12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прохорова Алёна Геннадьевна18

Опыт работы по ЗОЖ «Здоровье даром не дается, за него надо бороться»

МБДОУ № 139 «Чебурашка» «Здоровье даром не дается, за него надо бороться» « Здоровье сберегающее пространство в ДОУ» Автор Старший Воспитатель: Прохорова Алёна Геннадьевна г. Улан-Удэ 2021г.

«Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и других физических дефектов» - гласит девиз, вписанный в Устав Всемирной организации здравоохранения Какое определение дадите вы- что такое здоровье?

Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. 1.Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой. 2.Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме. 3.Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений. 4.Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций. 5.Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Жизнь в ХХІ веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты. Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Практика показывает, что формирование здорового образа жизни раннего детства является фундаментом здоровья в зрелом возрасте. « Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье . При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие блага не могут доставить удовольствие. Даже субъективные блага-качества ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем, его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья», - писал немецкий философ Артур Шопенгауэр. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Проблема здоровья неотделима от проблемы человека: она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры. Проблема человека не может не включать в себя проблему здоровья, так как только здоровый человек может решить свою историческую миссию на земле. В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отличался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна: по данным исследований ученых, удельный вес здоровых детей в образовательных учреждениях составляет 25-30% детей, а число часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25%, т.е. каждый четвертый-пятый ребенок. Отмечается увеличение количество детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам природы. «Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, низким уровнем развития института брака и семьи, массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании, слабой системой здравоохранения вообще и родовспоможения в частности и др. «В настоящее стало «нормальным» ненормальное развитие малышей» - так объясняет эту причину кандидат педагогических наук Н.Н.Ефименко.

Годы Количество детей в детском саду Распределение по группам здоровья I % II % III % IV % 2020 180 50 28% 126 70% 4 2 % 0 0 2021 180 40 22% 137 76% 3 2 % 0 0 Эта проблема не может не волновать и нас, педагогов ДОУ, ежедневно осуществляющих оздоровительно-образовательно-воспитательный процесс. На протяжении нескольких лет в ДОУ осуществляется мониторинг уровня заболеваемости детей. Сравнительный анализ распределения детей по группам здоровья

Поэтому одним из приоритетных направлений работы коллектива детского сада № 139 «Чебурашка» является создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, приобщение ребенка к здоровому образу жизни через использование здоровье сберегающих технологий и создание здоровье-развивающей среды. Разработана программа «Здоровый малыш».

Понятно, что работа эта многогранна, многопланова и требует кропотливой, каждодневной работы не только воспитателей и медицинских работников, но и всего коллектива детского сада, так как должна охватить все сферы деятельности ребенка и осуществляться по нескольким направлениям:

1. Направление - Обучение детей: * Через обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни: профилактическим методикам (оздоровительная гимнастика, самомассаж, пальчикова гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика); простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи ( при прорезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.); привитие детям элементарных навыков (мытье рук, использование носового платка при чихании, кашле и т. д.) * Через здоровьесберегающие технологии: закаливающие процедуры; аромотерапия( лук, чеснок, цитрусовые), витаминотерапия; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью. * Через специально организованную двигательную активность ребенка: физ. минутки во время занятий и совместной деятельности; занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры. * Через реабилитационные мероприятия, проводимые после проведенной диагностики состояния физического и психического здоровья детей: фитотерапия, ингаляции, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги. * Через массово-оздоровительные мероприятия: спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии.

Динамический час

Физминутки

Утренняя гимнастика

КГН

2.Направление – Работа с педагогическим коллективом: обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного процесса. ( В переводе с английского innovation означает инновация , нововведение, новшество, новаторство. Новшество- это улучшение существующей технологии или технического средства. Нововведение – изменение технологии, в т.ч. и ее усложнение. В сфере дошкольного образования мы имеем дело скорее с нововведениями и новшествами, чем с инновациями. Пример: Проект регионального компонента «Народные игры и забавы народа Бурятии», , « Нетрадиционные занятия по физической культуре в старшей группе», « Фитболл- гимнастика в подготовительной группе» и т.д. Этапы нововведения: 1.Определение потребностей нововведения. 2.Сбор информации о нововведении. 3.Выбор нововведения 4.Принятия решения об использовании нововведения. 5.Использование нововведения.

