12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александра677
Россия, Сарапул

Модерн в архитектуре г. Сарапула

Комарова Александра Вадимовна Г.Сарапул, 2021г.

Модерн — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон и стекло. Сам принцип модерна представляет собой художественный прием, ориентированный на копирование природных форм.

Характерные особенности стиля модерн Приглушенные цвета. Обычно в декорах этого стиля можно видеть светло-зеленый, лиловый, коричневый. Плавность и изогнутость линий, расположенных как вертикально, так и горизонтально. Лаконичность форм. Очень часто применяются шарообразные, цилиндрические и прямоугольные силуэты. Синтез элементов самых разнообразных стилей. Частое использование художниками и декораторами асимметричных мотивов. Использование витражей.

ПАРИЖ Керамический отель 1904 Жюль Эме Лавиротт ПАРИЖ Керамический отель 1904 Жюль Эме Лавиротт БРЮССЕЛЬ «Старая Англия» 1899 Полб Сентуа Стиль, провозгласивший своим манифестом "гармонию пользы и красоты", оставил заметный след в архитектурном облике Парижа и Брюсселя, Вены и Барселоны, Петербурга и Москвы

ВЕНА ВЕНА Дом с медальонами 1898-99 Отто Вагнер БАРСЕЛОНА Дом Бальо 1875 Антонио Гауди

МОСКВА МОСКВА Дом И. А. Миндовского 1903 Лев Николаевич Кекушев САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Елисеевский магазин 1902—1903 Гавриил Васильевич Барановский

Башенин Башенин Павел Андреевич 13 июля 1868 —4 марта 1910 Купец I гильдии, глава города Сарапула, общественный деятель, почетный гражданин города с 1909 года Увлечение модерном в Сарапуле связано с градостроительной деятельностью Павла Андреевича Башенина - городского головы, являющегося знаковой фигурой в истории развития города на рубеже 19-20 веков

Дача Башенина 1909 архитектор: Павел Трубников Загородный дом П.А. Башенина, вошедший в историю города как "Дача Башенина", поражает причудливостью форм и легкостью.

Дача Башенина Дача расположена в лесной зоне города Сарапула. Более 100 лет назад являющаяся символом нового времени, она и сегодня не утратила своего значения. Здание построено в 1909 году по проекту молодого московского архитектора Павла Трубникова в модном стиле «модерн» с применением новых технологий: железобетонные конструкции, электричество и водопровод. Необычной особенностью памятника является то, что причудливое здание, выстроенное из камня, удачно имитировало деревянную дачную архитектуру столичных пригородов с включением стилизованных готических мотивов, введением в его архитектуру разноформных балконов, веранд, эркера, высокой кровли с резным коньком, придающих своеобразие каждому композиционному фрагменту. После 1917-го года здание было национализировано. Здесь располагались санаторий для беспризорников, Вотский комиссариат, хирургическое отделение городской больницы. С 1926 года здесь разместился туберкулезный диспансер, позднее переросший в «Детский республиканский санаторий № 1». В 1991 году здание и прилегающую территорию передали Музею истории и культуры Среднего Прикамья (ныне – Сарапульский музей-заповедник). Четыре года на даче Башенина велись работы по восстановлению памятника архитектуры. Художественно-выставочный комплекс был открыт осенью 1995 года.

Трубников Павел Алексеевич (1877—1936) русский и советский архитектор. В 1909 году по проектам Павла Трубникова в Сарапуле, кроме дачи для городского головы Павла Башенина, были построены также здания водонасосной станции, электростанции и водонапорной башни. 110 лет эти дома, являющиеся сейчас памятниками историко-культурного наследия, верой и правдой служат городскому сообществу. Родился в Костромской губернии в семье столяра-резчика. В 1904 году окончил Императорскую академию художеств. Получил звание художника-архитектора за проект «Дворец наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке». Начинал работать помощником у архитектора Сергея Соловьева на строительстве Третьяковской богадельни в Москве. C 1906 года мастер самостоятельно работал в провинциальных городах России: Ростове Великом, Иваново-Вознесенске и в Сарапуле.

ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ 1909-1910 Павел Трубников

Здание Городской электростанции было построено в 1909 году в стиле модерн по проекту архитектора Павла Трубникова и стало яркой достопримечательностью города. Электростанция была оснащена самым современным оборудованием того времени и обслуживалась умелыми специалистами. В годы Великой Отечественной войны именно наличие водопровода и электричества позволило эвакуировать и максимально быстро развернуть производство на эвакуированных оборонных предприятиях. Она работала вплоть до середины ХХ века, её здание является памятником архитектуры регионального значения. Сейчас здесь находится Гостиный двор. ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

ВОДОНАСОССНАЯ СТАНЦИЯ 1909 Павел Трубников

Водонасосная станция В 1870 году в Сарапуле начал действовать первый самотечный деревянный водопровод, построенный купцами на собственные средства. Однако с ростом населения города он уже не справлялся с нагрузкой. В 1909 году по заказу городского Головы П.А. Башенина известный русский архитектор П.А. Трубников выполнил проект водонасосной станции в модном для конца ХIХ — начала ХХ столетия стиле модерн. Механическое оснащение станции выполняла крупная московская фирма «Общество механических заводов братьев Бромлей». 31 марта 1910 года Городская дума постановила принять в действие насосную станцию с очистными сооружениями и новый чугунный водопровод, а также колонки и пожарные гидранты на улицах Сарапула. По прямому назначению станция работала до середины 1980-х годов. Сегодня в старинном здании городской водокачки расположился современный ресторанно-гостиничный комплекс «Старая Башня».

