12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Юрьевна Мазанова8570
Россия

Выступление на IV Республиканском финансовом форуме «Цифровые финансы»

Как легко внедрить финансовую грамотность в учебный процесс в рамках реализации ФГОС-2021 Мазанова Ольга Юрьевна, к.п.н., учитель УКП «РДБ» ГОУ РК «РЦО» Москва. 2021

Перечень основных нормативных документов, регламентирующих работу педагога по формированию финансовой грамотности 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ 2. Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 https://base.garant.ru/71848426/ 3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) https://base.garant.ru/72192486/ 4. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 гг.» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ 5. План мероприятий по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности от 04.03.2020 https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/03/main/Plan_meropriyatiy_po_realizatsii_Strategii_povysheniya_finansovoy_gramotnosti.pdf 6. Федеральные государственные образовательные стандарты по уровням образования https://fgos.ru/ 7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» https://base.garant.ru/70535556/ 8. Распоряжение Правительства от 10.02.2021 № 291-р «Об определении образовательных организаций высшего образования, на базе которых осуществляют деятельность федеральные методические центры повышения финансовой грамотности населения» https://sudact.ru/law/prikaz-minpromtorga-rossii-ot-21072020-n-2324/ 9. Распоряжение Правительства Республики Коми от 27 сентября 2018 г. N 411-р Об утверждении Региональной программы повышения финансовой грамотности в Республике Коми на 2018 - 2023 годы https://base.garant.ru/48672856/

https://fmc.hse.ru/ Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования

https://fingram.rkomi.ru/

Сценарии уроков по финансовой грамотности: в библиотеке Московской электронной школы размещены 250 сценариев уроков с элементами финансовой грамотности по таким предметам, как обществознание, всеобщая история, история России, английский язык, искусство, литература, информатика, математика. https://fg.resh.edu.ru/

Ключевые цифровые образовательные ресурсы по финансовой грамотности, подготовленные в рамках Проекта Минфина России •Электронные учебно-методические комплекты по финансовой грамотности, разработанные в рамках проекта Минфина России. // https://vashifinancy.ru/books/ . •Учебно-методические комплекты по финансовой грамотности в формате электронного учебника // https://школа.вашифинансы.рф . •КиноПАКК: учебные фильмы по финансовой грамотности для УМК // https://edu.pacc.ru/kinopacc/ . •Образовательные проекты ПАКК: анимированные презентации для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/presenations/ . •Образовательные проекты ПАКК: серии мультфильма «Смешарики», подготовленные для УМК по финансовой грамотности // https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/smeshariki/ •Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал по финансовой грамотности // https://bobrenok.oc3.ru/ •Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Финзнайка» // https://финзнайка.рф •Мобильное приложение по финансовой грамотности для детей (6+) «Монеткины» // https://монеткины.рф •Цифровой образовательный ресурс «Финансовая грамотность на уроках истории и Всеобщей истории» // https://fingram-history.oc3.ru/ •Командная игра на интерактивном полу «Умное счастье» // https://happy- finance.ru/clever/ •Интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» // https://intpract.oc3.ru//

https://edu.pacc.ru/

КИМ ОГЭ по обществознанию В КИМ ОГЭ по обществознанию с 2020 года добавлено задание-задача 6, которая проверяет знание основ финансовой грамотности. Относится к заданиям базового уровня сложности. Ответ на задание самостоятельно формулируется и записывается экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев. За полное и правильное выполнение выставляется 2 балла, при неполном ответе – 1 балл.

Новые ФГОС НОО и ФГОС ООО ФГОС ООО: 32.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечивать: … формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества. Новые ФГОС НОО и ФГОС ООО закрепляют изучение финансовой грамотности в школе. По новым стандартам школы начнут работать с сентября 2022 года. На уровне начального общего образования элементы финансовой грамотности появятся в таких предметах, как математика и окружающий мир На уровне основного общего образования элементы финансовой грамотности войдут в преподавание таких обязательных школьных предметов как обществознание, математика и география. У школьников с первого класса планируется формировать навыки безопасного поведения в Интернете, в том числе при совершении финансовых операций. Их также будут учить, как анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. В 5–9 классах ученики перейдут к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия. Кроме того, школьники должны будут научиться самостоятельно составлять и заполнять простые формы и документы — заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде

ФГОС НОО Предметные результаты по учебному предмету "Математика" должны обеспечивать: использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов. Предметные результаты по учебному предмету "Окружающий мир" должны обеспечивать: первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов;

ФГОС ООО 32.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна обеспечивать: формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества. Предметные результаты по учебному предмету «Математика» должны обеспечивать:умение решать задачи разных типов (в том числе на проценты, доли и части, движение, работу, цену товаров и стоимость покупок и услуг, налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами); По учебному предмету «Обществознание»: умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом; приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана, резюме); По учебному предмету «География»: умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей ее сохранения и улучшения, задачи в сфере экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.

ПРИМЕРНЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ https://www.instrao.ru/primer

УМК Организация должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников…, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю, входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений. Дополнительно Организация может предоставить учебные пособия в электронной форме, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого для освоения программы начального общего образования на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю, входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений. Описание УМК - https://prosv.ru/umk/about/financial-competence.html

Финансовая грамотность в дополнительном образовании https://fincat.ru/ https://fingram.ru/ https://fincat.ru/ http://dengins.ru/

Алгоритм внедрения Финансовой грамотности в образовательный процесс 1. Ознакомиться с методическими рекомендациями для педагогов от Министерства просвещения, Институтов развития образования, Федеральных методических центров по финансовой грамотности 2. Ознакомиться с разработанными УМК по финансовой грамотности 3. Изучить учебные планы образовательной организации, уточнить, в каком объеме часов и в каком формате можно внедрять финансовую грамотность в учебный процесс. 4. Выбрать формат внедрения 5. Составить рабочую программу курса или кружка по финансовой грамотности 6. Провести апробацию и доработку рабочей программы по финансовой грамотности

Включение в учебный план 5 – 9 кл. Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации. Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на: •увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; •введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе, этнокультурные; •другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. варианты 1, 2, 3 – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке с учетом минимального и максимального числа часов (1 и 2 варианты), а также с учетом изучения второго иностранного языка (3 вариант); вариант 4 – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов Российской Федерации; План воспитательной деятельности

https://fingram.rkomi.ru/pages/shkola_finansovoy_gramotnosti/80 https://minfin.rkomi.ru/priglashaem-pedagogov-obshcheobrazovatelnyh-uchrejdeniy-na-besplatnye-distancionnye-kursy-povysheniya-kvalifikacii

https://finlit-conf.ru/

https://4brain.ru/finance/

10 бесплатных онлайн-курсов по финансовой грамотности и инвестированию https://www.sravni.ru/text/10-besplatnykh-onlajn-kursov-po-finansovoj-gramotnosti-i-investirovaniju/ 1. Управление личными финансами (Высшая школа экономики; Сколько длится: 31 видео, 10 часов; Программа курса: финансы в жизни человека; риск и доходность личных финансовых инвестиций; технология принятия инвестиционных решений; финансовые инструменты для инвестирования). 2. Фондовый рынок (Высшая школа экономики; Сколько длится: 15 видео, 2,5 часа; Программа курса: доверительное управление; ПИФы; ценные бумаги; выкуп акций; привилегированные акции; обеспеченные и необеспеченные облигации; выкуп и рейтинги облигаций; секьюритизация). 3. Основы финансовой грамотности (ТемоЦентр; Сколько длится: 12 видео, 4 часа; Программа курса: личные финансы; развитие банковской системы; страхование; недвижимость; фондовый рынок; пенсионное обеспечение; анализ финансовой информации; электронные финансы; налогообложение физлиц; личное финансовое планирование; личная финансовая безопасность). 4. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество (Высшая школа экономики; Сколько длится: 6 видео, 1,5 часа; Программа курса: виды финансового мошенничества; способы минимизации рисков; кибермошенничество; российское законодательство в борьбе с финансовым мошенничеством; виды и признаки финансовых пирамид; история и бизнес-модели известных финансовых пирамид). 5. Финансовая грамотность (Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); Сколько длится: около 45 часов; Программа курса: источники финансовых ресурсов населения; направления сбережения и инвестирования частных лиц; способы привлечения дополнительных финансовых ресурсов; основные характеристики финансовых продуктов и услуг).

Если директор и учителя хотят в этом участвовать, видят в этом смысл, то все получится! Желаю удачи!