3. Направление - Работа с семьей: пропаганда здорового образа жизни через систему организационно-теоретических и практических занятий в родительском лектории. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Большинство родителей готовы участвовать в физическом развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых умений. Именно поэтому планирование работы с родителями является важным разделом работы воспитателя. Правильно организованная работа с родителями будет способствовать повышению их физической и валеологической грамотности.

В период с15 по 18 апреля 2021г было проведено анкетирование среди родителей по « Оценке деятельности ДОУ в рамках физического воспитания» 1.Знаете ли вы, какие оздоровительные мероприятия проводятся в ДОУ, группе? Да ----- 40% Нет ------- 12% 2.Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по оздоровлению детей? Хорошо -----65% Плохо --- 18% Другой вариант( затрудняюсь ответить) 14% 3.Как вы оцениваете условия для физического развития детей в группе? Хорошо 45% Плохо 26% Другой вариант -0 4.Выполняете ли вы дома рекомендации педагогов? Да - 70% Нет 7% Есть ли у вас пожелания к организации оздоровительных мероприятий в ДОУ? ( указать какие) 17 родителей - оборудование хорошей спортивной площадки 24 родителя - занятия в бассейне. .

Уголки здоровья

Совместные мероприятия с родителями

Анкета для родителей « Определение уровня знаний о здоровом образе жизни и соблюдения его в семье» Уважаемые родители! Каждый из вас хотел бы, чтобы ваш ребенок был здоровым. Для этого важно уделять особое внимание физическому развитию детей. С целью определения уровня ваших знаний о здоровом образе жизни и соблюдения его в домашних условиях предлагаем вам ответить на следующие вопросы. 1.Укажите ,пожалуйста, возраст вашего ребенка: От 3 до 4 лет - 36 От 4 до 5 лет -28 От 5 до 6 лет –30 2.Как вы считаете, что влияет на здоровье ребенка? 30 % - питание, 21% - сон, 42% оздоровительная работа ( зарядка, занятие физкультурой, в спортивных секциях), эмоциональное состояние ребенка - 23% 3. Источник ваших знаний о валеологической ( науке о здоровье) культуре интернет, СМИ, консультации в ДОУ 4.Соблюдаете ли вы здоровый образ жизни в семье? В чем это отражается? Да 62%, нет-0% не всегда 14% 5.Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашего ребенка? Да -- 48% нет 8% 6.На что на ваш взгляд, должны обращать внимание семья и ДОУ, заботясь о здоровье и физической культуре дошкольника? Питание- 14%, соблюдение режима 24%, прогулки 38%, физ.занятия – 16% 7.Назовите наиболее приемлемые закаливающие процедуры для вашего ребенка: прогулки , массаж, контрастные ванны, босохождение, сон на свежем воздухе, плавание. 8.Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка дома? Только из консультации поликлиники и ДОУ 9.Нужна ли вам помощь от детского сада? Да—74% 10. Какое направление развития для вашего ребенка вы предпочли бы ( выделите не более трех) А) Спортивная подготовка 31% Б) Физическое развитие 34% Г) Социально- эмоциональное 32% Д) Интеллектуальное 62%

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику. 1.Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания. 2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. 3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьёй включает: Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; 3) Обучение конкретным приёмам и методам оздоровления , дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания. 4) Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма .

Родители Анкетирование и тестирование родителей Дни здоровья Беседы Физкультурные досуги и праздники Родительские собрания Информация на стендах, в папках-передвижках Консультации медицинской сестры Диагностика по группам Папка- передвижка с медицинской литературой Приобщение родителей к совместной деятельности (походы, экскурсии),оформление группового пространства Форма работы с родителями

Схема реализации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Медико-педагогическая диагностика Выписка из мед. карты Прогнозирование детских заболеваний Анализ первичных навыков детей по основным движениям Индивидуальная карта ребенка Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду и дома Рекомендации педагогам по проведению разнообразных форм ФОР ФОР с детьми Индивидуальная или групповая в д\с Рекомендации родителям по оздоровлению детей Медико-педагогический контроль( наблюдения, обследование специалистами, анализ навыков) Заключительная диагностика, анализ эффективности работы