Доходный дом С.И. Бодалева 1912 Павел Трубников

Доходный дом С.И. Бодалева Особняк промышленного магната и сарапульского купца Бодалева построен в стиле «модерн», что характерно для периода эклектики. Это красивое двухэтажное каменное здание, в хорошем состоянии. Первый этаж дома Бодалева, привлекает внимание огромными окнами. Они классической прямоугольно формы, но начинаются почти от самого фундамента и заканчиваются на уровне в два человеческих роста. Угол здания скошен (характерная деталь для домов сарапульских купцов) и в нем устроен один из входов. Дверной проем высокий, с полукруглой аркой. Еще один вход выходит на улицу Советская. Дверной проем здесь уже пониже, но также обладает полукруглой формой. Между вторым входом и балконом верхнего этажа разместилось интересное круглое окно. Второй этаж дома Бодалева отделен от нижнего широкой полосой, без каких либо украшений: просто чистое пространство с единственным рельефным выступом. Окна второго этажа гораздо меньше. Они узкой, вытянутой формы. Те из них, которые расположены над входными группами, имеют небольшие аккуратные балконы с кованными перилами ограждения. Вверх окон украшают объемные лепные узоры. Лепные украшения окон дома Бодалева Пространство между окнами второго этажа и крышей украшено вставками из зеленого камня. Сама крыша плоская, с декоративными элементами.

Музей истории и культуры среднего Прикамья 1909 Павел Трубников

Музей истории и культуры среднего Прикамья Образец архитектурного модерна начала века. Начало строительства - 1909 год. Композиция двухэтажного кирпичного здания основана на симметричном членении его объема и выделении выступающей центральной части с главным входом, балконом и чердачным помещением. Очень декоративно решена центральная часть здания: на фасадной плоскости - главный вход, композиция которого построена на контрасте остекления с фоном стены и глухими деталями дверного полотна. После постройки здание долго пустовало, в годы первой мировой войны в нем располагались сначала артиллерийская школа, а затем лазарет. С 1921 года в здании размещается музей (сегодня Музей истории и культуры Среднего Прикамья). В начале 1940 года здесь открывается первая в Удмуртии картинная галерея, а в годы войны хранятся эвакуированные из пригородных дворцов-музеев Ленинграда произведения искусства.

ДОМ ВРАЧА СТРЕЛЬЦОВА Павел Трубников Дом земского врача, члена Общества изучения Прикамского края Ф.В. Стрельцова, выполненный в стиле модерн. Утрачен в результате пожара в 2004г.

ДОМ ВРАЧА СТРЕЛЬЦОВА Дом земского врача, члена Общества изучения Прикамского края Ф.В. Стрельцова по улице Троицкой (ныне ул. Красноармейской), построенный в конце XIX в., ранее представлял собой образец деревянной архитектуры в стиле «модерн». Здание имело живописный силуэт двухэтажное, накладные наличники, деревянные пропильные кронштейны, высокая башенка с выступающими балкончиками. Дом находился в центральной части города и с башенки открывался вид на Каму. В 2004 г. в результате по¬жара дом был утрачен, это нанесло невосполнимый урон деревянной архитектуре города Сарапула.

ОСОБНЯК КУПЦА СМАГИНА 1912 И.А. Чарушина

ОСОБНЯК КУПЦА СМАГИНА Смагин Н.В.был городским головой, известным всем в городе. Он начал строительство особняка по проекту Чарушина И.А., в стиле модерн. Очень сложный был задуман план дома с необычными объемами, крупными формами. Выстроенный дом получился действительно оригинальным. Это высокое и большое каменное сооружение. Особенность застройки – асимметричность и причудливость силуэта. Главный вход смещен и представляет из себя выступающую башню, необычна и конфигурация крыши над башней, она напоминает усеченный шатер. Крыша над домом имеет непривычную форму, над каждым слуховым окном свой силуэт. Необычен также каменный балкон без металлической решетки с закругляющимися углами и основанием. Над балконом навес-козырек. С правой стороны дома, естественным его продолжением, являются две большие веранды на каменных опорах и с каменной балюстрадой. Окна дома различной ширины и не имеют наличников. Есть одно круглое окно – роза. На стене дома, по фасаду, виден орнамент лепной отделки, где были растительные мотивы. К дому примыкал большой сад, двор и различные хозяйственные постройки

ДОМ УТРОБИНА

Дача Утробина по улице Никольской (ныне Интернациональной), один из утраченных домов в стиле «модерн». Он всегда привлекал внимание жителей города. Окна дома были округлой формы. Здание украшали широкие подкарнизные доски с орнаментом. В верхней части фасада располагался деревянный декор, изображающий растительные элементы. Нижняя часть фасада второго этажа декорирована элемен¬тами, которые оформляли опоры второго этажа. Уникальным образцом деревянной архитектуры в стиле модерн были трёхчастные ворота с растительным орнаментом. К сожалению, в 1990-е гг. дом был снесён. ДОМ УТРОБИНА