют определить свое самочувствие. Дети прослушивают аудиозапись шума с улиц гшорода, определяют, какой шум кому может принадлежать. Вопросы к эксперименту: Какие звуки вы слышали по ходу игры? (шум от машин, голоса прохожих пешеходов, свисток сотрудника ГИБДД ,сигнал автомобиля и т.д.) Вам было хорошо ,или звуки вам мешали? Почему? Как вы думаете где должно быть расположено жилье людей, детские учреждения?

Лексическая тема: «Город. Транспорт. ПДД» Опыт № 2 «Подводная лодка» Цель: объяснить принцип плаванья подводной лодки. Оборудование: газированная вода, виноград. Содержание: Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Лексическая тема: «Город. Транспорт. ПДД» Цикл опытов «Почему корабли не тонут?» Предположения /гипотезы/:  Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму и строение Влияние формы на «плавучесть» корабля Влияние воздуха на «плавучесть» корабля Опыт 1 «Влияет ли материал, из которого сделан корабль, на его плавучесть?» Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Оборудование: тазы с водой, различные предметы из пластика, металла, дерева, бумаги. Содержание: Поочередно погружаю в воду предметы, сделанные из пробки, металла, стекла и пластмассы. Как видно, предметы из стекла и металла утонули, а из дерева, пробки и пластмассы – нет..

Лексическая тема: «Город. Транспорт. ПДД» Цикл опытов «Почему корабли не тонут?» (продолжение) Объяснение: Все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек – молекул. Те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу – обладают большей плотностью и быстрее идут ко дну. А тела, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладают меньшей плотностью, поэтому остаются плавать на поверхности воды. У железа и стекла плотность больше плотности воды, и поэтому они утонули. Тела, плотность которых меньше плотности воды, свободно плавают по её поверхности. Современные корабли сделаны из металла. Вывод: «Плавучесть» корабля не зависит от материала, из которого он изготовлен.

Лексическая тема: «Город. Транспорт. ПДД» Цикл опытов «Почему корабли не тонут?» (продолжение) Опыт 2. «Влияет ли форма на плавучесть корабля?» Цель: выяснить какой формы должен быть корабль, чтобы он не тонул. Материалы: пластилин, таз с водой. Содержание: Беру пластилин, погружаю его в воду и вижу, что он утонул. Придаю пластилину форму корабля, погружаю его в воду и вижу, что он не утонул, а поплыл. Материал, который может утонуть плавает на поверхности! Вывод: Корабль не тонет, потому что он имеет особую форму, второе предположение верно.

Лексическая тема: «Город. Транспорт. ПДД» Цикл опытов «Почему корабли не тонут?» (продолжение) Опыт 3. «Влияет ли воздух на плавучесть корабля?» Цель: показать влияние воздуха на процесс плаванья корабля. Оборудование: воздушные шары, таз с водой. Содержание: Беру два воздушных шарика, один из которых надуваю, и погружаю в воду. Вода попала внутрь не надутого шарика, и он начал постепенно погружаться в воду. Надутый шарик не тонет, даже если надавить на него сверху рукой. Вывод: Корабль не тонет, потому что воздух внутри него держит его на плаву, третье предположение верно.

Лексическая тема: «Город. Транспорт. ПДД» Цикл опытов «Почему корабли не тонут?» (продолжение) Опыт 4. «Существует ли какая-то сила, которая удерживает судно на воде?» Цель: познакомить с выталкивающей способностью воды и законом Архимеда. Оборудование: емкость с водой. Содержание: Опускаем в емкость с водой руку. Она стала как будто легче! И вода поднялась, вытеснилась. Когда мы купаемся в бассейне и попытаемся нырнуть и задержаться на дне, то ничего не получается. Какая-то сила выталкивала нас вверх. Вывод: На руку, как и на тело действует какая-то сила, четвертое предположение верно. Так, Архимед по своим наблюдениям, сформулировал закон: на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной воды. Закон Архимеда учитывают при постройке судов: сила тяжести должна быть равна выталкивающей силе.

Лексическая тема: «Овощи. Фрукты» Опыт № 1 «У кого какие детки?» Цель: выделить общее в строении семян фруктов, овощей (наличие ядрышка). Оборудование: фрукты (слива, яблоко, апельсин, груша); овощи (огурец, баклажан, помидор, кабачок), подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек. Содержание. Педагог вместе с детьми рассматривает фрукты, (овощи) уточняет их названия. Интересуется у детей, можно ли им вырастить из яблока яблоню (из кабачка новый кабачок) и что для этого надо. Взрослый предлагает детям найти, где находятся семена этих фруктов (овощей). Дети разрезают плоды, находят семена. Педагог предлагает рассмотреть семена через лупу. Дети рассматривают, описывают семена, сравнивают их, находя сходство (оболочка, ядрышко), пробуют на прочность молоточками. Вывод. Все семена фруктов (овощей) имеют сходство. У них есть ядрышко, в котором находится запас питания для нового растения. Ядрышко защищает кожица-оболочка.

