12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чистова Екатерина Сергеевна120

Методическая разработка по профилактике суицидального поведения студентов

Профилактика суицидального поведения детей и подростков в работе педагога МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫПОЛНИЛА: преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ МО «Егорьевский техникум» Чистова Екатерина Сергеевна ЕГОРЬЕВСК, 2022 год

Суицид акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОСОБЫЙ ВИД ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14—15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.

Особенности подросткового суицида отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения самоубийства; - отсутствие умения вербализировать свои чувства , поделиться своими переживаниями, подробно рассказать о них.

ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это «крик о помощи». Чаще всего суицидальные поступки подростки совершают в дневное и вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить. Время года: больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы (апрель).

В течение учебного года осуществляются следующие мероприятия: Проведение диагностических исследований суицидального поведения и суицидальных рисков детей и подростков с определением контингента обучающихся, находящихся в зоне риска, жестокого обращения в отношении несовершеннолетних Диагностика состояния психического здоровья и особенностей психического развития учащихся, позволяющая исследовать уровень социальной дезадаптации обучающихся Просвещение родителей (памятки для родителей по признакам суицидального риска у несовершеннолетних). Информирование о работе объединений дополнительного образования. Социально-психологическое тестирование Информационное просвещение детей и родителей о службах экстренной помощи на сайте техникума Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении.

8.Контроль за занятостью обучающихся во внеурочное время. 9. Занятие с элементами тренинга, направленное на стабилизацию эмоционального состояния и снятие тревожности. 10. Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Профилактика девиантного поведения» 11. Классные часы, формирующие в процессе воспитательной работы у учащихся такие понятия как «ценность жизни», «цели и смысл жизни» 12. Классные часы, формирующие в процессе воспитательной работы у учащихся такие понятия как «половое воспитание», «ранняя беременность» 13. Организация родительского всеобуча по предупреждению суицида, жестокого обращения с детьми 14. Проведение Единого дня профилактики «Не рядом, а вместе!» Мероприятия, посвященные Международному дню Детского телефона доверия.

Суицидальные проявления Внешние суицидальные попытки; завершенный суицид. Внутренние - суицидальные мысли; фантазии на тему смерти; суицидальные замыслы; суицидальные намерения.

Причины депрессии у подростков Негативное отношение к своему телу в период полового созревания. Приобретенная в этот период способность критически воспринимать любую ситуацию Одиночество, низкая популярность среди сверстников Трудности в обучении, низкая школьная успеваемость.

Профилактика суицидального поведения подростков во время обучения в техникуме 1. Групповые и индивидуальные коррекционные занятия с детьми группы риска. 2. Организация досуговой деятельности, участия студентов в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций различных уровней. 3. Организация взаимодействия с учреждениями и ведомствами в рамках своей компетенции по вопросам профилактики.

4. Организация мониторинга занятости детей, находящихся в социально-опасном положении, дополнительным образованием и иными формами внеурочной деятельности 4. Организация мониторинга занятости детей, находящихся в социально-опасном положении, дополнительным образованием и иными формами внеурочной деятельности 5. Организация и проведение рейдов по посещению детей и семей на дому, находящихся в социально-опасном положении 6. Ведение Карт индивидуального сопровождения детей и семей, находящихся в социально-опасном положении

Цель плана мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности ребенка посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия учащихся (в первую очередь, семью, учебную группу и педагогический коллектив) с целью оказания психолого-педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность учащегося и процесс его развития.

Признаки намерения совершения суицида Словесные признаки: открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой; косвенные намеки на совершение самоубийства («Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т.п.); нездоровый интерес к вопросам смерти, частые разговоры на эту тему; высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме («… смерть – всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти – мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).

7 важных сведений о подростковом суициде Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости. Максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года. Больше всего самоубийств регистрируется весной. Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать. Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях. Чем «веселее» настроен суицидент, тем больше риск.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими рекомендациями, которые помогут изменить ситуацию: Установите доверительные взаимоотношения с подростком. Внимательно выслушайте. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Не спорьте. Задавайте вопросы. Уважайте ребёнка, его мнение. Постарайтесь акцентировать внимание ребенка позитивных моментах жизни. Придайте уверенности учащемуся. Обратитесь за помощью к специалистам.

Необходимые условия профилактики суицидального риска в подростковой среде: Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера в окружении ребенка (в семье, школе, классе); Насыщенность жизни яркими событиями, дающими подростку возможность достичь успеха, проявить себя и почувствовать свою значимость (социальные проекты, творческие акции и т.д.); Возможность доверительного общения подростка с родителями, педагогами, искренний интерес со стороны взрослых к событиям жизни, к чувствам и переживаниям подростка; Помощь и поддержка в решении проблем и преодолении трудностей; Устойчивые социальные связи, значимые для подростка и, прежде всего,  семейные; Контроль использования ребенком интернет-ресурсов.

Основные задачи профилактики суицидов в учреждениях образования своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой; формирование более близких отношений с детьми и подростками путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь; проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении; оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью; контроль посещаемости занятий и прогулов; дестигматизация психических болезней (борьба с преобладающим стыдом перед ними), предотвращение злоупотребления алкоголем и наркотиками; своевременное направление учащихся на лечение в связи с психическими расстройствами и злоупотреблением алкоголем или наркотиками; осуществление мероприятий по ограничению доступа к возможным средствам самоубийства – токсическим веществам и опасным медикаментам, пестицидам, огнестрельному или иному оружию и т.п.;

формирование позитивных потребностей; развитие способности любить и быть любимыми; формирование умения себя занять и трудиться; раннее формирование устойчивых интересов (спорт, искусство, познание); организация деятельности, альтернативной отклоняющемуся поведению: кружки по интересам и спортивные секции, экскурсии и турпоходы, благотворительные акции и т.п.; оказание помощи учителям и другим работникам школ в преодолении стресса на рабочих местах.