12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кудряшова Евгения Владимировна1078
Россия, Самарская обл., Тольятти

«Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте»

«Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте» МАОУ детский сад № 79 «Гусельки» г.о. Тольятти Выполнили: воспитатели группы № 43 Шарафеева Юлия Валентиновна Кудряшова Евгения Владимировна

Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего овладение полезными навыками, которые помогут ему в повседневной жизни сохранить здоровье. Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирования вкусовых пристрастий, принципов правильного питания.  Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Во многом здоровье человека определяется качеством его питания (особенно в детском возрасте). Сегодняшняя ситуация по организации населения питанием осложнена появлением на продуктовых рынках страны некачественной продукции с различными добавками синтетического происхождения, генномодифицированной продукции и связанной с ней широкой рекламной компанией.

Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте. Большинство дошкольников посещают детский сад. В данном учреждении дети должны не только получать пятиразовое сбалансированное питание, соответствующее возрасту, но и формировать представления о культуре питания, о его значимости для здоровья человека. Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего овладение полезными навыками, которые помогут ему в повседневной жизни.

Цель: Формирование у детей целостного отношения к собственному здоровью, освоению навыков правильного питания, как составной части здорового образа.

Задачи: - Познакомить детей с разнообразием продуктов питания, их полезными свойствами и значением для организма; - Познакомить со значением витаминов в продуктах питания для человека; - Дать представление о разнообразии вкусовых ощущений от разных продуктов и блюд; - Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания. - Сформировать знания о том, какие продукты полезные, а какие вредные для здоровья, подвести к пониманию, что не все вкусное полезно. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему питанию.

В основе правильного питания лежат 5 принципов. Наша работа заключается в том, чтобы ребенок освоил эти принципы. Итак, правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие. 1. Регулярность – то есть режим питания. Уже в дошкольном возрасте можно научить ребенка самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. Питание по часам важно в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей 6-7 лет, так как происходит активный рост и созревание организма. У ребенка должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтрак, обед, полдник и ужин.

2. Разнообразие – задача педагогов и родителей сформировать разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Надо помочь понять, что вкусная, не всегда полезная еда. 3. Адекватность – это восполнение энергозатрат организма. У детей необходимо сформировать представление о том, какое количество пищи достаточно, недостаточно и избыточно.

4. Безопасность – безопасность питания обеспечивают 3 условия – это соблюдение правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами. Ребенку необходимо знать, если есть сомнения в свежести продуктов, то есть его нельзя. Такое же отношение необходимо сформировать и к незнакомым продуктам, так как новые незнакомые для нашей культуры питания продукты могут содержать опасные для здоровья аллергены. А знакомство с незнакомыми продуктами должно только в присутствии взрослого.

5. Удовольствие – прием пищи должен проходить в теплой, уютной атмосфере, за красиво сервированным столом. Во время приема пищи необходимо обратить внимание на то, как пища вкусно приготовлена, насколько она разнообразна, обсудить достоинства блюд. Научить детей описывать блюдо по запаху, вкусу и внешнему виду.

Формы работы: - Информация для родителей в раздевалку на информационный стенд; - «Здоровое питание» читаем детям: перечень художественной литературы, пословицы, загадки;  - Картотека игр по здоровому питанию;  - Конкурс для родителей совместно с детьми «Книжки- малышки» по теме «Все продукты хороши, выбирай для души»;  - Фото-коллаж по приготовлению семейного блюда с названием и описанием блюда;  - Изготовление педагогами группы напольно-настольной игры «ВитаТвистер».

Работа с родителями

Важным методом в формировании основ культуры питания является чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.

Читаем детям о пользе правильного питания - З. Александрова «Большая ложка» - Е. Благинина «Про малину» - В. Ковальчук «Сказка о здоровом питании» - А. Кардашова «За ужином» - С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» - Н. Носов «Мишкина каша» - Ю. Тувим «Овощи» - Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду» и др.

Игра – это наиболее действенный для дошкольника способ познания и взаимодействия с окружающим миром. Правила наших игр особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания.

В работе с детьми мы широко используем дидактические, кулинарные и сенсорные игры: - «Приготовь овощной или фруктовый салат» - «Угадай по запаху» - «Поварята» - «Вспомни сказку» - «Варим компот» - «Угадай по вкусу» - «Советы Хозяюшки» и др.

Картотека игр по здоровому питанию

Конкурс « Книжки-малышки» Тема : «Все продукты хороши, выбирай для души».

« Куриное наслаждение» от семьи Максименко Филе курицы(индейки), яйцо, кабачок, сыр, мука, куркума, паприка, соль, зелень, огурец, помидор, картошка, масло. Делаем фарш из филе и кабачка. Затем в эту массу добавляем соль и специи по вкусу. Делаем лепешки из фарша, обваливаем в муке,, потом в яйце (яйцо взбить как на омлет). На сковороде поджариваем с двух сторон. Пока горячее, сворачиваем пополам, внутрь добавляем кусочек сыра. Подавать с картофельным пюре и свежими овощами. Приятного аппетита!

Фото-коллаж по приготовлению семейного блюда

Тыквенная запеканка семьи Муратовых

Нами (педагогами группы № 43 Кудряшовой Е.В. и Шарафеевой Ю.В.) была изготовлена напольно-настольная игра «ВитаТвистер». Эта игра включает множество разных заданий, таких, как: «Что нужно для салата»; «Молочные продукты»; «Витамины группы А, В, С, D» «Сварим компот»; «Приготовим суп»; «Вредные продукты» «Угостим фруктовым салатом друзей» «Полезные продукты» И др. Игра «ВитаТвистер» мобильная, элементы игры могут быть заменены на новые. В игре происходит интеграция познавательной деятельности с двигательной. Также дети сами могут придумывать задания, исходя из предложенных продуктов.

Напольно-настольная игра «ВитаТвистер».