Лексическая тема: «Овощи. Фрукты» Опыт № 2 «Красящие вещества фруктов и овощей» Цель: доказать, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Оборудование: 3-4 фрукта разного цвета (киви, апельсин, слива, персик и др.); листы фильтрованной бумаги, пластмассовые ножи и прозрачные стаканчики по количеству детей; лупа, клеенка. Содержание. Дети отгадывают фрукт на ощупь. Откуда берут люди фруктовые соки, как они получаются, почему они разного цвета? Педагог предлагает рассмотреть фрукт через лупу, потом самостоятельно выдавить сок из кусочков фруктов. Цвет соков сравнивают – они все разные. Далее дети капают сок на листы фильтрованной бумаги и ждут, что будет при высыхании сока. Вывод. В результате сдавливания кусочков фруктов выдавливается сок; чем сильнее сдавливать, тем больше сока получается. При высыхании сока остаются цветные пятна, такого же цвета, как и сам сок. Аналогично проводится опыт с овощами.

Лексическая тема: «Овощи. Фрукты» Опыт № 3 «Влияние солнца на рост растения (лука)» Цель. Доказать необходимость солнечного освещения для роста растений. Оборудование: 2 луковицы, 2 емкости с почвой. Содержание. 1) Посадить лук в емкости. Одну поставить на солнце, вторую под колпак и в тень. Наблюдать за ростом зелени. 2) Убрать колпак с растения. Какой лук? (светлый) Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет. 3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему? Вывод. Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски. Растения накапливают хлорофил, который дает зеленую окраску и служит для питания.

Лексическая тема: «Овощи. Фрукты» Опыт № 4 «Почему лимон не тонет» Цель: узнать, почему неочищенный лимон не тонет в воде. Оборудование: лимон, миска, вода, нож, разделочная доска. Содержание. Педагог наливает в миску воду на ¾. Предлагает детям поместить лимон в миску с водой. Что происходит? Далее педагог разрезает лимон на части и предлагает детям поместить кусочки лимона в миску с водой. Что происходит? Неочищенный целый лимон не тонет в воде. Когда кусочки лимона помещены в воду, они тонут. Вывод. В кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно они держат неочищенный лимон на плаву. Когда кусочки лимона помещены в воду, то мякоть лимона наполняется водой, вес воды заставляет лимонные дольки опускаться на дно миски. Верхняя оболочка лимона защищает плод от дождя и плохой погоды, когда он растет.

Лексическая тема: «Овощи. Фрукты» Опыт № 5 «Волшебник лимон» Цель: рассказать о свойствах лимонного сока. Оборудование: лимон, пиала, листы бумаги, ватные палочки нож, разделочная доска. Содержание: Выдавите в пиалу немного сока лимона, выдайте ребенку белый лист бумаги и ватную палочку и предложите написать письмо для папы или что-нибудь нарисовать лимонным соком. Дайте рукописи высохнуть. Теперь прочитать написанное или увидеть нарисованное стало невозможно. Хорошенько нагрейте лист бумаги над настольной лампой или паром. Надпись не заставит себя долго упрашивать и станет заметной. Иногда бывает так, что «лимонное» письмо плохо проявляется на пару. Тогда его имеет смысл прогладить утюгом. Вывод. Лимонный сок — это вещество, которое окисляется и приобретает коричневый цвет при нагревании. По такому же принципу работают и другие вещества — например, апельсиновый сок, мед, молоко, луковый сок, уксус.

Лексическая тема: «Овощи. Фрукты» Опыт № 6 «Овощи и фрукты как косметика» Цель: показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств. Оборудование: свекла, огурец, яблоко, персиковый крем, огуречная маска, шампунь с фруктовым запахом, терка, нож, бумажные салфетки, зеркало. Содержание. Педагог и дети рассматривают косметические средства и продукты, сравнивают по запаху и обнаруживают сходство. Затем педагог рассказывает детям о ценности некоторых фруктов и овощей и об использовании их при изготовлении косметических средств. Педагог предлагает детям натереть лицо очищенной свеклой и, посмотрев в зеркало, сказать, как изменился цвет лица. Далее педагог предлагает всем вместе сделать маску из огурца или яблока, натерев их на терке и положив на лицо. Сняв огуречную маску бумажными салфетками, дети и педагог рассказывают о том, как изменился цвет лица.

