12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Юденко1101
учитель начальных классов, работаю в школе 8 лет
Россия, г.Людиново

«Особенности организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в малокомплектной школе в соответствии с ФГОС.»

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Игнатовская основная школа» МКОУ «Игнатовская основная школа им И. Ф. Акимочкина» Методический семинар «Особенности организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в малокомплектной школе в соответствии с ФГОС.» Юденко Татьяна Викторовна учитель начальных классов МКОУ «Игнатовская основная школа им И.Ф. Акимочкина» г. Людиново 2022 г.

Образование: Высшее Место учёбы: Брянский государственный педагогический институт Место работы: МКОУ «Игнатовская основная школа им И.Ф.Акимочкина»

Цель: продемонстрировать опыт организации обучения обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального общего образования Задачи: - развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни; - развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности; - формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя.

Особый ребенок. Кто Он? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как одна из основных форм обучения В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему). Организация инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из самых насущных проблем для малокомплектной школы. Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ с обычно развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья –это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Состояние здоровья этих детей препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Основная нормативная база для организации обучения детей с умственной отсталостью в общеобразовательной школе. Очень важно в нормативно-правовой базе общеобразовательного учреждения предусмотреть основные положения: прием таких детей с учетом рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии или для ребенка с инвалидностью – индивидуальной программы реабилитации), обучение на основании индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевого взаимодействия.

Общие принципы и правила коррекционной работы: Индивидуальный подход к каждому ученику. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

главными требованиями к уроку детей с ОВЗ разнообразные виды деятельности; комфортные условия на уроке; ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей; содружество учителя; задания малыми дозами; игра; чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

методы и приёмы обучения, дающие положительную динамику: Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности); Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт; Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления; Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам; Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом; К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент; Поэтапное разъяснение заданий; Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;

активные методы и приёмы обучения: 1. Использование вставок на доску (слова) при выполнении задания, очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других. 2. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

активные методы и приёмы обучения: 3.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. 4. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

На уроках русского языка работают с пословицей чтение и объяснение значения слов допиши словечко: Взял покупки и покинул.....

На уроках математике Устное решение заданий, с подробным объяснением. Решение задач, примеров и задач.

Дидактические игры Дидактическая игра: «Найди пару». Цель: закреплять знания о достопримечательностях нашего поселка. Материалы: карточки с изображением важных мест Людинова: озеро Ломпадь, церковь, памятник погибшим солдатам, театр, музей. Задание: я показываю одну карточку с изображением, ребенок называет то, что на ней изображено и находит карточку с изображением того же объекта.

Дидактические игры Дидактическая игра: «Собери герб Людиново». Дидактическая игра «Машины загадки» Дидактическая игра: «Найди герб Людиновского района». . Дидактическая игра «Сказочная цепочка»

организация внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное Подвижные игры Игры для развития внимания («Летает, плавает или прыгает», «День и ночь»),с разными предметами. («Съедобное-несъедобное», «Бездомный заяц») Так как у нас деревенская школа, в мероприятиях участвует вся школа. Моим ученикам очень нравится обыгрывать маленькие ролевые, сюжетные игры («Два Мороза», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде».) Духовно-нравственное Проекты: «Мой родной край», «Моя малая родина» детский проект; «Достопримечательности моего города», Классный час: «Мой родной город». Социальное Внеклассные мероприятия: «Они прославили наш город», «Наш героический город», «История нашего города».

Проект «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: - СОЗДАНИЕ  МИНИ-КНИЖКИ  «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА». ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: -Изучить природу родного края - Выяснить особенности развития истории  родного края - Узнать о знаменитых людях малой родины -Найти исторические памятники и достопримечательности своей  малой родины -Собрать материал о малой родине ( иллюстрации, фотографии, тексты.) - Оформить собранный материал в виде книги «моя малая родина» -Научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

Этапы работы над проектом Подготовительный этап. Поисковая работа Этап реализации Заключительный этап Оформление буклета «Мой родной край»

Детский Проект «Достопримечательности моего города» Цель проекта: изучить достопримечательности города Людиново Продуктом детского проекта является презентация с достопримечательностями