12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Козаева Раиса Санджиевна658
Преподаватель истории и обществознания БПОУ РК "Торгово-технологический колледж", г. Элиста, Республика Калмыкия
Россия, Калмыкия респ., Элиста

Культура Руси конца XIII - XVII вв.

Культура Руси конца XIII— XVII веков

I этап – от вторжения Батыя до середины XIV века: упадок культуры и начало ее возрождения. II этап – вторая половина XIV в. – первая половина XV в.: хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление еретических учений. III этап – вторая половина XV в. и начало XVI в.: укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с Западом IV этап – XVI в.: развитие культуры в рамках завершения процесса централизации и окончательного утверждения деспотического самодержавия. Краткая характеристика особенностей русской культуры XIII-XVII вв:

Основные жанры: Воинская повесть; Жития; Исторические песни; Жизнеописания; Путевые заметки; Летопись; Публицистика; Исторические повести; Популярная литература. Литература

«Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава» (полное оригинальное название «Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава») — памятник древнерусской литературы, датируемый XIII веком, сохранившийся в отрывках и известный из списков XV—XV веков. http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=4953 «Повесть о разорении Рязани Батыем»— произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года.  http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4956 «Житие Александра Невского»- литературное произведение XIII века, агиографического жанра Главный герой произведения - Александр Невский. https://librebook.me/jitie_aleksandra_nevskogo/vol1/1

Исторические песни «Повесть о Шевкале» (Шевкане) Памятник тверской средневековой литературы XIV века, в котором описано восстание жителей Твери против ордынского наместника Шевкала 1327 года. Щелкан Дудентьевич - любимый шурин татарского царя Азбяка. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4977 «Задонщина» «Задонщина» — памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV веков, повествующий о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над  монголо-татарскими войсками  правителя Золотой Орды Мамая  в Куликовской битве. http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=4980

«Хожение за три моря» («Хождение за три моря») — памятник литературы в форме путевых записей (жанр хожения), сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474 годах. http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=5068

«Лаврентьевская летопись» http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php  — одна из древнейших сохранившихся русских летописей, созданная в XIV веке. Известна в единственном пергаменном списке 1377 года, написанном монахом Лаврентием по заказу великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. Доведена до 1305 года. В начальной части содержит «Повесть временных лет», наиболее раннюю известную русскую летопись, в редакции игумена Сильвестра. Лаврентьевская летопись 

Публицистика - род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества. «Сказание о князьях Владимирских» — памятник русской литературы XVI века, использовавшийся в политических целях. «Сказание» излагает легенду о происхождении великих князей от брата римского императора Августа по имени Прус. По сказанию, Прус был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии (в т.ч.  Шапку Мономаха) от византийского императора Константина Монамаха. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5103

Исторические повести о событиях XVI в. «Казанская история» (также История о Казанском царстве, Казанский летописец) — историческая повесть, созданная в 1564—1566 гг. (по другой версии, между 1626 и 1640 гг.) и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в В 1552 году. Изображает Ивана Грозного, «державного царя и великого князя Иоанна Васильевича», суровым, но справедливым властителем, заботящимся об интересах своей страны («великия Росии»), и отрицательно отзывается о  боярах и воеводах. Пользовалась широкой популярностью, поскольку дошла до нашего времени в большом количестве списков (более 270). Впервые опубликована в  1791 году. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5148

Ян Матейко «Стефан Баторий под Псковом» Стефан Баторий под Псковом — картина, написанная Яном Матейко  в 1872 г., изображающая эпизод  Ливонской войны  и посольство царя Ивана IV Грозного  к королю польскому и великому князю литовскому Стефану Баторию  с просьбой о мире. О героической обороне Пскова в 1581 г., во многом определившей исход Ливонской войны, рассказывает "Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков".  http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=10585

Новым явлением было создание книги, содержащей полезные сведения, наставления как духовного, так и бытового характера - «ДОМОСТРОЙ» (сборник правил, советов и наставлений), составителем которого являлся духовник Ивана IV Сильвестр. Книгу «Домострой» Сильвестр поделил на три части. В первой говорилось, как молиться и вести себя в церкви, во второй — как чтить царя, в третьей — как жить в семье и вести хозяйство. http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=5145