Лексическая тема: «Овощи. Фрукты» Опыт № 6 «Овощи и фрукты как косметика» (продолжение) Вывод. При использовании свеклы лицо окрашивается в красный цвет в месте, где его натирали овощем. После огуречной (яблочной) маски лицо приобретает первоначальный цвет (очищается), кожа становится нежной и гладкой. Взрослые, зная о пользе овощей и фруктов для кожи, придумали использовать это при изготовлении косметических средств (кремы, маски). После употребления этих средств кожа становится мягкой и бархатистой, приобретает желаемый цвет. Так взрослые ухаживают за своей кожей.

Лексическая тема: «Овощи. Фрукты» Опыт № 7 «Фрукты – как их можно есть?» Цель: показать детям различные способы приготовления блюд из фруктов. Оборудование: картинки с изображениями фруктов, сюжетная картинка «Сбор урожая в саду», тарелочки с сухофруктами, консервированными и свежими фруктами, стаканы с фруктовым компотом. Содержание. Педагог вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями фруктов и сюжетную картинку. Педагог спрашивает детей, чем отличаются фрукты от овощей. Далее предлагает рассмотреть сырые фрукты и спрашивает, как человек придумал их употреблять в пищу и почему. Вместе с детьми педагог рассматривает и пробует сушенные и консервированные фрукты, пьет компот. Все сравнивают, чем отличается эти продукты, и делают вывод. Дети учатся находить один и тот же фрукт, по-разному приготовленный, определять разницу на вкус. Вывод. Человек придумал заготавливать фрукты на зиму по-разному: сушить, консервировать, варить. Во фруктах находится много витаминов, которые полезны нашему организму. Но полезнее всего свежие фрукты - в них сохранены все витамины.

Лексическая тема: «Овощи. Фрукты» Опыт № 8 «Выращивание растения из морковных верхушек» Цель: знакомство со способами выращивания овощей. Материалы: песок, мелкая ёмкость, верхушки растений. Содержание: Наполните ёмкость песком и обильно полейте водой. Посадите верхушки в песок срезами вниз и поставьте на свет. Поливайте в течение недели. Посмотрите, что изменилось? Итог. На верхушках растут зелёные стебли, листья. Почему? В морковной верхушке есть основание стебля и часть корня – все части, нужные растению. Имеется также запас питания для растения. Растение снабжается водой, и вскоре начинают расти стебли и листья.

Лексическая тема: «Дикие животные» Опыт № 1 «Почему заяц зимой белый?» Цель: расширение представлений о диких животных, их приспособление к жизни в зимних условиях (маскировка). Оборудование: силуэт зайца белого цвета; лист белой бумаги; силуэт зайца серого цвета; кусочек пластиковой массы. Содержание. «Летом – серый, зимой – белый». Эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет Положите силуэт зайчика на лист белой бумаги. Прикрепите кусочком пластилина. Белый силуэт зайчика прикреплен на белый фон. Теперь всё готово и можно подозвать детей к себе. Скажите, что Вы придумали для него загадку. Вы сейчас покажете кого-то, а он попробует догадаться, кто это.

Лексическая тема: «Дикие животные» Опыт № 1 «Почему заяц зимой белый?» (продолжение) Отойдите как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро покажите вашу картинку детям (секунд на пять максимум). Кто же это? Скорее всего они скажут, что ничего не видно или плохо видно. Покажите еще раз, но держите картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Или дети все-таки узнали, кто это? Спросите их, почему так трудно догадаться, кто это? Далее положите серый силуэт зайчика на лист белой бумаги Покажите детям тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это заяц! Вывод. Спросить детей, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).

Лексическая тема: «Дикие животные» Опыт № 2 «Почему белка меняет шубку зимой?» Цель: расширение представлений о диких животных, их приспособление к жизни в зимних условиях (маскировка). Оборудование: силуэт белки серебристого цвета; силуэт белки рыжего цвета; лист серебристой бумаги; кусочек пластиковой массы. Содержание. Положите силуэт серой белки на лист серебристой бумаги. Прикрепите кусочком пластилина. Серебристый силуэт белки прикреплен на серебристый фон. Теперь всё готово и можно подозвать детей к себе. Скажите, что Вы придумали для него загадку. Вы сейчас покажете кого-то, а он попробует догадаться, кто это. Отойдите как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро покажите Вашу картинку детям (секунд на пять максимум). Кто же это?

