12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ястребова Ольга Николаевна145
Россия, Удмуртская респ., Ярский район, село Пудем

Наблюдение основной метод экологического образования детей

НАБЛЮДЕНИЕ ОСНОВНОЙ МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В современной психолого-педагогической науке наблюдение рассматривается с разных позиций: дидакты говорят о нем как о методе ознакомления детей с природой; -психологи предлагают рассматривать наблюдение как один из психических процессов; - как один из видов познавательной деятельности.

Как метод наблюдение представляет собой целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие предметов, объектов, явлений окружающей действительности. Восприятие рассматривается в качестве основного компонента наблюдения.

Если мы говорим о методе наблюдения, то огромное значение имеет деятельность педагога. Именно воспитатель ставит цели наблюдения, планирует его ход, что обеспечивает наиболее полное восприятие детьми наблюдаемого объекта или предмета.

Требования к организации и проведению наблюдения как метода: 1. Цели и задачи наблюдения должны быть четкими и конкретными. При этом задачи должны носить познавательный характер, стимулировать развитие мыслительной активности детей.

2. Для каждого наблюдения следует отбирать небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных встреч с одним и тем же объектом природы в циклах наблюдений.

3. В организации наблюдений следует продумывать систему, их взаимосвязь, что обеспечит осознание детьми тех процессов и явлений, которые они наблюдают.

4. Наблюдение должно стимулировать интерес детей, их познавательную активность.

5. Знания , полученные детьми в результате наблюдений за объектами природы должны подкрепляться, уточняться и обобщаться с помощью других методов работы с детьми по экологическому образованию

А.А.Люблинская характеризует наблюдение как сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального.

В наблюдении как познавательном процессе выделяются этапы (Т.А.Васильева): 1-й – подготовительный этап 2-й – сосредоточение произвольного внимания на наблюдаемом объекте 3-й – основной 4-й – заключительный этап

1-й – подготовительный этап Его цель- стимулирование интереса детей к объекту предстоящего наблюдения.

На этом тапе целесообразно использовать приемы: краткая беседа, ориентирующая на получение новых знаний; обращение к уже имеющемуся опыту детей; показ видео фрагментов, иллюстраций, которые подготавливают детей к содержательному восприятию объекта.

По окончанию первого этапа воспитатель ставит цель и задачи наблюдения, если необходимо формулирует задания детям.

2-й этап – сосредоточение произвольного внимания на наблюдаемом объекте. Цель этапа- поддержание познавательного интереса, который был вызван на первом этапе (сюрпризные моменты, загадки, поговорки).Он ограничен по времени-2-3 минуты.

3-й – основной этап Это сомостоятельное наблюдение за объектами природы. Он состоит из 3-х частей: 1. Целостное восприятие предмета или явления 2. Обследование наблюдаемого предмета при опоре на различные анализаторы и анализ собранной информации (на особенности предмета, его части свойства) 3. Вторичное целостное восприятие объекта (отнесение предмета к категории подобных)

4-й – заключительный этап Цель- закрепить и уточнить информацию, полученную детьми, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения (связать с изобразительной деятельностью детей). Предложить детям нарисовать объект.

Третий подход к рассмотрению наблюдения как деятельности. По мнению Б.Г.Ананьева, наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы.

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность как качество личности, способность подмечать характерные особенности предметов и явлений. Развитие наблюдательности является условием овладения детьми системой знаний о мире природы.

Исходя из специфики становления деятельности наблюдения выделяется структура этой деятельности В.И.Логинова, А.К.Матвеева, П.Г.Саморукова

1. Как и любая деятельность наблюдение начинается с постановки цели. Сначала цели и задачи ставит сам воспитатель (в старшем дошкольном возрасте дети сами ставят цель деятельности). 2. Отбор способов исследования (определяется задачей наблюдения, характером наблюдаемого объекта).

3. Планомерное использование способов восприятия, которыми владеет ребенок. Первоначально план восприятия выстраивает воспитатель, постепенно дети сами учатся планировать деятельность наблюдения.

4. Подведение результатов деятельности. Итог наблюдения в качестве результата деятельности может быть выражен как в продуктах детской деятельности (лепке, рисунках, поделках из природного материала), так и в форме выбора способов ухода за живыми объектами.

Исходя из становления деятельности наблюдения выделяются виды наблюдения: - распознающие - длительные - воссоздающие

По длительности выделяют: Эпизодические (несколько минут) Длительные (от нескольких дней до недель) От количества детей: Индивидуальные Групповые Фронтальные

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают: Эпизодические (первичное ознакомление с объектом) Длительные (установление причинно-следственных связей) Итоговые (обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации)

Содержание наблюдений в природе По мнению С.Л.Рубинштейна, ребенок способен воспринять и осознать как целостный объект, так и его отдельные части.

Содержание наблюдений за объектами и явлениями природы должны синтезировать в себе следующие моменты (С.Н.Николаева): Выделение самих объектов в целом и их частей (определение специфики строения объекта, разных проявлений способов их функционирования); Определение качественных характеристик объекта наблюдения и его частей (цвет, величина, форма, характер поверхности); Выделение компонентов внешней среды и их качественная характеристика.

В целях закрепления представлений важна фиксация представлений детей (в календарях природы, дневниках наблюдений, детские рисунки), которая дает возможность вернуться к полученному опыту, поддержать интерес и подкрепить те чувства и эмоции, которые ребенок пережил.