Крупнейшим событием культуры середины XIV века стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. Началом русского книгопечатания можно считать 1564 г., когда Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга - «Апостол». https://www.culture.ru/materials/179077/apostol-pervaya-datirovannaya-pechatnaya-kniga-na-rusi «Апостол» — первая датированная печатная книга на Руси» Книжный знак Ивана Фёдорова «Апостол» Ивана Фёдорова

Первопечатник Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. выпустили первый русский букварь — «Азбуку». В 1565 году был издан «Часословец» — книга для обучения грамоте. В XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг, ведущее место по-прежнему занимала рукописная книга. Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и доступнее. Книгоиздание возродилось после завершения Смуты. В XVII в. количество и тиражи печатных книг значительно возросли. Первый печатный станок Ивана Федорова «Азбука» http://www.raruss.ru/slavonic/1595-abc-1574.html

Архитектура XIV – XVI вв. Одним из выдающихся памятников новгородского зодчества является церковь Федора Стратилата на Ручью, выстроенная в 1360 - 1361 годах посадником Семеном Андреевичем. https://kelohouse.ru/dom269.html

Каменная церковь Федора Стратилата на ручье (более известная как Федора Стратилата на Ручью) – выдающийся памятник архитектуры и монументальной живописи XIV в. Церковь построена в 1360-1361 гг.  на месте каменного храма, предположительно Федора Тирона, 1115 г. А протекавший неподалеку ручей (засыпанный во второй половине XX в.) определил топографическую привязку в названии. Церковь одноглавая,  квадратная в плане, с одной апсидой и  характерным трехлопастным завершением фасадов.

Церковь Спаса  Преображения на Ильине улице — храм в  Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нём одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году. https://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/spasa-preobrazheniya/

Успенский собор на Городке — белокаменный четырёхстолпный одноглавый храм в Звенигороде Московской области, памятник раннемосковского зодчества. Построен на рубеже XIV и XV веков. Внутри собора сохранились росписи начала XV века, приписываемые Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному. Собор на Городке в Звенигороде https://architectstyle.livejournal.com/191210.html

Саввино-Сторожевский монастырь —православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV века, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в 2 км западнее города Звенигорода Московской области

Успенский собор —православный храм Московского Кремля, расположенный на Соборной площади. Собор является древнейшим полностью сохранившимся зданием Москвы, а также самым ранним из итальянских сооружений в Кремле. Построен в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти. https://architectureguru.ru/assumption-cathedral-of-the-moscow-kremlin/

Собор святого Архистратига Михаила в Кремле (Арха́нгельский собор) — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Был построен в 1508 году по проекту архитектора Алевиза Нового. С возведением Архангельского собора закончилась перестройка великокняжеской резиденции, задуманная и осуществленная Иваном III, великим князем, государем «всея Руси» (1462–1505гг.). В период его правления завершился процесс объединения русских земель, окончательно освободившихся в 1480 году от монголо-татарского ига, возрос международный престиж набиравшего силу Московского государства. Отражением этого явилось грандиозное строительство в Кремле. https://architectureguru.ru/cathedral-of-the-archangel-in-moscow/

Грановитая палата - построена в 1487-1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Постройка использовалась для проведения торжественных обедов, заседаний и церемониальных приёмов при венчании на царство. https://youtu.be/KvjYTJUSZ8o

Храм Вознесения в Коломенском — шедевр русской и мировой архитектуры, возможно, первая шатровая церковь в России. Согласно легенде, эту церковь решил построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь в селе Коломенском под Москвой. Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах. https://youtu.be/XgB-Fv3Lv6M

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска. Собор объединяет одиннадцать церквей (приделов), часть из которых освящена в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань. Центральная церковь сооружена в честь Покрова Богородицы, вокруг которой группируются отдельные церкви в честь: Святой Троицы, Вход Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Трёх Патриархов: Александра, Иоанна и Павла Нового, Григория Армянского, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Варлаама Хутынского, размещённые на одном основании-подклете, а также придел в честь Василия Блаженного, по имени которого храм получил второе, более известное название, и церковь Иоанна Блаженного.  https://youtu.be/KzmMNOENhrI