Лексическая тема: «Дикие животные» Опыт № 2 «Почему белка меняет шубку зимой?» (продолжение) Скорее всего они скажут, что ничего не видно или плохо видно. Покажите еще раз, но держите картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Или дети все-таки узнали, кто это? Спросите их, почему так трудно догадаться, кто это? Далее положить силуэт рыжей белки на лист серебристой бумаги. Прикрепите кусочком пластилина. Покажите детям тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это белка! Вывод. Спросить детей, смогут ли волк или лиса увидеть серую белочку зимой на дереве? Зачем же тогда белка меняет свою шубку к зиме? (да, в рыжей шубке её бы сразу увидели волк и лиса, а серая шубка её охраняет).

Лексическая тема: «Дикие животные» Опыт № 3 «Какая шубка теплее?» Цель: расширение представлений о диких животных, их приспособление к жизни в холодных условиях. Оборудование: пара лёгких осенних рукавиц; пара толстых, пушистых, зимних рукавиц. Содержание. Опыт проводится на улице. Пусть ребёнок сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. - В каких теплее? Объясните, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую! Вывод. Зимняя шубка – теплее.

Лексическая тема: «Дикие животные» Опыт № 4 «Почему волк не сможет увидеть зайца?» Цель: показать механизм поглощения одного цвета в глазах хищников. Оборудование: белая бумага, желтые мелки, красный пластик. Содержание. Раздаем детям белую бумагу и желтые мелки. Предлагаем нарисовать зайчика (или как вариант раздать листы с нарисованным зайцем). Предлагаем накрыть рисунок красным пластиком. (можно использовать папки-уголки красного цвета или разрезать пластиковые папки на кнопках и т.п.). Заяц исчезает! Почему? Вывод. Красный цвет – не чистый, он содержит в себе желтый. Этот желтый цвет в пластике сливается с желтым цветом на картинке, и наш глаз не может отделить один цвет от другого – мы видим пустую картинку.

Лексическая тема: «Дикие животные» Опыт № 5 «Всем на свете нужен теплый дом, даже животным» Цель: проверить, что помогает животным не замерзнуть зимой. Оборудование: перчатки тонкие, перчатки теплые, лед. Содержание. А что еще помогает животным не замерзнуть зимой? Куда они могут спрятаться от холода? Что делают животные со своим жилищем перед зимой? А так ли это необходимо? Как доказать это? У нас есть лед и две перчатки: одна холодная, другая - теплая. (если дети не справятся – объяснить: представьте перчатки это – жилище. Одно жилище (показать перчатку тонкую) какое? (Холодное). А другое (показать перчатку теплую?) (Теплое). У всех ли животных есть жилище зимой? Что их спасает? А как они могут спастись в сильные морозы? (В норку, дупло, берлогу…Утепляют …) Надо надеть перчатки и потрогать лед. (Дети выполняют опыт и с помощью взрослого делают выводы) Вывод. В легкой перчатке руке холодно, а в теплой лед не почувствуешь. Жилища нет у зайца, лося, волка. Что их спасает зимой? (Теплая шубка и умение прятаться в снегу)

Лексическая тема: «Дикие животные» Опыт № 6 «Медведь – сладкоежка» Цель: познакомить с условиями жизни диких животных – бурых медведях, питанием, расширение словаря. Оборудование: мед, вода, 2 чашки. Содержание. Педагог предлагает детям вспомнить некоторые факты из жизни бурых медведей: «Хотя медведь крупное животное, он умеет хорошо лазать по деревьям. На лапах медведя есть когти, которыми он цепляется за ствол дерева и поднимается довольно высоко, чтобы добыть мед. Недаром люди назвали это животное – медведь, потому что он мед ведает - это значит, что он всегда знает, где мед находится, определяя его по запаху (просмотр сопровождается показом слайдов) -Ребята, а вы помните какой запах у меда приятный или нет? -А давайте проверим? -У меня есть две чашки, в одной из них – мед. - Попробуйте определить в какой чашке мед с закрытыми глазами по запаху, в 1-ой или во 2 – ой? (Дети закрывают глаза, нюхают и определяют в какой чашке был мед).

Лексическая тема: «Дикие животные» Опыт № 6 «Медведь – сладкоежка» (продолжение) - Какой запах у меда вы почувствовали? (показываю чашки с медом и водой) (Приятный, ароматный, цветочный…) - В какой чашке мед определите по цвету, почему? (Дети находят мед, потому что он желтый, густой). -Ребята, я хотела перелить мед в другую чашку, а у меня это не получилось, как вы думаете почему? (Он густой). - А еще я к нему прилипла, почему? Что мы можем о нем сказать? (липкий) - Почему же медведи любят мед. Как вы думаете? (Вкусный, сладкий, полезный, липкий, ароматный, густой, желтый и т. д). Вывод. Если мед сладкий, вкусный и медведю он очень нравится, значит, медведь - сладкоежка.

