12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Киселева Наталия Геннадиевна1436
Россия, Курская обл., Железногорск

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.3). Работа со схемами. Алгоритмы и клише.

Обобщение опыта работы «Готовимся к написанию сочинения - рассуждения (задание 9.3). Работа со схемами, алгоритмами и клише»

Задание 9.3

Даем определение понятия. Определение -   логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определение – это установление смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных; в левую часть определения входит определяемый термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые слова; уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика. Дать определение слова - это значит подвести данное понятие под другое, более широкое.

Основные способы толкования значения слов Синонимический способ определения. Значение слова раскрывается близким по значению словом- синонимом или синонимическим выражением.   Если синонимический ряд не даёт достаточного знания, он может объединяться с описанием в описательно- синонимическое определение. Описательная часть такого определения позволяет более точно указать содержание поясняемого слова, синоним же содержит в себе дополнительные сведения о значении.   Отрицательные определения. Указание таких свойств, понятий, предметов и т.д., которые у них отсутствуют.   Комбинированный способ – совокупность способов, позволяющая полнее раскрыть оттенки значения слова.   Составляем словарики понятий!

Правило шести шагов. Шаг 1. Внимательно читаю текст и задание. Шаг 2. Формулирую определение понятия. Шаг 3. Комментирую определение. Шаг 4. Ищу аргумент-пример 1 в тексте. Шаг 5. Ищу аргумент-пример 2 (жизненный опыт). Шаг 6. Формулирую вывод.

Вопросы – подсказки к комментарию Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)? Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение? Чем существенным я могу дополнить это определение? Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить? Какое значение ключевых слов мне хотелось бы уточнить?

Содержание комментария Определение Ключевые слова Ключевые словосочетания Почему дано именно такое толкование (определение)? Чем существенным можно дополнить данное определение? На что хотелось бы обратить особое внимание? Какой дополнительной информацией можно его расширить? и др. Какое ключевое слово (словосочетание) хотелось бы пояснить; развернуть; расширить; уточнить; дополнить.

Что может Н.И.? может передать внутренний мир человека, отразить тончайшие движения его души, показать сложнейшую гамму эмоций, чувств, настроений, переживаний; позволяет увидеть и почувствовать мир в необычайном многообразии и т.д. Настоящее искусство в тексте; в жизненном опыте; Какие рождает чувства? НЕ кустарное ремесло, НЕ слепое подражание!… Это отражение состояния души творца; умение в творчестве передать различные образы; вдохновение, умноженное на талант; произведения людей, одержимых творчеством; зеркало, отражающее действительность через чувства и переживания художника; «средство обмена чувствами» (Л.Толстой) Какова роль Н.И.? формирует сознание человека; воспитывает эстетические чувства; созидает и преображать мир и человека; очищает душу человека; побуждает к самосовершенствованию ; делает человека лучше, чище, красивее; и т.п. Ищу аргументы музыка; живопись; скульптура; архитектура; хореография; литература и т.д. удивление; восхищение; восторг; радость и т.д.

1. Формулировка тезиса Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного в задании слова; утверждение, доказываемое в рассуждении). … - это … На мой взгляд (я думаю, мне кажется), … - это … … человеком можно назвать того, кто … … человек – это тот, кто … .., как мне кажется, похож(-а, -е) …

2. Основная часть. Аргументация 1) Пример – аргумент из текста. Так, в тексте (указать автора)… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению (номер) текста. Предложение (номер) подтверждает мысль о том, что… Эту мысль легко доказать, обратившись к предложению (номер) текста (указать автора). Например, анализируя поведение (речь, поступки) героя данного текста, можно увидеть, что …

2. Основная часть. Аргументация 2) Пример – аргумент из жизненного опыта. Немало примеров проявления … мы видим и в нашей жизни. Например, … В художественной (музыкальной) школе нам рассказывали подобную историю о… Я вспоминаю похожий случай из своего детства… Кроме этого, ещё одним доказательством справедливости моего утверждения может служить такой пример из учебника (обществознания, истории, физики, биологии, географии, литературы): …

Заключение к сочинению III. Вывод (заключение, сделанное на основе аргументов и связанное с тезисом). Речевые сигналы: Таким образом, … Итак, … Следовательно,… Подводя итог сказанному, отмечу … Думаю, что… Очень хотелось бы, чтобы … Хочется верить, что… Обобщая сказанное, хочется отметить, что…

«Урок одного понятия» Представление «слова-понятия». Записи на доске, использование наглядности, видео- и компьютерных средств (презентация) Постановка цели, мотивационный момент. Создание ситуации заинтересованности: «Знаете ли вы, что...?», «Зачем это нужно знать?», «Когда слово – золото...», «Незнакомое в знакомом» Постановка «вопроса самому себе».

Этимологическая страница. Сведения о происхождении, историческом пути слова в форме комментариев и пояснений, обращение к этимологическим словарям, сообщения в оригинальной форме с помощью приемов «Слово и история», «Этимологический этюд», «В глубь слова».

Лексикографическая страница. «Слово в словаре» (работа со словарями): установление значений слова, сопоставление лексикографической информации по разным словарям, сравнение объема словарной статьи в толковом словаре, в специальных словарях и энциклопедиях.