Живопись XIV –XVI вв. Феофан Грек (около 1340 г.  — около 1410 г.) — византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Феофан Грек. Христос Вседержатель Феофан Грек. Икона «Богоматерь Донская»  Иконы Феофана Грека https://youtu.be/05g3EX-aoq4 Феофан Грек. Троица

Андрей Рублёв. Икона «Троица ветхозаветная».XV в. Андрей Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428 г.  или 29 января 1430 г.  Москва) — русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных. Известные люди Андрей Рублев Док фильм https://youtu.be/Zz1uR_MXvm8

Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона «Троица». Ее история удивительна. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. На столе у них стоит чаша с головой тельца. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это — дом, дерево и гора. Дом — это палаты Авраама, дерево — Мамврийский дуб, а гора — гора Мориа. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид  приобрел у иевусея Аравны (Орны). Мамврийский дуб — то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Дуб стоит на своем месте до сих пор.

«Спас Вседержитель» (1410 — 1420-е годы) Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. 158 x 106см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Дионисий (около 1440—1503/08 год, из рода Чириковых) — ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Дионисий — первый известный по документам русский иконописец светского сословия. Богоматерь Одигитрия. 1482

Дионисий. Распятие. 1500 г. Похвала Богородице. Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Начало XVI века.

Обмирщение культуры - так в истории  называют культурно-исторический процесс, происходящий в культуре и быте народов Европы на рубеже XVI-XVII вв. и приведший к освобождению их от церковного, религиозного влияния. В науке – рост интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни. В литературе – появление светских жанров. В архитектуре - сближение облика культовых и светских построек. В живописи - постепенное разрушение иконографических канонов и формирование реалистических тенденций

Народное образование в России XVII-XVIII вв. Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия, основанная в начале XVII в. В 1682 г. в Москве открылась Заиконоспасская школа, положившая начало будущей Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. Петр I основал в Москве математическую школу (математических и навигационных наук) для дворянских и приказных детей.

Первое в России высшее учебное заведение, основанное в 1687 году. Оно  предоставляло всесословное образование. Преподавали три языка, риторику, диалектику, философию. Самый знаменитым учеником Академии был М.В. Ломоносов.

Литература XVII в. В XVII в. в истории русской культуры начался «новый период»: уходили в прошлое старые традиции, в науку, искусство и литературу проникали западные идеи. Эти тенденции нашли выражение в увеличении печатной продукции, появлении первого высшего учебного заведения, зарождении театра и газеты. В литературе, живописи более популярными становятся светские мотивы, наблюдается стремление к реалистическому изображению событий и современников. Сатирическая повесть — произведение, в котором изображаемые герои или события представляются через их осмеяние.

«Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» («Сказка про Ерша Ершовича Щетинникова», «Ёрш Ершович») — русская сатирическая повестьконца XVI — начала XVII века. Древнерусская комическая повесть конца XVI - I-й половины XVII века. Описывая тяжбу между рыбами о праве на Ростовское озеро, сатирически изображает судебный процесс, пародирует судопроизводственный документ («судный список») и жанр притчи с аллегорическими персонажами-животными. 

«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» - памятник древнерусской литературы XVII века. Комическая повесть (по своей структуре близкая к новеллам - анекдотам) о том, как крестьянин-бедняк совершил три непреднамеренных преступления (против своего богатого брата, попа и горожанина) и как корыстолюбивый судья Шемяка вынес такое решение, что истцы предпочли откупиться от бедняка, чтобы не выполнять постановление суда. Воспринималась как пародия на судопроизводство XVII века. Онлайн чтение книги СУД ШЕМЯКИН https://librebook.me/sud_shemiakin/vol1/1

Архитектура XVII в. XVII век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Это сказалось на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. В этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.

Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе 1628 г.

