12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексеева Людмила Владимировна73

Презентация по английскому языку на тему "ЕГЭ-2022: изменения в заданиях письменной части 39,40 и алгоритмы их выполнения"

Задание 39 и 40 Изменения 2022 Структура и алгоритмы выполнения заданий

Задание 39 (e-mail). Структура РКЗ Аспект 1. Ответ на вопрос о том, какая погода летом в России, дан Аспект 2. Ответ на вопрос о том, какое время года любит автор письма больше всего и почему, дан Аспект 3. Ответ на вопрос о том, каковы планы автора письма на лето, дан Аспект 4. Три вопроса о дяде друга по переписке заданы Аспект 5. Нормы вежливости соблюдены: благодарность за полученное письмо или/и выражение положительных эмоций от его получения, надежда на последующие контакты (+-) Нет ссылки на предыдущие контакты. Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: обращение, завершающая фраза, подпись автора в соответствии с неофициальным стилем

Благодарность за полученное письмо или/и выражение положительных эмоций от его получения По аспекту 5 (нормы вежливости) эксперт выставляет в дополнительной схеме плюс (+) при наличии двух элементов – (1) благодарности за полученное письмо/ выражения положительных эмоций от его получения и (2) выражения надежды на последующие контакты; минус (–) при отсутствии обоих элементов; плюс-минус (±) при наличии только одного из них. При этом следует помнить, что благодарность за полученное письмо и надежда на последующие контакты могут быть выражены по-разному.

Благодарность и/или эмоции Thanks for your recent email. Thanks for your message. Thanks for writing to me. Great to hear from you. I was very glad to hear from you (again). I’m always glad to get messages from you. Thanks for your message. I was very glad to hear from you. Thanks for writing to me. Great to hear from you.

!!! Повторим, что ссылка на предыдущие контакты не является обязательной, но и ошибкой не является, как видно из приведённых примеров. При обучении написанию электронного письма следует рекомендовать учащимся давать две фразы в этом первом абзаце (см. два последних примера), имея в виду, что если будет дана только благодарность, то абзац будет состоять из одного предложения, а это нежелательно. Однако при оценивании балл по критерию «Организация текста» в этом случае не снижается.

Надежда Write back soon. Hope to hear from you soon. Please, write to me soon. Drop me a line. Желательно, чтобы фраза была написана на отдельной строке, но не считается ошибкой, если она примыкает к фразе, объясняющей, почему автор заканчивает письмо (эта фраза необязательна, но допустима). Эти 2–3 фразы образуют отдельный абзац. Отметим, что фразы “I will write you soon”, “See you soon” являются обещанием автора письма, а не выражением надежды на то, что друг вскоре ответит ему и не принимаются в качестве таковых.

Полнота и точность? Полным ответом считается ответ, раскрывающий содержание всех пунктов плана и отвечающий коммуникативной задаче. Полный ответ на пункт плана включает все элементы вопроса: WHERE and WHEN, WHAT and WHY. Если дан ответ только на одну часть вопроса, то такой ответ считается неполным. Точным считается ответ, соответствующий предложенным пунктам плана и заданным вопросам. Неточным считается ответ, если он содержит фактическую ошибку, отход от темы или элементы топика.

Оценивание вопросов (аспект 4) если из трёх необходимых вопросов другу принят только один, то в дополнительной схеме эксперт проставляет минус; если приняты два вопроса – плюс-минус; приняты все три вопроса – плюс.

Стилевое оформление Избегаем использовать официальный стиль (Sincerely yours, ) или сниженно-разговорный (highly colloquial) или даже сленг. Хотя использование разговорных грамматических форм в электронном письме не считается ошибкой, например: gonna – going to; wanna – want to. Использование традиционных и общепринятых для электронной среды акронимов, аббревиатур, сокращений допускается в электронном письме, однако специально обучать им школьников не стоит. (ASAP: as soon as possible)

Обращение Dear Kevin, Hello Kevin, / Hello, Kevin, Hi Kevin, / Hi, Kevin, Kevin, Hi, Hi! Hello again! Hi there! Неверное имя – аспект не выполнен!

Завершающая фраза Best wishes, All the best, With love, Yours, Имя (без точки) Стилевое оформление выбрано правильно: обращение, завершающая фраза, подпись автора в соответствии с неофициальным стилем – оцениванием по правилу выше.

