12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Марина Алексеевна Хван279 Современный учитель в современной школе. Люблю учиться и заниматься исследовательской деятельностью. Увлекаюсь музыкой, люблю путешествовать по России. Россия, Ханты-Мансийский АО, Сургут |
Роль мистики в творчестве М. В. Гоголя
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img0.jpg)
Роль мистики в творчестве Гоголя Проект подготовила: Мухарамова Асият 7.1 класс МАОУ «Лянторская СОШ7»
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img1.jpg)
Николай Васильевич Гоголь – один из невероятно загадочных русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удается найти в них что-то новое, необычное. Но в то же время нет более загадочной фигуры в русской литературе, чем Гоголь. О его жизни и смерти существует больше мифов, чем о любом другом писателе. Отчего Гоголь никогда не был женат? Почему у него никогда не было собственного дома? Зачем он сжег второй том «Мертвых душ»? И, конечно, самая большая загадка – это тайна его болезни и смерти.
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img2.jpg)
«Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу». Из воспоминаний русского философа и литературного критика Константина Мочульского.
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img3.jpg)
Задачи работы: Сопоставление литературных мистических образов, созданных Н.В. Гоголем, с их фольклорными прототипами, выявление сходства. Рассмотрение специфики гоголевских мистических персонажей. Исследование причин введения мистической линии в изучаемых произведениях, их ценности для сюжета и идейного содержания. Цель исследования: рассмотрение специфики мистических мотивов в произведениях Н.В. Гоголя Гипотеза: мистические образы в творчестве Н.В.Гоголя связаны с необычными событиями в его жизни.
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img4.jpg)
Фантастику Гоголя часто сравнивают с фантастикой ряда зарубежных писателей – главным образом Гофмана. Действительно, в произведениях Гоголя и Гофмана можно найти сходные черты. Тем не менее, сама природа фантастики, ее место у Гоголя отличаются своими особенностями, прежде всего реалистической основой. В произведениях Гоголя бытовые атрибуты всегда сохраняют свою сущность, содействуют пониманию мотивов и смысла ряда фантастических лиц и событий.
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img5.jpg)
«Стремление к крайностям, к преувеличениям, к гиперболам сказалось не только в творчестве Гоголя, не только в его произведениях: тем же стремлением была проникнута вся его жизнь. Все совершающееся вокруг он воспринимал в преувеличенном виде, призраки своего пламенного воображения легко принимал за действительность и всю свою жизнь прожил в мире сменяющихся иллюзий». В.Я. Брюсов «Совершенная истина жизни в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла». В. Белинский
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img6.jpg)
Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви. В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо.
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img7.jpg)
В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю. Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img8.jpg)
Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img9.jpg)
В сборнике повестей «Миргород» одной из самых мистических и страшных является повесть «Вий». Повесть была начата Гоголем в 1833 году. Вий - имя фантастического подземного духа, было придумано Гоголем в результате соединения имени властителя преисподней в украинской мифологии «железного Ния» и украинских слов «вия» - ресница и «повико» - веко, отсюда – длинные веки гоголевского персонажа. В примечании к «Вию» Гоголь указывает, что « вся эта повесть есть народное предание» и что он его передал именно так, как слышал, почти ничего не изменив.
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img10.jpg)
Однако до сих пор не обнаружено ни одно произведение фольклора, сюжет, которого точно напоминал бы повесть. Лишь отдельные мотивы «Вия» сопоставимы с некоторыми народными сказками и преданиями. Гоголь – реалист. Его поэзия реальна, поэзия жизни действительной, жизни кротко знакомой нам. Иногда в творчестве Гоголя стирается грань между вымыслом и реальностью. «Вий» один из примеров такого произведения. Эти «набожные» люди лишь хотят казаться таковыми. Но они обманывают, прежде всего, себя.
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img11.jpg)
В литературе фантастика развивалась на базе романтизма, основным принципом которого было изображение исключительного героя, действующего в исключительных обстоятельствах ЗАКЛЮЧЕНИЕ Это освобождало писателя от каких-либо ограничивающих правил, давало ему свободу в реализации творческих возможностей и способностей. Видимо, это и привлекло Н.В.Гоголя, который активно использовал фантастические элементы не только в романтических, но и в реалистических произведениях.
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img12.jpg)
2. Гоголевская фантастика построена на представлении о двух противоположных началах – добра и зла, божественного и дьявольского, однако собственно доброй фантастики нет – она переплетена с «нечистой силой». 3. Фантастические элементы в творчестве Гоголя – это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img13.jpg)
4. Тонкая и сложная связь искусства с действительностью – основа Гоголевского художественного мира, и только на таком фундаменте можно было воздвигнуть воплощенную в «мертвых душах» «всю громадно несущуюся жизнь». Альфред Шнитке «Гоголь-сюита»
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img14.jpg)
5. Связь искусства и реальности у Гоголя усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Противоречия эпохи доведены им до степени абсурда, пронизывающего всю русскую жизнь.
![](/data/ppt_to_html/u398949/p247341/img15.jpg)
6. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершенно новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. 7. Мир Гоголевских произведений насыщен элементами мистики, фантасмагории – явных или скрытых , имеющих место или кажущихся.