Преображенская церковь в Кижах. 1714 г. – двадцатидвухглавый деревянный храм. https://youtu.be/0b-yp7648Jg Рубленые храмы свидетельствуют о выдающемся архитектурном таланте народных мастеров, умевших создать подлинные шедевры, достичь впечатления монументальности даже при сравнительно небольших размерах здания. Деревянные храмы обычно великолепно связаны с ландшафтом и имеют огромное значение для создания архитектурного ансамбля в сельских поселениях.

Храм Рождества Богородицы в Путинках в Москве— приходской храм Московского Патриархата, освящённый в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, имеет статус патриаршего подворья. Здание построено в стиле русского узорочья. Один из последних крупных шатровых храмов в истории русской архитектуры. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче. https://vk.com/video-49826766_165709293

Теремной дворец в Кремле (1635-1636 гг.). Характерен многоцветными изразцами и украшениями из резного камня («каменное узорчье».) https://youtu.be/oRfa-V7VgqY

Нарышкинское барокко (Нарышкинский стиль) — стилистическое направление в русской архитектуре конца XVII— начала XVIII века, частный случай Московского барокко, отличающий от нормативных построек данного стиля рядом своих «фирменных» особенностей. Нарышкинское барокко было тесно связано с влиятельным родом Нарышкиных, из которого происходила мать Петра Великого. Приблизительные хронологические рамки стиля: 1685—1715 год.

Церковь Покрова в Филях пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. https://youtu.be/zzZuKA4vBps

Дворец царя Алексея Михайловича — деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенское во второй половине XVII века. Представлял собой систему клетей — отдельных деревянных помещений, соединённых переходами. Первый дворец в Коломенском был воздвигнут великим князем Василием III. Его разорили во время Смуты и затем восстановили в правление Михаила Фёдоровича. Дворец перестроили по указу Алексея Михайловича в 1666—1671 годах по проекту архитекторов Семёна Петрова и Ивана Михайлова. Это было сооружение, объединённое переходом с церковью Казанской икон Божией Матери, состоявшее из 26 соединённых друг с другом теремов. Высота некоторых построек достигала 30 метров. Зимой 1667 и весь 1668-й бригада, работавшая в Новом Иерусалиме у патриарха Никона, украшала дворец резьбой. В мае 1669 года в Коломенское доставили заграничные краски и сусальное золото для отделки. Ими расписали чешуйчатую кровлю, а в июне того же года началась роспись внутренних помещений, которой руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. https://youtu.be/IFvz9qZfu7w

Живопись XVII в. Ушаков С. 1626, Москва — 25 июня 1686, Москва Оружейная палата. Москва Спас Нерукотворный 1677https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/ikonopis/simon_ushakov._moskva._oruzheynaya_palata._spas_nerukotvorniy._1677._drzh-2152/index.php

Русский театр 17 века развивался в тесном взаимодействии с фольклорными представлениями, религиозными действами («хожение на осляти», «пещное действо»), придворным ритуалом (чином). Традиции придворного и школьного театра времен Алексея Михайловича получили дальнейшее продолжение при Петре I (постановки Славяно-греко-латинской академии, драматургия Димитрия Ростовского, Феофана Прокоповича, придворная труппа царевны Натальи Алексеевны).

Для культуры России XVII века это столетие стало переходным этапом традиций Московской Руси к культурным ценностям Нового времени. Религия перестала оказывать огромное влияние на население, поэтому стереотипы мышления постепенно разрушались. Увеличение товарооборота дало огромный толчок в развитии торговли и ремесла. В Россию прибывало все больше иностранцев из Запада и, несмотря на ограничения властей в их общении с русским населением, в культуру и быт все равно просочились новые устои и тенденции. Начали появляться первые школы, высшие учебные заведения, люди становились более грамотными.

Стали появляться выдающиеся писатели, создающие художественные произведения, скульпторы, оставившие после себя замечательные памятники. В это время активно развивалось архитектурное зодчество, строились соборы и прочие здания. XVII век можно назвать веком просвещения, поэзии, возвышения личности над толпой.