12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Блинова Лидия Владимировна93
Учитель истории, квалификационная категория 1, стаж работы 6 лет.
Россия, Ульяновская обл., Мелекесский район, посёлок Новосёлки

"Древнегреческий полис"

Древнегреческий полис: структура, организация, управление Выполнила: Блинова Лидия Владимировна 2022 г.

В древней Греции сложилось общество, не похожее на общества других стран древности. Сами греки называли его словом «полис» и с помощью этого специфического образования четко отделяли себя от варваров, полиса не имевших. Полис — исходная общественная форма государства, состоящая из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра, особая форма политической организации общества, город-государство, в котором все граждане имеют определенные права и обязанности.

Архаический период VIII-VI вв. до н. э. был временем формирования социально-расчлененного общества и государства в форме полисного строя. Процесс исторического развития греческого общества в VIII-VI вв. до н. э. протекал в рамках мелких, внутренне сплоченных республик, опирающихся на гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев. В таких мелких общественных и государственных образованиях появлялись более благоприятные возможности для создания рациональной и динамичной экономики, более сложной социальной структуры, разнообразных политических учреждений и высокой культуры. Общим результатом этого процесса было появление на территории Балканской Греции, Великой Греции и в Причерноморье нескольких сотен мелких государственных образований с более или менее сходной социально-экономической структурой, принципами политического управления и системой духовных ценностей. Формирование полисного строя

Именно в рамках полисного строя древние греки создали в классический период своей истории блестящую цивилизацию, которая стала великим вкладом в сокровищницу мировой культуры, обеспечила древнегреческому обществу почетное место во всемирной истории. Внутреннее содержание полиса нельзя сводить только к определенному государстве иному устройству и системе духовных ценностей. Независимо от размеров каждый греческий полис представлял собой общество во всем многообразии его сторон, с определенной экономической системой, социальной структурой, политической организацией и сложным комплексом культуры. На этой реконструкции показано, как выглядели полисы

«Население полиса, — писал Аристотель, — должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать». По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Существовали очень крупные полисы. Например, Лакедемон, или Спарта, имел территорию 8400 км2, а население — около 150-200 тыс. человек. Полис афинян имел общую территорию около 2500 тыс. км2 с населением в 120-150 тыс. человек, но существовали совсем маленькие полисы с территорией 30-40 км и с населением в несколько сотен человек, как, например, фокидский полис Панопей (на границе с Беотией). Однако наиболее распространенный тип греческого полиса имел территорию порядка 100-200 км2, т. е. 10х10 или 10x20 км с населением в 5-10 тыс. человек, включая женщин, детей, иностранцев и рабов, полноправных мужчин-воинов могло быть от 1 до 2 тыс. человек. Древние Афины

Полис представлял собой трехчастное единство: государство-город-община. В центре полиса находился город. «Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Другое условие заключается в том, чтобы к городу легко могли быть доставляемы земельные продукты, далее, чтобы был удобный подвоз к нему лесных материалов и всего того, что государством будет приобретено для обработки... Сообщение города и всей территории полиса с морем является большим преимуществом и в целях безопасности государства, и с точки зрения полного снабжения его всем необходимым». Эта картина идеального полиса, нарисованная Аристотелем, была своего рода обобщением конкретной действительности. Аристотель

Полис состоял из акрополя, стен, агоры и общественных зданий Типичный греческий полис был крошечным государством, территорию которого можно обойти из конца в конец за один день, с небольшим числом жителей, большинство из которых знали друг друга в лицо, с одним центром, где собиралось Народное собрание, находились храмы наиболее чтимых богов, ремесленные мастерские, проживало основное население. Город стоял или на берегу моря, или в нескольких километрах от морского берега, но на берегу моря имел гавань или порт (гавань Фалеры была расположена в 5 км от Афин). Городской центр полиса мог быть окружен кольцом оборонительных стен, но в VI в. до н. э. многие города крепостных сооружений еще не имели. В городском центре была сосредоточена большая часть населения полиса. В городе на центральной площади совершались торговые операции, проводились общеполисные празднества и спортивные состязания. Хотя на территории полиса имелось несколько сельских поселений, но городской центр был один. Вот почему полис определяют еще как город-государство. Появление полиса

В экономической сфере античное общество было ориентировано на самодостаточность, поддержание устойчивости общественного и личного благосостояния. Основой полисной экономики является земледелие. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство. Виноградарство, оливководство и огородничество требовали значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждались в использовании труда рабов. Древнегреческие рабы за работой.

В классическом полисе товарное хозяйство было вторичным, побочным следствием привходящих внешних обстоятельств: близости моря и торговых путей, скудости почв неспособных прокормить население полиса Многие греческие полисы из-за малых размеров не имели на своей территории достаточного количества необходимых металлов (железа, меди, бронзы), строевого леса и других видов сырья. Поэтому возникала необходимость их приобретения в других местах. Товарные отношения, торговый обмен стали одной из основ всей хозяйственной жизни полиса. Сельские жители везли на рынок вино, масло, зерно, шерсть, чтобы купить там орудия труда, ткани, одежду, кожу и другие необходимые для жизни изделия. Полисная экономика открывала большие, чем на Востоке, возможности для развития товарных отношений, а стало быть, накопления богатств, появления крупных поместий в сельской местности и больших ремесленных мастерских в городе, использующих рабов. Древние греки на берегах Черного моря

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: господствующий класс, свободные мелкие производители, рабы и зависимые работники самых различных категорий. К господствующему классу относились крупные землевладельцы, собственники больших мастерских, торговых кораблей, солидных денежных сумм, пускаемых в рост. Основная часть полисного населения состояла из свободных мелких производителей, прежде всего земледельцев (в Афинах они назывались зевгитами и фетами), а также ремесленного и торгового люда, добывающего пропитание собственным трудом. ФЕТЫ

Несмотря на значительное число рабов, в некоторых полисах существенно превосходивших численность свободных граждан, ведущей силой в хозяйстве и, следовательно, экономической основой античного общества был труд свободных. Рабов в VI в. до н. э. было немного, труд рабов применялся лишь в крупных поместьях и ремесленных мастерских, их роль в греческих полисах VI в. до н. э. была небольшой. Однако по мере усложнения полисной экономики, развития товарно-денежных отношений, расцвета ремесленных производств и расширения торговых операций численность рабов в полисах возрастает. Рабство в Древней Греции

Гражданский статус— одно из высочайших достижений античной цивилизации. Ядром социальной структуры греческого полиса был гражданский коллектив, включавший полноправных граждан: коренных жителей (т. е. тех, кто жил в данной местности несколько поколений), владеющих наследственным земельным участком, принимающих участие в деятельности народных собраний и имеющих место в фаланге тяжеловооруженных гоплитов. Существовала целая система взаимных обязанностей и прав между обществом и гражданином. В числе первых обязанностей было: а) участие в политической жизни, то есть в управлении обществом; б) участие в защите родных рубежей. Выполнение этих обязанностей давало свободнорожденному жителю полиса право на земельную собственность. Человек, выполнявший эти обязанности и получавший право на частную собственность, считался гражданином.

МЕТЕКИ Прибывшие на жительство из других греческих городов, даже из соседнего полиса, расположенного в нескольких километрах, не могли входить в состав граждан и составляли особое сословие метеков, неграждан. Потеря земельного участка могла привести к лишению гражданских прав и выбыванию из гражданского коллектива. Правда, в развитых торгово-ремесленных центрах, таких, как Коринф или Афины, проживали потерявшие земельные участки граждане, которые были вынуждены заниматься ремеслами и торговлей. Таких людей гражданских прав не лишали, но они подвергались своего рода общественному порицанию, становились гражданами второго сорта. При первой же возможности они стремились приобрести земельный участок и реабилитировать себя в общественном мнении. Полисные власти старались помочь таким безземельным гражданам. В каждом полисе существовал резервный фонд (общественное поле), из которого могли нарезать новые участки для наделения ими потерявших землю граждан. В состав агер публикус входили также неудобья, болота, карьеры, речные поймы, леса, угодья, которые находились в пользовании всего коллектива полиса. Большая часть метеков была торговцами.

Производительный труд был важной составной частью общественного бытия Владение земельным участком рассматривалось как главная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. Своими земельными участками граждане полисов владели как собственники с правом полной хозяйственной самостоятельности вплоть до продажи участка, однако возможности продажи земли были ограничены. «Древняя Греция: полисный период. Афины»

На богатых граждан налагались так называемые литургии Обязанность тратить часть своих средств на общественные нужды (поставка кораблей, устройство общественных празднеств и др.). Общественное мнение осуждало граждан, занимающихся накоплением богатств, ведущих праздный образ жизни. Напротив, достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо ведет свое хозяйство, ревностно выполняет все гражданские обязанности, является умелым и доблестным защитником своего полиса, неся службу в гоплитах. Гоплиты — древнегреческие тяжёловооружённые пешие воины.

Особенности управления в Древней Греции С точки зрения государственного управления, греческий полис имел республиканское устройство. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло в принципе из всех полноправных граждан. Народное собрание управляло полисом совместно с Советом и должностными лицами, избираемыми на определенный срок (как правило, на один год). Постоянного государственного аппарата, за исключением малочисленного штата технических служащих, не существовало. Повторное переизбрание на одну и ту же должность, как правило, не допускалось. Должностные лица после истечения срока их пребывания в должности отчитывались перед Народным собранием или его органами. Доминирующее значение Народного собрания и Совета воплощало главный принцип политического мышления древних греков: право участия в управлении всего гражданского коллектива. Право на решение дел своего полиса, государственное управление рассматривалось как одно из важнейших прав гражданина. Собрание афинских граждан.

Существенное значение в системе государственного управления приобретали должностные лица. Выборы для замещения должностей в системе государственного управления проводились на ежегодной основе одним из двух способов: либо посредством открытого голосования народного собрания, либо посредством жребия. Вступление в должность требовало проведения проверки докамасии, в ходе которой давалась оценка права гражданина на замещение должности, его политической благонадежности и личных качеств. Все должности в Древней Греции подлежали оплате, за исключением стратегов. Должностные лица должны были предоставлять отчеты относительно своих действий на занимаемых постах. Многие должности в системе Древней Греции носили коллегиальный характер. В качестве главных должностных лиц на территории Древней Греции выступали архонты и стратеги. Городские выборы

Стратеги образовывали собой коллегию, включающую 10 членов, избираемых в ходе народного собрания из числа обеспеченных недвижимостью и женатых граждан. Состав полномочий стратегов включал: Во-первых, распоряжение средствами, предназначенными для финансирования армейских и флотских нужд; Во-вторых, организация сбора военных налогов чрезвычайного назначения; В-третьих, организация руководства доставкой продуктов питания; В-четвертых, принятие капитуляции противника, заключение перемирия; В-пятых, ведение следствия и председательство в судах; В-шестых, осуществление внеочередного созыва заседания совета пятисот, народного собрания; В-седьмых, принятие решений по поводу осуществления неотложных мер государственного управления. В военное время в составе стратегов выбирался автократор, на которого возлагалась командование армией и вся власть в государстве.

Должности архонтов замещались посредством жребия из числа кандидатов, которые предлагались территориальными филами. Архонты ведали делами суда по вопросам наследования и семейного дела, управляли религиозным культом, рассматривали уголовные преступления, ведали делами иностранцев и в целом управляли правосудием в греческих судах. Делами осуществления управления государственным имуществом, казной, порядком, нравственностью населения, торговлей, обучением молодежи, военной подготовкой ведали специальные должностные лица, численность которых достигала 700 человек. Архонты

Грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город — и он превращался в бесправного метека. В полисах сформировалась и своя система духовных ценностей. Прежде всего своеобразное социально-экономическое, политическое и культурное устройство, сам полис греки считали высшей ценностью. По их мнению, лишь в рамках полиса можно существовать не только физически, но и вести полнокровную, справедливую, нравственную жизнь, достойную человека. Составными частями полиса как высшей ценности выступали личная свобода человека, понимаемая как отсутствие всякой зависимости от какого-либо лица или коллектива, право выбора занятий и хозяйственной деятельности, право на определенное материальное обеспечение, в первую очередь на земельный участок, но вместе с тем и осуждение накопительства богатства. В системе духовных ценностей полиса сформировалось понятие гражданина как свободной личности, располагающего совокупностью неотъемлемых политических прав: активное участие в государственном управлении, хотя бы в форме обсуждения дел на Народном собрании, право и обязанность защищать свой полис от врага. Органической частью нравственных ценностей гражданина полиса стало глубокое чувство патриотизма по отношению к своему полису.

Два основных типа полисов Полис аграрный, со слабым развитием торговли и ремесел, большим удельным весом труда зависимых работников и, как правило, господством олигархии. Образцом такого типа является Лакедемон, или Спарта. Другой тип представлял собой общество и государство с большим удельным весом ремесленных производств и торговых операций, товарно-денежных отношений, внедрением рабского труда в производство и повседневную жизнь, активным участием граждан в общественной и политической жизни, демократическим устройством. Наиболее ярким примером такого полиса являются Афины. Спартанцы Афиняне

Вывод: Греческий полис стал такой формой античного общества и государства, в рамках которого были созданы благоприятные условия для развития экономики, общественных отношений, политических учреждений, блестящей греческой культуры, открывшей одну из самых ярких страниц в истории мировой цивилизации.