12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ястребова Ольга Николаевна145
Россия, Удмуртская респ., Ярский район, село Пудем

Обидчивые дети

ОБИДЧИВЫЕ ДЕТИ .

план 1.Определение обиды. 2.Проявление обиды. 3.Личностные особенности обидчивых детей. 4.Помощь ребёнку. 5.Игры и упражнения. 6.Правила поведения с обидчивым ребёнком. 7.Как вести себя с обидчивым ребенком 8. Советы родителям 9. Высказывания Антуана де Сента- Экзюпери 10 Список литературы

Определение обиды Оби́да — несправедливо причиненное огорчение, оскорбление ,а так же, вызванная этим отрицательно окрашенная эмоция. Обида включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда ничего уже невозможно поправить. В отличие от укора и претензии, когда есть возможность исправить ситуацию. Обида — событие, которое оценивается, как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные переживания (обидчика или человека, претерпевшего обиду), и возможные реакции на событие (например, отказ от общения с человеком вследствие ссоры.

Проявление обиды. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего «Я», свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся следующие: - игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны (например, ребенка не приглашают играть или не дают желанной роли); - отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке); неуважительное отношение со стороны других (обзывательство, дразнилки); - успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

Личностные особенности обидчивых детей: - Обидчивые дети как будто не замечают окружающих. Они выдумывают несуществующих друзей и истории, не обращая внимания на своих реальных партнеров. Собственные фантазии, в которых ребенок обладает всеми мыслимыми достоинствами (силой, красотой, необыкновенной храбростью), закрывают от него реальность и замещают действительные отношения со сверстниками. Оценка себя и отношение к себе замещает непосредственное восприятие сверстников и отношения с ними. Окружающие ребенка реальные сверстники воспринимаются как источник отрицательного отношения.

Личностные особенности обидчивых детей - Обидчивые дети воспринимают успехи других , как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду. Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя.

Личностные особенности обидчивых детей - У обидчивых детей существует явное ощущение своей «недооцененности», непризнанности их достоинств и собственной отверженности. Однако это ощущение не соответствует реальности. Данные исследований показывают, что обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не принадлежат к числу непопулярных или отвергаемых. Следовательно, такая заниженная оценка обидчивых детей глазами сверстников является результатом исключительно их собственных представлений.

Помощь ребенку Обычно родители, понимая особую ранимость своего обидчивого малыша, его обостренную потребность в признании и уважении, стремятся удовлетворять эту потребность и как можно чаще хвалить и поощрять его. Взрослые должны стремиться избавить малыша от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Он должен постоянно чувствовать уважение к себе и доброжелательность окружающих. Только тогда маленький человечек будет ощущать уникальность, бесценность своей личности, и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими. В практике дошкольного воспитания распространены и широко используются конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания. Но обидчивым детям лучше не играть в такие игры, поскольку все они направляют внимание на собственные качества и достоинства, порождают ориентацию на оценку окружающих и, в конечном итоге – неоправданные ожидания и обиды.

Игры и упражнения . Прогулка с компасом» Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим. Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «туриста не может общаться с „компасом“ на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Игры и упражнения . Упражнение «Ящик с обидками» Цель: посредством активных действий выплеснуть негативные переживания. Материалы: картонный ящик и газета. Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными обидчику. Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.

Правила поведения с обидчивым ребёнком 1. Помогите ребенку определиться со своими чувствами и эмоциями. Скажите, что вам понятно, из-за чего он злится, и почему ему сейчас неприятно из-за произошедшего. 2. Примите негативные эмоции ребенка, возникшие из-за его разногласий с окружающими. Поддержите его, даже если вас не устраивает это поведение в настоящий момент. 3. Уважайте личность ребенка, его потребности и желания. Даже если в данный момент они невыполнимы, спокойно растолкуйте ребенку - почему. Важно проявлять понимание и поддержку во время диалога.

Как вести себя с обидчивым ребёнком - Старайтесь чаще показывать свою доброжелательность к ребёнку, чтобы ему не приходилось разными способами напоминать об этом. - Если ребёнок обижается, что в его присутствии хвалят других, объясните ему, что в одобрении и похвале нуждаются все, кто этого заслуживает. - Стройте отношения с ребёнком на партнёрской основе, объясняя, что у каждого есть свои интересы и намерения. - Работайте с эмоциональной сферой ребёнка, закаляя её и уча, каким способом нужно воспринимать ту или иную ситуацию и реагировать на неё. - Подбирайте полезные книги и мультфильмы, на основе которых можно легко объяснить малышу причины обид и удачные выходы героев из разных ситуаций.

Как вести себя с обидчивым ребёнком - Чаще общайтесь с ребёнком, объясняя ему, какие обиды адекватны, а какие нет. - Не нужно упрекать ребёнка в его обидчивости. Запретить обижаться невозможно, а можно только выработать правильную воспитательную стратегию смягчения этой особенности. - Смотрите за тем, чтобы ребёнок не накапливал обиду, а делился своими чувствами. Учите правильно реагировать на обидные ситуации. - Не нужно сравнивать ребёнка с другими детьми и не указывайте на их превосходство в чём-то. - Старайтесь понять причины чрезмерной обидчивости ребёнка.

Советы родителям - «На детскую обидчивость важно взглянуть с точки зрения построения всей воспитательной системы в семье. Важно, чтобы между родителями царило согласие, а ребёнку уделялось достаточно внимания. Тогда детских обид будет гораздо меньше». Уделяйте ребёнку больше внимания, тогда детских обид будет меньше.

Советы родителям - Проявляйте интерес к внутренней жизни ребёнка. - Научите ребёнка говорить вслух о своих мыслях и желаниях. - Когда выражаете свои требования, озвучиваете их более конкретно. - Научите ребёнка ставить себя на место другого человека. - Объясните ребёнку, что поступки людей вокруг — разнообразны; пусть он осознает это и примет. - Развивайте и укрепляйте мнение ребёнка о себе, повышайте его самооценку. - Учите ребёнка смотреть на многие вещи с юмором. - Беседуйте с ребёнком на предмет обид, ищите способы их преодоления.

Список литературы 1. "Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология»" Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 2. yandex.ru/images