Организация Логичность Деление на абзацы Средства логической связи Обращение на отдельной строке Завершающая фраза на отдельной строке Подпись на отдельной строке на 2 балла допускается одна ошибка в организации текста.(при оценивании – ставим количество ошибок 1)

Логичность Повторно отметим, что в электронном письме не нужны адрес и дата. Если даётся один из этих элементов или оба, это считается за 1 ошибку в логичности. Лучше не нарушать порядок абзацев логичный переход к вопросам другу, пишет “Oh, what great news!” или “My congratulations!”. Если дальше он не поясняет, с чем он поздравляет или что за новости, а сразу приступает к вопросам, то это нарушение логичности. Указание даты и/или адреса отправителя в электронном письме считается за 1 логическую ошибку

Язык Базовый уровень Пунктуация: отсутствие запятой после обращения ошибкой не является, ошибкой считается только восклицательный знак. Ошибкой в электронном личном письме считается восклицательный знак после обращения и завершающей фразы. Восклицательные знаки в конце предложений “Hi!”, “Hello there!”, “Thank you for your letter/message!”, “Write back soon!” ошибкой не считаются. Точка после подписи считается ошибкой. Точка после завершающей фразы вместо запятой также считается ошибкой.

Письмо? Данные корпусной лингвистики говорят о нескольких возможностях: email, email message, email letter. Если по контексту понятно, что речь идёт об электронном письме, то используется и просто слово letter. Учитывая все это, экспертам следует принимать все возможные именования электронного письма: email, email message, email letter, letter. (2- e-mail\email)

!!! в письменной части оценка не снижается, если участник экзамена последовательно использует американский вариант английского языка. neighbor / neighbour; traveling / travelling; favourite / favorite; centre / center и т.д. Однако если экзаменуемый использует британский вариант и вдруг в отдельном слове даёт американское написание, это считается ошибкой.

Пример You have received an email message from your English-speaking pen-friend Sammy who writes: From: Sammy@mail.uk To: Russian_friend@ege.ru Subject: A healthy lifestyle … Summer is coming and my sister has decided to lose weight. Do Russian teenagers lead a healthy lifestyle, why or why not? What sports and games are popular among them? How do teenagers spemd their free time? I’m planning my winter holidays… Write an email to Sammy. In your message: – answer his questions; – ask 3 questions about his plans for the winter holidays. Write 100–140 words. Remember the rules of email writing.

Задание 40 «Развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы» Письменное высказывание с элементами рассуждения (задание 40) формата 2022 г. по-прежнему оценивается по пяти критериям: «Решение коммуникативной задачи» (максимально 3 балла), «Организация текста» (максимально 3 балла), «Лексика» (максимально 3 балла), «Грамматика» (максимально 3 балла), «Орфография и пунктуация» (максимально 2 балла).

РКЗ (3 балла - допускается 1 неполный/ неточный аспект и 1 нарушение нейтрального стиля). 1) вступление, соответствующее предложенной коммуникативной ситуации и теме проектной работы 2) описание приведенной в таблице или диаграмме статистики (2-3 факта); 3) сравнение фактов в рамках темы проектной работы; 4) определение проблемы, которая может возникнуть в исследуемой сфере и предложение пути её решения; 5) заключение, в котором необходимо выразить своё мнение по указанному вопросу, связанному с темой проекта и 6) стиль.

Аспект 1: вступление, соответствующее теме проектной работы. Если участник экзамена во вступлении вообще не упоминает проект, проектную работу (но далее в ответе есть такие упоминания), то аспект 1 является невыполненным, в дополнительной схеме ставится минус, так как вся коммуникативная ситуация построена на выполнении проекта. Более того, во введении ставится задача: make an opening statement on the subject of the project. Точно также во вступлении должна быть указана тема проекта и/или его цель. В отличие от предыдущего формата задания 40 перифраз темы здесь не требуется. Аспект 1 является неточным/неполным (в дополнительной схеме ставится +-), если участник экзамена: • пишет, что это он провел опрос/собрал сведения; • не упоминает или искажает детали опроса (страна9, аудитория).

Пример

1 абзац Nowadays almost everyone has a smartphone. While doing a project on smartphones, I found some data showing how people living in Zetland use their smartphones. I am going to comment on the data and express my opinion.

Аспект 2. 2–3 факта из данных в таблице приведены. !!!Даем конкретные цифры, представленные в таблице или в диаграмме. В инструкции ясно сказано: числительные надо писать цифрами, а не словами, т.е. требуется приведение конкретных цифр. Однако возможно частично описательное представление результатов опроса, например, «половина», «треть», «почти четверть», если оно не искажает приведенные в статистике данные и является эквивалентом числового представления. Тем не менее, цифры обязательно должны присутствовать, иначе вся идея использования результатов социологического опроса сводится на нет. Если автор пишет: «Многие участники выбирают как самый популярный жанр – приключения» и не даёт цифр (хотя бы в скобках), раскрывая аспект 2, то считаем аспект нераскрытым.

Пример As can be seen from the chart, most respondents in Zetland use their smartphones to send and receive emails and to make phone calls – 79% and 78% respectively. It is also clear that the least popular purpose of using smartphones is paying for purchases (just 15%), which is quite surprising given that more and more people prefer mobile payment services to credit cards and cash.

Аспект 3. 1–2 существенных сравнения даны. Прежде всего, подчеркнем, что проводимые сравнения автор должен связать с темой проекта. Также важно, чтобы 5 фактов из таблицы/диаграммы были правильно распределены между двумя пунктами плана, и чтобы для сравнения были выбраны такие факты/цифры, о которых можно сказать что-то существенное.

??? ?Возникает вопрос, как оценивать аспекты 2 и 3, если не вся информация, данная в таблице /диаграмме использована. Если бОльшая часть данных (3 из 5) использована, то баллы не снижаются: 2 факта приведены и 1 сравнение дано. Если используется менее 3 цифр/фактов, то либо аспект 2, либо аспект 3 является неполным, что естественно ведет к снижению баллов. ?В апробации были ответы, в которых повторяется одна и та же информация во 2 и 3 абзацах, что, безусловно, нежелательно. Принимаем, если дано в другом языковом оформлении, или идея дублирована частично. Например, в абзаце 2 говорится о том, что 40% назвали книги о приключениях, в то время как книги о спорте предпочитают читать только 20%. В абзаце 3 говорится, что книги о приключениях предпочитают читать вдвое больше подростков, чем книги о спорте.

Пример Based on the chart, it can be inferred that 58% of Zetland citizens also use their smartphones to surf the Internet, and it is 10 percentage points more popular than playing games. It demonstrates that most people tend to look for necessary information for their work or studies rather than wasting time on useless activities.

Аспект 4. Возможная проблема, связанная с …, обозначена, и её решение предложено. Участник экзамена вправе выявить проблему, скрытую в данных социологического опроса или поднять любую другую проблему в исследуемой сфере. Если предлагается нереальная или абсурдная проблема, то аспект считается невыполненным. Если проблема реальна (например, болезни глаз, связанные с чтением), но предлагается её абсурдное решение, то в этом случае такой аспект считается неточным (например, чтобы глаза выздоровели, нужно поспать).

Пример outline a problem that can arise with using smartphones and suggest a way of solving it; However, using smartphones can cause several problems. The most serious one is that people become too dependent on their devices. I believe that reducing time spent on the smartphone is the best solution to this problem. For example, people should opt for face-to-face сommunication instead of emailing because it is faster and does not result in losing communication skills.

Аспект 5. Мнение автора о … в заключении выражено. Для раскрытия этого аспекта важно точно следовать формулировке, данной в плане ответа. Формулировки могут выделять разные стороны исследуемого явления – с некоторым расширением: например, тема проекта «Чтение в жизни подростков», а в заключении может стоять «роль чтения в жизни людей». в заключении должно быть эксплицитно сказано, что это мнение автора. Общие фразы типа «Чтение имеет большое значение…» без указания «по моему мнению»/«я считаю» и т.п. не соответствуют плану и коммуникативной задаче. Если автор прямо не указывает, что мнение принадлежит ему, то такой ответ не принимается (в дополнительной схеме ставим минус). Возникает вопрос, считать ли ошибкой, если автор развёрнуто высказывает своё мнение во вступлении, а затем в заключении высказывает своё мнение развёрнуто ещё раз. В этом году такое дублирование идеи принимается, если дано в другом языковом оформлении.

Пример conclude by giving your opinion on the role of smartphones in our life. In conclusion, I think that despite our growing overdependence on smartphones, they are an integral part of our life because they help us cope with everyday tasks.

Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: соблюдается нейтральный стиль. соблюдать нейтральный стиль. Выделены 4 типа стилистических ошибок: 1) риторические вопросы; 2) разговорные выражения и конструкции типа Let's… (Let us и Let me – нейтральный стиль); 3) сниженная лексика типа folks (people, …); 4) 3 варианта стяжённых форм: – типа I’m, he’s; – отрицательные формы типа don’t, aren’t; – формы модальных глаголов типа can’t, mustn’t (Исключение: needn’t). Если в работе допущено 1 нарушение нейтрального стиля любого типа, ставится плюс (+) по данному аспекту, если нарушений больше, но не во всех типах, то ставится плюс-минус (±), если есть нарушения во всех 4 типах стилистических ошибок, то данный аспект 6 по РКЗ считается несостоявшимся и в дополнительной схеме оценивания выставляется минус (–).