Лексическая тема: «Деревья» Опыт № 1 «Дыхание листьев» Цель: формирование понимания, что деревья – живые организмы и по-особенному дышат. Оборудование: миска с водой, камень, листья разных деревьев. Содержание. Лучше начать опыт перед прогулкой, а завершить после, так как требуется время на ожидание результата. Наливаем в миску теплую воду. Лучше чтобы миска была прозрачной. Кладем в миску листок, сорванный с дерева (не подобранный с земли!) и придавливаем его небольшим камнем, чтобы он был полностью погружен под воду. Затем ставим миску на солнце. Ждем несколько часов (3-4). Заглянув в миску по истечении времени, мы видим небольшие пузырьки, которые образуются вокруг листа и краев чаши. Вопрос детям: - Что произойдет, если человек нырнет под воду и начнет дышать там. Правильно – пойдут пузыри! С листьями происходит подобное.

Лексическая тема: «Деревья» Опыт № 2 «Может ли дерево дышать?» Цель: выявить потребность растений в воздухе, дыхании. Понять, как это происходит. Оборудование: листья с деревьев, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. Содержание. Предлагаем детям узнать дышат ли деревья? Чем они дышат? Как доказать, что они дышат? 1. Сначала опыт проведем на себе. Попробуем подышать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажем вазелином. Теперь попробуем подышать через эту трубочку. Вазелин не пропускает воздух, и дышать невозможно. 2. На одном дереве смажем вазелином 4 листочка на поверхности и 4 с нижней стороны. Ежедневно в течение недели будем наблюдать за листьями. Через неделю мы увидим, что листья, на которых вазелин был сверху – не пострадали, а смазанные снизу листья погибли. Вывод. В листьях деревьев с нижней стороны есть очень мелкие отверстия - устьица, через которые они дышат. Вазелин закрыл отверстия и лист не смог дышать, поэтому он погиб. Деревья, как и человек тоже дышат.

Лексическая тема: «Деревья» Опыт № 3 «Почему листья меняют цвет осенью?» Цель: установление опытным путем наличия в листьях зеленого вещества – хлорофилла. Оборудование: банки (для каждой группы листьев), маленькие миски и ложки для растирания листьев, мед. спирт, полоски из плотных белых салфеток, разноцветные листья, емкости с горячей водой. Содержание. Педагог спрашивает, в какие цвета окрашиваются листья на деревьях с наступлением осени? (ответы детей) Изменение цвета листьев осенью - настоящее чудо. Это осеннее явление можно объяснить. Летом, когда жилки на листиках активно поставляют воду и минеральные вещества, деревья зеленые. Такой цвет дает листве особое вещество - хлорофилл. Его в листьях так много, что он затмевает другие цвета. С наступлением осени становится меньше солнечного цвета, движение сока внутри дерева замедляется, жилки начинают закрываться и зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым, оранжевым, красным или коричневым. Вот тут и начинается игра цветов. Ведь внутри листьев есть еще другие вещества, о твечающие за желтый, оранжевый, красный цвета.

Лексическая тема: «Деревья» Опыт № 3 «Почему листья меняют цвет осенью?» (продолжение) Проведем эксперимент. Разорвем несколько зеленых листьев на кусочки и разотрем в миске до появления сока. Переложим толченые листья в банку. То же самое сделаем с листьями, которые успели изменить цвет. На каждую банку прикрепим цветную этикетку, совпадающую с цветом листьев. Добавим в банки спирт. С помощью водяной бани нагреваем содержимое каждой баночки. Возьмем полоски бумаги и поместим один конец в банку, а другой свесим через край. Ждем 30 минут. Мы видим, что салфетки впитали пигменты – краску в листьях. Разглядывать их - невероятное удовольствие. Если в одну из банок поместить разноцветные листья, то пигменты разделятся и образуют на фильтре радугу. Вывод. Цвет листьев с приходом осени изменяется, потому что изменяется погода – уменьшается кол-во солнечных дней, похолодание приводит к исчезновению зеленого вещества – хлорофилла и нашему глазу видны желтый, оранжевый, красный или коричневый цвета, которые прячутся в листьях.

Лексическая тема: «Деревья» Опыт № 4 «Почему лист зеленый?» Цель: установление опытным путем наличия в листьях зеленого вещества- хлорофилла. Оборудование: зеленый листок, белая ткань, кубик. Содержание. Взять листочек и вложить его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучать по листочку сквозь ткань. Что обнаружилось в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Вывод. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда