12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ястребова Ольга Николаевна145
Россия, Удмуртская респ., Ярский район, село Пудем

Агрессивные дети

Актуальность Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети дерутся, ссорятся и т.д.  Однако у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности.

Агрессивность – это свойство личности, выраженная в готовности к агрессии Агрессивные дети неспособны понять чувства других детей. Они проявляют к ним невнимание, злорадствуют при чужих неудачах, неспособны помочь, поделиться, посочувствовать.   Под агрессивностью понимают действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. Ребенок также может проявлять агрессивность против животных или материальных объектов.

Формы агрессивного поведения:   оскорбления сверстников; драки и провоцирование конфликтов; смех над слезами обиженного; высмеивание физических недостатков (заикание, хромота, ношение очков и т.д.); унижение того, кто слабее; причинение физической боли; изобретательность способа нанесения ущерба; склонность к враждебности и жестокости.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: - стремление привлечь к себе внимание сверстников; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; - желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Коррекция агрессивного поведения Коррекция агрессивного поведения дошкольников трудна и многогранна. Требует огромного терпения, знаний, любви и уважения к ребенку. Нужно всегда помнить, что вспышку агрессии может вызвать публично высказанное пренебрежительное замечание или нетактичная критика.

Вот некоторые методы коррекционной работы:   обговорить все «нельзя» и убедиться, что ребенок их понял и запомнил; почаще использовать невербальные способы контроля (интонацию, строгий взгляд, выразительную мимику, жест); по возможности заранее предугадать и предупредить инцидент; наказание полученным уроком – все, что натворил, должен сам исправить; не предъявлять требований не по возрасту; всегда стараться понять причину того или иного поступка; любить ребенка любым – орущим, несносным, вредным. И всегда об этом говорить; почаще использовать юмор. Лучше иногда пощекотать, устроить бой подушками, переключить внимание, чем наказать.  

Один из примеров игры с агрессивными детьми дошкольного возраста 1) «Обзывалки» (Кряжева Н.Л.) Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Инструкция: Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. И т.д.

Работа с агрессивными детьми   Вывод: В дошкольной психологии работа с агрессивными детьми выделена в отдельный обширный раздел. Она включает в себя очень многое. Таких детей важно научить видеть в сверстниках друзей и партнеров. Их нужно привлекать к совместным играм и коллективным занятиям. Они должны научиться справляться со своей агрессией цивилизованными способами. Энергии нужно дать выход. Лучший способ – спорт и спортивные игры. Такие дети должны физически уставать. Запрет на агрессию может привести к аутоагрессии. Обязательно исключить или ограничить фильмы и игры с элементами насилия. Читать добрые сказки. Учить на примерах литературных героев.