12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зыкова Лариса Николаевна28
Россия, Ханты-Мансийский АО, Нижневартовск

Формирование математической грамотности у обучающихся на основе решения практико-ориентированных задач.

Формирование математической грамотности у обучающихся на основе решения практико-ориентированных задач Зыкова Лариса Николаевна, учитель математики МБОУ «Средняя школа №14»

«Теория без практики мертва или бесплодна, практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умение» А. Н. Крылов (математик, академик Академии Наук СССР)

В 2021-2022 учебном году основное направление исследования PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) – математическая грамотность. Исследование PISA-2022 будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят учащихся к использованию математики во всех аспектах их личной, общественной и профессиональной жизни.

В рамках исследования PISA будет использоваться следующее определение: Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. В самых общих словах- это способность человека применять те математические знания, которые он накопил за время обучения в школе, в различных математических ситуациях.

Одним из эффективных способов развития математической грамотности является практико-ориентированные задачи. Основная цель практико-ориентированных задач – формирование у обучающихся умений и навыков действовать в социально-ориентированной ситуации. Задачи базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Методические особенности обучения решению практико-ориентированных задач: чтобы учащиеся полностью включились в работу над решением задачи и это являлось целью их учебной деятельности в определенный период времени, очень важно правильно сформулировать условие задачи: она должна быть привлекательна и по форме, и по содержанию; предлагая для решения учащимся практико-ориентированную задачу, следует помнить о том, что она должна быть интересна для учащихся определенного возраста; при подборе практико-ориентированной задачи необходимо учитывать интересы учащихся в их повседневной жизни и опираться на имеющийся у них жизненный опыт.

Под практико-ориентированной задачей понимается математическая задача, в содержании которой описывается ситуация из окружающей действительности, связанная с формированием у учащихся практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни. 1. Велосипедист движется со средней скоростью на 10 км/ч больше, чем пешеход. На один и тот же путь велосипедисту требуется 2 ч, а пешеходу – 7 ч. Найдите средние скорости велосипедиста и пешехода. 2. Успеете ли вы прийти в школу без опоздания к первому уроку, если выйдете из дома в 8 часов 45 минут и будете идти с постоянной скоростью (средняя скорость пешехода найдена в предыдущей задаче, а расстояние у каждого своё)?

Применять практико- ориентированные задачи можно на различных этапах урока Устный счет Математика, 5 класс

Применять практико- ориентированные задачи можно на различных этапах урока Устный счет Математика, 5 класс

Применять практико- ориентированные задачи можно на различных этапах урока Устный счет Математика, 6 класс

Применять практико- ориентированные задачи можно на различных этапах урока Устный счет Алгебра, 7 класс

Применять практико- ориентированные задачи можно на различных этапах урока Первичное закрепление Геометрия, 8 класс Теорема Пифагора На дачном участке лестницу длиной 3,7 м прислонили к дереву. Найдите высоту, на которой находится её верхний конец, если нижний конец отстоит от ствола дерева на 1,2 м. Ответ дайте в метрах.

Применять практико- ориентированные задачи можно на различных этапах урока Первичное закрепление Алгебра, 9 класс Арифметическая и геометрическая прогрессии (задачи учащиеся выбирают самостоятельно, профориентация) 1. Лекарство пьют каплями: в 1-ый день 6 капель, а в каждый следующий на 3 капли больше, чем предыдущий. Начиная с 11-го дня, дневную дозу ежедневно убавляют на 3 капли и заканчивают курс лечения на 19-ый день после его начала. а) Сколько капель лекарства примет больной за первые 10 дней лечения? б) Сколько капель лекарства назначено на курс лечения?

Применять практико- ориентированные задачи можно на различных этапах урока Первичное закрепление Алгебра, 9 класс Арифметическая и геометрическая прогрессии (задачи учащиеся могут выбирать самостоятельно, согласно выбору будущей профессии) 2. Премиальный фонд составляет 16250р. Надо разделить его между четырьмя сотрудниками, согласно доле участия каждого так, чтобы каждый следующий получил в 1,5 раза больше предыдущего. Какую премию получит каждый сотрудник?

Групповая работа

Домашняя работа (предложить учащимся самостоятельно составить задачу)

Внеурочная деятельность (проектная деятельность обучающихся) Немаловажную роль в формировании математической грамотности играют проекты, при создании которых требуется решение практико-ориентированных задач. В 2019-2020 учебном году исследовательская работа по теме «Шоколадный рай, или как не разориться на сладостях» - призовое место на Слете НОУ.

У практико-ориентированных задач есть свои особенности, которые отличают их от других математических задач, а именно: значимость (общекультурная, познавательная, профессиональная, социальная) получаемого результата, что обеспечивает познавательную мотивацию учащегося; условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, для разрешения которой необходимо использовать знания из математики, из другого предмета или из жизни, на которые нет явного указания в тексте задачи; информация и данные в задаче могут быть представлены в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что потребует распознавания объектов; указание (явное или неявное) области применения результата решения.