Организация текста - Максимальный балл 3 Логичность Деление на абзацы Использование средств логической связи

Логичность - ошибки неправильное использование местоимений (referencing). Типичная логическая ошибка – употребление ‘he’ в случаях, когда нужно заменить местоимением существительное, например, ‘teenager’/’student. Когда нужно заменить местоимением существительное единственного числа, допускается использование ‘he/she’ или ‘he or she’. Однако в современном английском языке нормой в подобных обобщениях (generalization) стала замена существительного в единственном числе, а также замена местоимений everyone/everybody и т.п. на местоимение they и использование в аналогичных случаях притяжательного местоимения their. Например, “Everybody at school has their holiday in summer” – норма современного английского языка. Возможны и другие случаи ошибок, когда участники экзамена дают местоимения, не соответствующие существительным. Так, например, часто ошибочно заменяют неодушевленные существительные во множественном числе местоимением ‘it’ вместо ‘they’.

Деление на абзацы В процессе обучения даётся установка, что каждому пункту плана должен соответствовать отдельный абзац. Также сохраняется общее требование к письменным высказываниям – абзац не может состоять из одного предложения.

Средства логической связи Следует помнить, что сочинительные союзы ‘But’ и ‘And’ в начале абзаца не принимаются. Внутри абзаца принимаются, если соответствуют контексту. Что касается подчинительного союза ‘вecause’, то его использование и в начале абзаца, и в начале предложения внутри абзаца являются ошибкой. Ошибкой также считается использование связки ‘Firstly’ без дальнейшего использования связки ‘Secondly’.

Лексика (3 балла) В задании 40 лексический запас должен соответствовать высокому уровню. Ограниченность словарного запаса показывают: • повторы одних и тех же слов, отсутствие синонимов; • отсутствие антонимов; • некорректное употребление слова; • нарушение сочетаемости. К лексическим ошибкам отнесём: • ошибки в неправильном употреблении слова в контексте; • ошибки в сочетаемости; • пропуск слова, когда это не влияет на грамматическую структуру предложения; • ошибки в словообразовании (если не меняется часть речи: regular-unregular вместо irregular); • послелоги во фразовых глаголах; • ошибки в написании слов, которые меняют их значение (think – thing, lose – loose).

Грамматика (3 балла) В задании 40 грамматические средства также должны соответствовать высокому уровню сложности задания. Ограниченность грамматических средств показывают: • повторы одних и тех же конструкций; • использование только простых коротких предложений; • отсутствие распространённых предложений; • некорректное использование грамматических средств. К грамматическим ошибкам отнесём: • ошибки в употреблении видовременных форм глаголов, неличных форм глаголов, модальных глаголов; форм множественного числа и притяжательного падежа существительных; форм степеней сравнения прилагательных и наречий; артиклей, предлогов, местоимений и т.д. (см. Кодификатор); • ошибки в порядке слов в предложении; • пропуск слова (подлежащего и сказуемого), влияющий на грамматическую структуру предложения; • ошибки в словообразовании, если меняется часть речи, например от прилагательного active вместо существительного activity образуют наречие actively. Подчеркнем, что все ошибки, связанные с грамматическими, неполнозначными частями речи, являются грамматическими ошибками. Так, например, участники экзамена часто путают ‘every’ и ‘any’ – это грамматическая ошибка, поскольку местоимения не являются полнозначными словами.

Орфография и пунктуация (2 балла) К орфографическим ошибкам отнесём все ошибки в написании слова, если они не меняют значение слова. Если ошибка в написании слова меняет его значение, то такая ошибка переходит в разряд лексических (think – thing, lose – loose). Если слово, повторяющееся в работе несколько раз, один раз написано правильно, а второй раз (третий и т.п.) – неправильно, это считается ошибкой. Если слово написано неразборчиво и какая-то буква либо буквы непонятны, то это считается ошибкой. Иногда участники экзамена в середине фразы пишут слова с большой буквы, например: “However, some people think It is easy to live without the Internet” – это орфографическая ошибка.

К пунктуационным ошибкам отсутствие точки и вопросительного знака в конце предложения, отсутствие запятой после всех типов вводных слов и предложений и в перечислении, нарушения при оформлении прямой речи. Отсутствие точки следует рассматривать как ошибку только при отсутствии заглавной буквы в начале следующего предложения, т.к. точки не всегда хорошо сканируются. Отсутствие запятой после всех типов вводных слов считается одной повторяющейся ошибкой.