Важным условием достижения поставленных задач является создание здоровье сберегающей предметно-развивающей среды в детском саду. Организация предметно-развивающей среды строится на основе интеграции содержания и видов деятельности. Согласно намеченным годовым задачам по здоровье сбережению должны быть созданы и создаются соответствующие условия: 1.В ДОУ оборудован зал для физкультурных занятий, оснащенный гимнастическими скамейками, массажными ковриками для профилактики плоскостопия, нестандартным оборудованием» игровых дорожек», мячами, обручами, кеглями, скакалками, гимнастическими палками и др. Все это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий. Стандартное и нестандартное оборудование используется для проведения эстафет, игр, общеразвивающих упражнений для развития основных движения ( ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье и пр.) обогащает двигательный опыт детей. В данном зале проходят режимные моменты: гимнастика и физ. Занятия, проводятся спортивные досуги и праздники другие дополнительные мероприятия по технологии здоровьесбережения. 2.Отсутствует спортивная площадка , на которой бы хотелось бы иметь необходимый инвентарь, оборудование : прыжковую яму, беговая дорожка, дорожка с препятствиями для развития выносливости, гимнастические стенки ,бревна разных видов( наклонные, горизонтальные, на разных уровнях), площадка для игр в городки, мини-футбола, хоккея, баскетбола, рукоходы, мишени для метания, веревочные лестницы и т.д. На такой площадке можно было бы проводить физкультурные занятия на воздухе, особенно в летний период, спортивные праздники, эстафеты, «Дни здоровья», использовать для самостоятельной деятельности детей.

3.В каждой возрастной группе оборудованы уголки движения( спортивные уголки),где дошкольники занимаются самостоятельно и под наблюдением педагогов-воспитателей. В рамках подготовки педагогического совета по выполнению годовой задачи по технологии здоровьесбережения, был проведен конкурс – смотр по организации предметно-развивающей среды в групповом пространстве. Конкурс проводился по 6 разделам: 1.Соответствие режима дня требованиям СанПина. 2.Оптимальность даигательного режима в течении дня и отражение его в воспитательном-образовательном плане. 3.Диагностика ЗУН по физическому воспитанию. 4.Работа по созданию предметно- развивающей среды в групповом пространстве для решения задач, обеспечивающих здоровье и физическое развитие. 5Оформление наглядной информации для родителей по здоровьесбережению. 6.Самообразование педагогов по теме формирование здоровьесберегающей среды в детском саду. Конкурс оценивался согласно разработанным баллам. 4.В методическом кабинете ДОУ имеется необходимая литература по применению технологии здоровьясбережения: програмно-методическое обеспечение « Инновационная деятельность в ДОУ» И.Урмина, Т.Данилина Спутник руководителя физического воспитания в ДОУ под ред. О.С.Филипповой научно-практические журналы Инструктор по физкультуре в ДОУ и др.

В связи с введением ФГОС ДОУ воспитателями апробируются интегрированные занятий в детском саду, которые совмещают различные разделы программы с физической культурой: физкультура, здоровье и математика; физкультура, здоровье, безопасность и ознакомление с окружающим; физкультура, здоровье, безопасность и музыка; физкультура, здоровье, безопасность и рисование. В силу своих психических особенностей, застенчивости или наоборот гиперактивности, дети раскрываются на данных занятиях, охотно включаются в работу, проявляют активность и самостоятельность, легко усваивают материал. Смена деятельности, выполнение заданий через физические упражнения активизируют детей, увлекают, стимулируют к усвоению материала, повышают эмоциональный отклик у детей. Интеграция позволяет рационально использовать время занятий, тем самым высвобождаемое время посвятить восстановлению и укреплению здоровья, полноценному отдыху и творческой деятельности ребенка, расширению двигательной активности.

Таким образом, проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной и творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность физкультурной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе. Дети показывают хорошие результаты развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, а также достаточный уровень развития основных движений.

Чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью , но работы педагога в этом мало, необходимо привлечь и родительскую общественность и пропагандировать здоровый образ жизни. Выводы: По результатам проведенной работы предлагаю наметить направление работы всего коллектива ДОУ по данной теме : 1.Повышение квалификации педагогов в данном направление через самообразование, семинары-практикумы по обмену опытом. 2.Обновление и пополнение методической базы педагогов ( практических и наглядных материалов , оборудования, папок-передвижек)

Спортивные праздники, игры, развлечения

Прогулка